11.6. Влияние финансов на нтп
Долговременное повышение эффективности и масштабов производства возможно только на основе использования новейшей техники и технологии. В развитых странах в настоящее время почти весь прирост производительности общественного труда получают за счет создания, освоения и внедрения новой техники и технологии.
Переход на рыночные отношения в перспективе создает более благоприятные условия для развития НТП. Однако для создания у предприятия потребности тратить свои деньги на НИОКР и внедрение новой техники, необходимы определенные условия. Среди них – превышение предложения над спросом на существующем рынке товаров, отсутствие монополизма производителей и наличие конкуренции, свободный доступ всех желающих хозяйствовать к средствам производства и рабочей силе и т.д.
Механизм финансового регулирования НТП включает совокупность фондов финансирования и экономического стимулирования НИОКР, работ по созданию и внедрению новой техники, изобретательству, инструменты их образования и использования.
Для ускорения научно-технического прогресса большое значение имеют источники и методы определения размера фондов, порядок распределения их средств между отдельными этапами научных исследований, процессами разработки, создания, внедрения и освоения новой техники, способы концентрации средств на ключевых направлениях научно-технического прогресса и в руках тех научно-исследовательских и производственных коллективов и отдельных исследователей, которые добиваются наиболее крупных научно-технических достижений. Все эти задачи решаются с помощью финансового механизма.
Основными источниками финансирования расходов на науку являются средства бюджета и финансовые ресурсы предприятий и организаций. За счет бюджета покрываются расходы на НИОКР, непосредственно не связанные с производством. К ним относятся фундаментальные исследования, исследования в области космоса, обороны, здравоохранения и т.д. Работы по созданию и освоению новой техники, используемой в производственном процессе, в основном финансируются за счет отраслевых источников. Поэтому актуальность в настоящее время приобрели вопросы усиления воздействия на ускорение НТП механизма его финансового обеспечения в отраслях материального производства.
Основным источником финансирования работ по созданию и внедрению новой техники в отраслях материального производства до последнего времени был фонд развития производства, науки и техники.
С переходом к рыночным методам ведения хозяйства предприятиям была предоставлена возможность создавать за счет прибыли и другие фонды финансирования мероприятий НТП, самостоятельно определяя их размеры, условия образования и использования. Такой подход способствует комплексности и сбалансированности процесса финансового обеспечения НТП в отраслях материального производства.
Чтобы создать у предприятий дополнительные стимулы к увеличению затрат на НТП предусмотрено освобождение от обложения налогом на прибыль части затрат предприятий на проведение НИОКР, подготовку и освоение новых прогрессивных технологий и видов продукции, осуществляемых за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий.
Кроме средств самих предприятий для финансового обеспечения НТП в отраслях материального производства могут использоваться централизованные фонды вышестоящих организаций (где отраслевые структуры еще сохранились). Наличие централизованного источника позволяет концентрировать усилия на важнейших направлениях НТП, маневрировать ресурсами внутри отрасли. Однако в масштабах всего народного хозяйства страны этого явно недостаточно. Поэтому до последнего времени одним из источников финансирования оставались бюджетные средства науки и техники. Они же использовались в решающей степени и для финансирования НИОКР в большинстве отраслей непроизводственной сферы, а также фундаментальных исследований. При этом методы и условия их предоставления научным организациям существенно изменились.
Развитие этих методов привело к появлению нового инструмента финансирования исследований – грантов; так называются субсидии под конкретные разработки. Ученые, победившие по конкурсу, получают гранты на срок до нескольких лет для строго целевого использования средств в целях реализации собственного проекта.
Не менее важное значение имеет и другое направление финансового воздействия на ускорение НТП – экономическое стимулирование. Оно осуществляется через систему фондов экономического стимулирования, создаваемых на предприятиях, в научно-исследовательских и других организациях.
В условиях перехода к рыночной экономике важное значение приобретают методы стимулирования НТП, разрабатываемые самими предприятиями. В их компетенции теперь находятся вопросы о том, вводить специальные фонды поощрения за внедрение новой техники или использовать для этих целей фонды общего назначения, в каких размерах, формах и за выполнение каких показателей поощрять работников, участвовавших в научно-технических мероприятиях, и т.д.
Дополнительный импульс развитию новых организационных форм в науке придаст система финансовых льгот, предусмотренная специально для малых предприятий (освобождение от платежей в бюджет и т.д.).
Обязательной составной частью финансового механизма НТП является система материального стимулирования научных открытий, изобретений и рационализаторских предложений. Авторам научных открытий, лауреатам государственных и именных премий выплачиваются крупные денежные вознаграждения.
До последнего времени за внедрение в производство изобретений в зависимости от величины получаемого экономического эффекта авторам выплачивались денежные вознаграждения. Основанием для них служили авторские свидетельства, выдаваемые изобретателям.
Теперь вместо авторских свидетельств введено патентование изобретений, с предоставлением патентообладателю исключительного права использования нововведения. Размер вознаграждения автору устанавливается по соглашению сторон и максимальной суммой не ограничивается. Одним из инструментов финансового регулирования данной сферы деятельности станут пошлины на заявку, регистрацию и продление патента. Другим важным финансовым рычагом развития изобретательства является создаваемый Государственный патентный фонд. Этот фонд является юридическим лицом и будет осуществлять права и обязанности патентообладателя в отношении изобретений, исключительное право на пользование которых передано государству, принимать меры к их широкому использованию. Ресурсы его образуются за счет выручки от продажи лицензий на изобретения, патенты на которые принадлежат фонду, добровольных взносов предприятий, организаций и граждан, а также средств бюджета.
На предприятиях финансирование изобретательской деятельности осуществляется за счет собственных средств. При этом они могут создавать фонд поощрения изобретательской деятельности.
Существующее законодательство разрешает Советам народных депутатов создавать региональные фонды финансирования научно-технических разработок на основе изобретений. Источником образования этих фондов могут быть средства местных бюджетов, взносы предприятий, общественных организаций, граждан. Эти фонды действуют в соответствии со своими уставами на условиях полного хозрасчета, самостоятельно устанавливают порядок и условия предоставления средств.
- Федеральное агентство по образованию
- 7.1. Финансы предприятий, организаций, учреждений как элемент финансовой системы
- 7.2. Особенности финансов коммерческих предприятий
- 7.3 Принципы организации финансов коммерческих предприятий
- 7.4 Финансовые ресурсы коммерческих предприятий
- 7.5 Особенности организации финансов предприятия в зависимости от организационно-правовой формы
- 7.6 Особенности финансов некоммерческих учреждений и организаций (фнуо)
- 7.7 Особенности финансов общественных объединений
- 7.8. Финансы индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица
- Тема 8: Капитал, доходы, расходы, прибыль коммерческих предприятий
- 8.1 Основной капитал предприятия
- 8.2 Источники формирования основного капитала предприятия
- 8.3 Оборотный капитал предприятия
- 8.4 Источники формирования оборотного капитала предприятия
- 8.5. Доходы и расходы предприятия
- 8.6. Прибыль предприятия
- Тема 9: Финансы кредитных организаций
- 9.1 Финансы коммерческих банков
- Отчисления банков:
- 9.2 Финансы инвестиционных фондов
- Тема 10: Финансы домашних хозяйств
- Тема 11: Использование финансов для решения социально-экономических задач
- 11.1. Влияние финансов на развитие экономики
- 11.2. Финансовое воздействие государства на обеспечение благосостояния населения
- 11.3. Финансовое обеспечение развития социально-политической жизни общества
- 11.4. Финансовое обеспечение социальных гарантий
- 11.5. Использование финансовых рычагов регулирования и стимулирования производства
- 11.6. Влияние финансов на нтп
- Тема 12: финансовый рынок
- 12.2. Финансовые институты
- 12.3. Финансовые инструменты
- Тема 13: роль финансов в развитии международных экономических отношений
- 13.1. Финансы и развитие международных экономических отношений
- 13.2. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс
- 13.3. Финансы в деятельности международных экономических организаций
- 13.4. Финансовое обеспечение решения глобальных проблем
- Тема 14: Международные финансово-кредитные организации
- 14.1. Банк международных расчетов. Международный валютный фонд
- 14.2. Международный банк реконструкции и развития
- 14.3. Региональные валютно-кредитные организации Европейского союза
- Часть 1
- Часть 2 (вв январь 2009)