11.2. Финансовое воздействие государства на обеспечение благосостояния населения
В широком смысле уровень жизни – это комплексная характеристика внимания общества к человеку. Она синтезирует объем и структуру потребления, экономические и производственно-технические условия труда, количество и качество свободного времени, протекание демографических процессов, гарантии материального обеспечения членов общества и семей, имеющих иждивенцев, размеры и состав собственности граждан, перспективы ее расширения, возможности, которые общество предоставляет для всестороннего развития личности каждому индивидууму.
В узком (конкретном) значении уровень жизни представляет систему количественных показателей, характеризующих объем, степень и качество удовлетворения потребностей человека.
Натуральные показатели уровня жизни – конкретны и наглядны, позволяют сделать сопоставление уровней жизни в разных странах, ибо на них не оказывают влияния различия масштабов цен и доходов. Но у натуральных показателей есть недостаток – отсутствие комплексности, односторонность. Этот недостаток устраняется применением стоимостных показателей, к которым относятся, например, объем национального дохода в расчете на душу населения, величина и удельный вес в национальном доходе фонда потребления, среднедушевой денежный доход семьи, стоимость минимальной потребительской корзинки (прожиточный минимум), индекс реальных доходов населения и т.д.
Основные измерители уровня жизни:
Структура и уровень потребления основных видов благ и услуг в натуральном выражении в расчете на 1 человека или 1 семьи из 4 человек в год;
мера обеспеченности человека и семьи потребительскими благами: показатели годового потребления пищи, одежды, обуви, обеспеченности жилой площадью, мебелью, товарами длительного пользования, предметами культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода,
обеспеченность населения школами, д/с, врачебным обслуживанием, парикмахерскими, банями, столовыми.
Формирование уровня жизни происходит при непосредственном и активном участии финансов. Объем потребления материальных и нематериальных благ зависит от величины доходов граждан и социальной политики государства.
Уровень жизни населения определяют не номинальные, а реальные денежные доходы, объем которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования, уровня инфляции, размеров дотирования и др.
Реальные доходы граждан образуются в результате многократного финансового распределения и перераспределения стоимости.
Так, с помощью налогов урезаются полученные гражданами денежные доходы и тем самым уменьшаются их реальные доходы. Однако финансовые ресурсы, мобилизованные посредством налогов, направляются через бюджет в сферы культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, используются на дотации и компенсационные выплаты, благодаря чему обеспечивается не только сохранение, но и рост уровня реальных доходов граждан. Реальные денежные доходы населения, обязательно содержат определенную сумму финансовых добавок и вычетов. В условиях рыночных отношений роль этих добавок и вычетов существенно возрастает, они приобретают характер финансовых регуляторов денежных доходов населения.
Независимо от конкретных форм и методов финансовое регулирование денежных доходов населения призвано решать следующие задачи:
повышение общего уровня жизни населения;
достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан;
обеспечение прожиточного минимума и конституционных гарантий для всех граждан независимо от пола и возраста, национальности, места проживания, а также вида общественно полезного труда и способов извлечения доходов в рамках действующих законов;
стимулирование трудовой и деловой активности населения, борьбы с незаконными доходами;
привлечение всех трудоспособных граждан к финансовому участию в общегосударственных мероприятиях.
Отрицательное регулирующее воздействие на доходы граждан оказывают косвенные налоги и, прежде всего, налог на добавленную стоимость.
В действующей системе налогообложения физических лиц главным объектом налогового регулирования выступают пока что денежные доходы, полученные в качестве вознаграждения за труд или в результате предпринимательской деятельности. Между тем в условиях рынка в орбиту финансового воздействия должны попадать также дивиденды, проценты, выигрыши и другие виды поступлений от инвестирования средств в ценные бумаги.
Непосредственное участие финансов в повышении благосостояния граждан осуществляется через общественные фонды потребления. Они используются для оказания населению бесплатных услуг, выплаты денежных пособий и предоставления различных льгот. Общественные фонды потребления выступают финансовой базой реализации конституционных прав и гарантий, декларируемых государством в социальной сфере. Специфика распределения благ через общественные фонды потребления заключается в его целевом характере, т.е. в непосредственной связи размеров и видов социального обслуживания с удовлетворением конкретных потребностей определенных групп населения.
В отличие от налогового регулирования механизм общественных фондов потребления позволяет обществу непосредственно воздействовать на структуру потребительских расходов граждан в интересах выравнивания социально-экономического положения различных категорий населения. Размеры выплат и льгот из общественных фондов потребления не только являются важной составной частью совокупного потребительского фонда, но и воплощают в себе социальные приоритеты в распределении и потреблении жизненных благ.
В условиях свободной экономики рост благосостояния граждан будет предопределяться в первую очередь резким повышением стоимости рабочей силы на рынке труда, значительным расширением доходов от различных форм коллективной и частной собственности. При таких обстоятельствах сфера бесплатных услуг и всякого рода льгот станет неизбежно сужаться за счет расширения платного социального обслуживания. В результате оплата труда и другие формы доходов от активной деятельности будут все более превалировать, в то время как общественные фонды потребления будут все более выступать в роли источника, используемого на содержание социально незащищенных и малообеспеченных категорий граждан.
Состав и объем жизненных благ, доставляемых через общественные фонды потребления, будут в первую очередь зависеть от структуры расходов государственного бюджета, за счет средств которого в настоящее время формируется около 70% средств этих фондов. В условиях рыночной экономики должна значительно возрасти социальная роль бюджета. Количественно это найдет свое выражение в существенном увеличении доли расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме используемых бюджетных ресурсов.
Переход к рыночным отношениям вызвал к жизни новые для нашего государства источники получения денежных доходов граждан, непосредственно связанные с общественными фондами потребления. Это всевозможные благотворительные и близкие к ним по назначению социальные фонды. Роль данного источника в удовлетворении потребностей будет постоянно возрастать, ибо рынок неизбежно порождает социальную дифференциацию граждан, в результате чего образуется иногда значительная по численности группа людей, не обеспечиваемых ни государственными управленческими структурами, ни предприятиями и организациями. Реальная финансовая помощь для таких категорий граждан может поступать только в порядке благотворительности или путем сбора и перераспределения средств среди аналогичных социальных групп.
Система социальных трансфертов – финансирование программ поддержки социально незащищенных слоев населения.
Установление социальных гарантий
Законодательное определение минимального уровня оплаты труда, пенсионного обеспечения.
Введение надбавок и доплат за работу в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями.
Определение продолжительности труда и отдыха, границ рабочего дня, прав работников и работодателей.
Выплата пособий по временной нетрудоспособности.
Выплата пособий лицам, состоящим на учете в службе занятости.
Налоговые льготы – это преимущества, предоставляемые одним налогоплательщикам по сравнению с другими налогоплательщиками в налоговом законодательстве, в том числе:
полное или частичное освобождение от уплаты налогов отдельных видов деятельности и организаций (например: общественные организации инвалидов, ритуальные услуги);
понижающая ставка;
налоговые вычеты по отдельным операциям.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Социально значимым является именно распределение по располагаемым доходам, поскольку оно определяет качество жизни населения. На то, каков должен быть уровень дифференциации доходов и социального равенства в стране, существуют различные точки зрения.
Так, в соответствии со взглядами сторонников либеральной экономики, роль государства должна ограничиваться обеспечением минимальных размеров прожиточного минимума для самых неимущих слоев населения и степень неравномерности распределения доходов должна ограничиваться только теми пределами, за которыми таится опасность социальных потрясений.
Сторонники социально ориентированной рыночной экономики считают, что государство обязано обеспечить максимально возможное равенство в уровне доходов. Единственным ограничением степени такого равенства они считают опасность снижения уровня мотивации экономической деятельности как у тех людей, кто, получая высокие доходы, вынужден их большую часть выплачивать в виде налогов, так и у тех людей, кто, получая низкие доходы за счет своих усилий, тем не менее может рассчитывать на значительные субсидии от государства.
- Федеральное агентство по образованию
- 7.1. Финансы предприятий, организаций, учреждений как элемент финансовой системы
- 7.2. Особенности финансов коммерческих предприятий
- 7.3 Принципы организации финансов коммерческих предприятий
- 7.4 Финансовые ресурсы коммерческих предприятий
- 7.5 Особенности организации финансов предприятия в зависимости от организационно-правовой формы
- 7.6 Особенности финансов некоммерческих учреждений и организаций (фнуо)
- 7.7 Особенности финансов общественных объединений
- 7.8. Финансы индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица
- Тема 8: Капитал, доходы, расходы, прибыль коммерческих предприятий
- 8.1 Основной капитал предприятия
- 8.2 Источники формирования основного капитала предприятия
- 8.3 Оборотный капитал предприятия
- 8.4 Источники формирования оборотного капитала предприятия
- 8.5. Доходы и расходы предприятия
- 8.6. Прибыль предприятия
- Тема 9: Финансы кредитных организаций
- 9.1 Финансы коммерческих банков
- Отчисления банков:
- 9.2 Финансы инвестиционных фондов
- Тема 10: Финансы домашних хозяйств
- Тема 11: Использование финансов для решения социально-экономических задач
- 11.1. Влияние финансов на развитие экономики
- 11.2. Финансовое воздействие государства на обеспечение благосостояния населения
- 11.3. Финансовое обеспечение развития социально-политической жизни общества
- 11.4. Финансовое обеспечение социальных гарантий
- 11.5. Использование финансовых рычагов регулирования и стимулирования производства
- 11.6. Влияние финансов на нтп
- Тема 12: финансовый рынок
- 12.2. Финансовые институты
- 12.3. Финансовые инструменты
- Тема 13: роль финансов в развитии международных экономических отношений
- 13.1. Финансы и развитие международных экономических отношений
- 13.2. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс
- 13.3. Финансы в деятельности международных экономических организаций
- 13.4. Финансовое обеспечение решения глобальных проблем
- Тема 14: Международные финансово-кредитные организации
- 14.1. Банк международных расчетов. Международный валютный фонд
- 14.2. Международный банк реконструкции и развития
- 14.3. Региональные валютно-кредитные организации Европейского союза
- Часть 1
- Часть 2 (вв январь 2009)