27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
Ежегодно на уровне закона принимается бюджет и ежегодно он не исполняется. Ответственность при этом, как правило, никто не несет. Допускаются случаи произвольного финансирова¬ния отдельных видов расходов и предметных статей, когда деньги выделяются на одни цели, а затем перепрофилируются на другие задачи.
Заслуга Бюджетного кодекса в том, что в нем сделана по¬пытка определить систему мер юридической ответственности за нарушение положений бюджетного законодательства. Речь идет о специальных санкциях, дополняющих действующие меры ад¬министративного, уголовного, материального характера.
Бюджетный кодекс содержит понятие «нарушение бюджет¬ного законодательства», под которым понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение порядка составления и рас¬смотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, испол¬нения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюд¬жетной системы РФ. Статья 283 БК РФ дает подробный пере¬чень разновидностей бюджетных правонарушений, которые яв¬ляются основанием для применения мер государственного при¬нуждения, в том числе: неисполнение закона о бюджете, неце¬левое использование бюджетных средств, неперечисление или неполное перечисление бюджетных средств получателям бюд¬жетных средств, несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, несоответ¬ствие бюджетной росписи закону о бюджете и др.
За указанные нарушения предусмотрены следующие меры юридической ответственности:
— предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
— блокировка расходов;
— изъятие бюджетных средств;
— приостановление операций по счетам в кредитных орга¬низациях;
— наложение штрафа;
— начисление пени (ст. 282 БК РФ).
Правом применения указанных мер наделены руководители органов Федерального казначейства РФ и их заместители (в рамках их полномочий). В частности, они уполномочены:
— списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств (ст. 285 БК РФ), используемых не по целевому назначе¬нию, и в других случаях, определенных Бюджетным кодексом;
— списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;
— списывать в бесспорном порядке суммы процентов, а также пени за каждый день просрочки в размере одной трехсо¬той ставки рефинансирования Банка России за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной ос¬нове, срок уплаты которых наступил;
— выносить предупреждение руководителям органов испол¬нительной власти, органов местного самоуправления и получа¬телей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджет¬ного процесса;
— составлять протоколы, являющиеся основанием для на¬ложения штрафов;
— взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных орга¬низаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
— приостанавливать операции по счетам в кредитных орга¬низациях сроком до одного месяца.
За нарушение бюджетного законодательства лицо несет ответственность, т.е. к нему применяются соответствующие меры принуждения, многие из которых не применяются в других отраслях права: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие из бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; и иные меры. Основаниями для применения мер пресечения могут является: неисполнение закона о бюджете; неперечисление или не полное перечисление бюджетных средств получателям; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях или о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие бюджетной росписи закону о бюджете и т.д.
Применять меры принуждения за нарушения бюджетного законодательства могут руководители федеральных органов власти и их территориальных органов, руководители Росфиннадзора, Федерального Казначейства и их территориальных органов.
- 1. Понятие финансов и финансовой деятельности. Основные принципы финансовой деятельности.
- 2. Финансовая система рф Понятие, принципы, институты.
- 3. Методы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
- 4. Понятие и виды финансово-правовых актов.
- 5. Система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.
- 6. Полномочия Министерства финансов рф в сфере финансовой деятельности.
- 7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
- 8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
- 9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.
- 10. Правовые основы финансового контроля.
- 11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
- 12. Основные методы финансового контроля.
- 13. Государственный финансовый контроль.
- 14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.
- 15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.
- 16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.
- 17. Правовые основы аудита.
- 18. Государственный бюджет: Понятие , правовая сущность , структура государственного бюджета.
- 19. Закон о бюджете. Его структура.
- Часть 1. Общие положения
- 21. Бюджетный процесс и его стадии.
- 22. Понятие бюджетного права, его источники.
- 23. Правовое регулирование составления бюджета.
- 26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.
- 27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
- 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.
- 29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.
- 30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.
- 31. Налоговая система рф.
- 32. Понятие налогового права и его место в системе финансового права. Источники налогового права.
- 33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
- 34. Элементы налогообложения, их характеристика.
- 35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.
- 36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
- 37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
- 38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
- 39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.
- 40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
- 41. Правовые основы банковской системы рф.
- 42. Правовое положение Центрального банка рф. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.
- 43. Субъекты финансовых правоотношений.
- 44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.
- 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.
- 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
- 47. Страхование Понятие, значение и функции.
- 48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.
- 49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.
- 50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.
- 51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
- 52. Правовое регулирование страхового надзора.
- 53. Правовые основы регулирования денежного обращения в рф.
- 54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
- 55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
- 56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
- 57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
- 58. Правовое регулирование расчетов инкассо.
- 59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.
- 60. Понятие и структура валютных правоотношений.
- 61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в рф.
- 62. Понятие и виды валютных операций.
- 63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.
- 64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.