40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
Государственный и муниципальный долг – это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя РФ, субъектом РФ, или муниципальным образованием.
В состав долга входят: кредиты, полученные РФ как заемщиком; ценные бумаги, выпущенные РФ; бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы; государственные гарантии; иные долговые обязательства ранее отнесенные к государственному долгу. Все перечисленное относится к государственным заимствованиям за исключением гарантий.
Классификация государственного и муниципального долга:
По валюте обязательств (по субъекту): внешний долг выражается в иностранной валюте; внутренний долг выражается в рублях, за исключением иностранного целевого кредита.
По сроку: краткосрочный (до 1 года); среднесрочный (1-5 лет); долгосрочный (5-30 лет, МО 5-10 лет).
По субъектам должникам: федеральный; региональный; местный.
Управление государственным долгом – это совокупность методов по выплате доходов кредиторам и погашению кредитов и иных долговых обязательств, а так же порядок и условия выпуска и размещения долговых обязательств. Данная деятельность осуществляется Правительством, а обслуживанием занимается Центральный Банк. Центральный банк выплачивает доходы, погашает долг и размещает долговые обязательства.
Методы управления государственным долгом:
Рефинансирование – это выпуск новых займов для погашения старых задолженностей.
Конверсия – увеличение или уменьшение процентов по займам.
Консолидация – продление сроков действия ранее выпущенных займов.
Отсрочка (запрещен БК РФ).
Унификация займов – соединение нескольких займов в один.
Аннулирование (в БК РФ отсутствует).
Реструктуризация – это прекращение долговых обязательств, составляющих долг, с заменой иными долговыми обязательствами, иными условиями обслуживания и погашения, путем подписания официального документа.
Виды займов: по субъектам-эмитентам: федеральные; региональные; муниципальные. По срокам: краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные. По субъектам-держателям облигаций: размещается только среди физических лицах; размещается только среди юридических лицах; смешанные. По форме распределения дохода: выигрышные; процентные; смешанные целевые. По форме выпуска: документарные; бездокументарные. По методу: добровольные; обязательные; займы по подписке.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
— кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
— государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
— договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
— переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
— соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
В таких же формах могут быть выражены обязательства субъекта РФ и муниципального образования с тем исключением, что органы местного самоуправления не вправе заключать подобные договоры с иностранными государствами и международными финансовыми организациями.
Государственные и муниципальные гарантии – это вид долгового обязательства, в силу которого РФ, Субъект РФ или муниципальное образование как гарант обязано при наступлении определенного события уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия по его письменному требованию за счет бюджета предусмотренную в обязательстве сумму в соответствии с определенными условиями. В отличий от долга: гарантии носят условный характер; специфический срок исполнения (может наступить или нет); присуще солидарная и субсидиарная ответственность.
- 1. Понятие финансов и финансовой деятельности. Основные принципы финансовой деятельности.
- 2. Финансовая система рф Понятие, принципы, институты.
- 3. Методы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
- 4. Понятие и виды финансово-правовых актов.
- 5. Система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.
- 6. Полномочия Министерства финансов рф в сфере финансовой деятельности.
- 7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
- 8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
- 9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.
- 10. Правовые основы финансового контроля.
- 11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
- 12. Основные методы финансового контроля.
- 13. Государственный финансовый контроль.
- 14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.
- 15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.
- 16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.
- 17. Правовые основы аудита.
- 18. Государственный бюджет: Понятие , правовая сущность , структура государственного бюджета.
- 19. Закон о бюджете. Его структура.
- Часть 1. Общие положения
- 21. Бюджетный процесс и его стадии.
- 22. Понятие бюджетного права, его источники.
- 23. Правовое регулирование составления бюджета.
- 26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.
- 27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
- 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.
- 29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.
- 30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.
- 31. Налоговая система рф.
- 32. Понятие налогового права и его место в системе финансового права. Источники налогового права.
- 33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
- 34. Элементы налогообложения, их характеристика.
- 35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.
- 36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
- 37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
- 38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
- 39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.
- 40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
- 41. Правовые основы банковской системы рф.
- 42. Правовое положение Центрального банка рф. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.
- 43. Субъекты финансовых правоотношений.
- 44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.
- 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.
- 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
- 47. Страхование Понятие, значение и функции.
- 48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.
- 49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.
- 50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.
- 51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
- 52. Правовое регулирование страхового надзора.
- 53. Правовые основы регулирования денежного обращения в рф.
- 54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
- 55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
- 56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
- 57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
- 58. Правовое регулирование расчетов инкассо.
- 59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.
- 60. Понятие и структура валютных правоотношений.
- 61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в рф.
- 62. Понятие и виды валютных операций.
- 63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.
- 64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.