11.4. Финансовое обеспечение социальных гарантий
Социальные гарантии – один из важнейших показателей развития общества, уровня жизни его граждан. Они охватывают наиболее существенные стороны материального и социального жизнеобеспечения людей, устанавливают в этой области нижние границы, в рамках которых общество берет на себя соответствующую защиту своих членов.
Главной социальной гарантией в условиях рыночной экономики является обеспечение материального содержания работников в случае потери ими места работы, а также скорейшее их трудоустройство.
Решение этих задач неразрывно связано с перестройкой финансового механизма, созданием в нем новых звеньев - государственных фондов занятости населения, обеспечивающих материальные предпосылки для быстрого маневрирования трудовыми ресурсами, а также гарантирующих максимальную занятость граждан в условиях сокращения аппарата управления и численности вооруженных сил, ликвидации убыточных предприятий, замены ручного труда высокопроизводительной техникой, вывода из штатов предприятий работников, которые могут привлекаться в разовом порядке.
Наряду с обеспечением занятости трудоспособного населения важной социальной гарантией является материальное содержание и оказание медицинской помощи нетрудоспособной части общества, а также выплата компенсаций в связи с рождением детей и необходимостью ухода за ними. Финансам в этой области принадлежит ведущая роль, ибо благодаря им создаются специальные целевые фонды социального страхования и обеспечения, являющиеся экономической основой существования и функционирования соответствующих общественных систем.
Неэффективность функционирования системы бесплатного медицинского обслуживания населения заставила поставить вопрос о переходе на новый порядок финансирования учреждений здравоохранения за счет средств медицинского страхования. Медицинское страхование призвано дополнить систему государственного здравоохранения, заменив бюджетные медицинские учреждения хозрасчетными организациями, работающими на принципах самоокупаемости, рентабельности, материальной заинтересованности и ответственности применительно к конечным результатам своей деятельности. Опыт развития передовых стран мира убедительно доказал эффективность организации системы здравоохранения на принципах страховой медицины. Обязательное медицинское страхование граждан за счет средств предприятий и организаций сыграет также положительную роль в усилении охраны здоровья и профилактики заболеваний на производстве.
Это направление перестройки финансовой и социальной политики имеет, помимо всего прочего, и чисто экономический смысл: оно позволит определять истинную стоимость рабочей силы, не ограничивая ее лишь затратами на оплату труда.
Важнейшей социальной гарантией в условиях приватизации собственности остается право части граждан на получение бесплатного государственного жилья. Передача жилого фонда в частное владение является эффективной мерой решения жилищной проблемы, наведения порядка в механизме распределения квартир. Однако переход жилой площади в частное владение делает ее объектом купли-продажи и, следовательно, порождает социальную незащищенность значительной части мало- и среднеобеспеченного населения. Соответственно перед финансами стоит задача обеспечить денежными средствами систему бесплатно распределяемого жилья, сохранить дотации на услуги жилищного хозяйства для социально незащищенных граждан. Основным источником финансирования соответствующих расходов являются местные бюджеты, при этом возможности муниципальных органов значительно расширятся в связи с поступлениями от продажи государственного жилого фонда частным лицам, отменой для большинства из них дотаций на содержание и функционирование домовых и коммунальных сетей. Благодаря этому может существенно повыситься качество услуг жилищного хозяйства, сократиться бюджетная дотация на его содержание.
Новыми направлениями в области социальных гарантий стали индексация доходов и компенсация потерь населения в связи с инфляцией. Необходимость введения этих гарантий реально возникла в результате практически полного отказа от жесткого регулирования цен со стороны государственных органов. Порядок индексации доходов и компенсации потерь населения на территории Российской Федерации установлен принятым в 1991 г. Законом РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан". В соответствии с ним на территории республики в составе республиканских и местных статистических органов, создана государственная служба наблюдения за изменением потребительских цен, которая призвана давать информацию о прожиточном минимуме. Эта информация должна стать основой для принятия соответствующих финансовых мер, обеспечивающих сохранение установленного минимума при снижении покупательной силы рубля.
- Федеральное агентство по образованию
- 7.1. Финансы предприятий, организаций, учреждений как элемент финансовой системы
- 7.2. Особенности финансов коммерческих предприятий
- 7.3 Принципы организации финансов коммерческих предприятий
- 7.4 Финансовые ресурсы коммерческих предприятий
- 7.5 Особенности организации финансов предприятия в зависимости от организационно-правовой формы
- 7.6 Особенности финансов некоммерческих учреждений и организаций (фнуо)
- 7.7 Особенности финансов общественных объединений
- 7.8. Финансы индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица
- Тема 8: Капитал, доходы, расходы, прибыль коммерческих предприятий
- 8.1 Основной капитал предприятия
- 8.2 Источники формирования основного капитала предприятия
- 8.3 Оборотный капитал предприятия
- 8.4 Источники формирования оборотного капитала предприятия
- 8.5. Доходы и расходы предприятия
- 8.6. Прибыль предприятия
- Тема 9: Финансы кредитных организаций
- 9.1 Финансы коммерческих банков
- Отчисления банков:
- 9.2 Финансы инвестиционных фондов
- Тема 10: Финансы домашних хозяйств
- Тема 11: Использование финансов для решения социально-экономических задач
- 11.1. Влияние финансов на развитие экономики
- 11.2. Финансовое воздействие государства на обеспечение благосостояния населения
- 11.3. Финансовое обеспечение развития социально-политической жизни общества
- 11.4. Финансовое обеспечение социальных гарантий
- 11.5. Использование финансовых рычагов регулирования и стимулирования производства
- 11.6. Влияние финансов на нтп
- Тема 12: финансовый рынок
- 12.2. Финансовые институты
- 12.3. Финансовые инструменты
- Тема 13: роль финансов в развитии международных экономических отношений
- 13.1. Финансы и развитие международных экономических отношений
- 13.2. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс
- 13.3. Финансы в деятельности международных экономических организаций
- 13.4. Финансовое обеспечение решения глобальных проблем
- Тема 14: Международные финансово-кредитные организации
- 14.1. Банк международных расчетов. Международный валютный фонд
- 14.2. Международный банк реконструкции и развития
- 14.3. Региональные валютно-кредитные организации Европейского союза
- Часть 1
- Часть 2 (вв январь 2009)