logo
shpory_pravo_updated

4. Понятие и виды финансово-правовых актов.

Финансово-правовые акты — это решения компетентных органов государственной власти или муниципальных органов, принятые в определенной форме, регулирующие вопросы по формированию, перераспределению и использованию фондов денежных средств. Финансово-правовые акты можно классифицировать по юри­дическим свойствам, по юридической природе, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подраз­деляются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финан­совых отношений и содержат общие правила поведения их участ­ников. Они действуют обычно длительное время. Общие правила, установленные в нормативных актах, конкре­тизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каж­дый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений это акты применения норм права.

По юридической природе финансово-правовые акты подразде­ляются на: а) законодательные, к которым относятся федеральные законы и законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства; б) подзаконные акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона, например, указы Президента, постановления Правительства.

Федеративное устройство государства так же отражается на формах финансовых актов принимаемых на каждом уровне федерации. Принято выделять три формы таких актов:

  1. Нормативный финансово-правовой акт федерального уровня – это официальный документ, приятный компетентным федеральным органом государственной власти, имеющий общеобязательные юридические нормы и официальный характер, выражающий властные предписания, направленные на регулирование финансовой деятельности.

  2. Нормативный финансово-правовой акт субъекта РФ – это официальный документ, принятый органом государственной власти субъекта РФ в пределах своей компетенции, имеющий общеобязательные юридические нормы и официальный характер и направленный на регулирование финансовых отношений внутри соответствующего субъекта РФ.

  3. Финансово-правовой акт органа муниципального образования – это официальный документ, принятый управомоченным органом муниципального образования, имеющее юридическую силу и властный характер, направленный на регулирование финансовых отношений внутри муниципального образования.

По своему содержанию особо выделяются финансово плановые акты – это акты, принимаемые соответствующими субъектами в процессе своей финансовой деятельности и содержащие плановые показатели по формированию, перераспределению и использованию финансов на определенный период. К числу таких актов можно отнести прогнозы социально-экономического развития РФ, бюджеты всех уровней бюджетной системы, бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов, финансовые планы страховых организаций и т.д.

К финансово-плановым актам относятся:

а) основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ, государственные

бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

б) финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;

в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного

управления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

ж) сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.