Финансовый контроль в бюджетном процессе.
Финансовый контроль в бюджетном процессе – это контроль государства на макро уровне, который осуществляется государственными органами власти и управления в период составления, рассмотрения, утверждения бюджетов, их исполнения и контроль, за их исполнением, а также при утверждении отчетов об исполнении бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Украины. Он направлен на реализацию финансовой политики государства в сфере бюджетных отношений.
В Бюджетном кодексе Украины определены полномочия по осуществлению контроля бюджетного законодательства такими органами как Верховная рада Украины, Счетная палата, Министерство финансов, Государственное казначейство, Государственное контрольно-ревизионная служба, Верховная Рада и Рада министров АРК и соответствующими местными радами.
Сферою финансового контроля является все этапы бюджетного процесса.
В процессе бюджетного планирования важную роль играет предварительный финансовый контроль за определение объема финансовых ресурсов государства и отдельных административно-территориальных единиц, мобилизованных в бюджет, их распределением. Финансовые органы анализируют прогнозные показатели экономического и социального развития, которые являются основой для разработки проектов Государственного бюджета Украины и местных бюджетов.
На основе анализа МФ Украины и финансовые органы на местах разрабатывают конкретные предложения относительно обеспечения намеченных расходов финансовыми ресурсами, выявляют возможные резервы увеличения бюджетных поступлений.
Разработка проекта Государственного бюджета осуществляется с учетом основных направлений бюджетной политике на предстоящий бюджетный год, которые определены в Бюджетной резолюции. Поэтому в процессе финансового контроля обращается внимание на ответственность проекта бюджета тем требованиям, которые определены в утвержденной Верховной Радой Украины Бюджетной резолюции. Основные среди них такие как: усиление социальной ориентации бюджета; Выявление дополнительных источников доходов бюджета; обеспечение эффективного использования бюджетных средств.
Одобряя основные направления бюджетной политики, Верховная рада утверждает предельный размер бюджетного дефицита (профицита), уровень перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП), удельный вес объема меж бюджетных трансфертов в расходах Государственного бюджета Украины и коэффициента выравнивания для местных бюджетов, удельный вес капитальных вложений в расходах Государственного бюджета и приоритетные направления их использования, перечень Главных распорядителей средств Государственного бюджета и защищенных статей расходов бюджета. Эти показатели также учитываются при разработке проекта Государственного бюджета и местных бюджетов.
Исходной базой для расчета бюджетных поступлений и расходов на предстоящий год является оценка исполнения бюджета за прошедший период или несколько лет.
Для обеспечения реальности источников бюджетных поступлений и направлений расходов важным является контроль за соответствующими расчетами, которые подают распорядители бюджетных средств к проекту бюджета.
Значительное внимание уделяется анализу бюджетных запросов, поданных главными распорядителями бюджетных средств. На основе анализа принимаются решения о включении бюджетных запросов в проект соответствующего бюджета.
Рассмотрение и утверждение проекта Закона о Государственном бюджете Украины, а также отчета о его исполнении осуществляет Верховная Рада Украины в порядке, предусмотренной Регламентом Верховной Рады Украины.
Через постоянные комитеты, депутатские группы и фракции Верховной Рады Украины контролируют законность, правильность, достоверность и полноту предусмотренных в Государственном бюджете доходов и расходов согласно с бюджетной классификацией. Депутаты в постоянных комитетах Верховной Рады осуществляют глубокий анализ основных макро показателей экономического и социального развития, доходов и расходов бюджета.
Общую организацию и управление исполнения Государственного бюджета осуществляет Министерство финансов Украины, которое координирует деятельность участников бюджетного процесса по вопросам исполнения бюджета.
Министр финансов персонально отвечает Верховной Раде Украины за соблюдение Закона о Государственном бюджете Украины. Он обязан информировать Верховную Раду Украины обо всех случаях нарушений органами Государственной исполнительной власти и должностным лицам. За нарушения бюджетного законодательства должностные лица органов государственной, исполнительной власти несут дисциплинарную, административную и криминальную ответственность согласно действующего законодательства.
В процессе исполнения бюджета Верховная Рада Украины, Верховная Рада АРК, местные госадминистрации и исполнительные органы соответствующих рад, Счетная палата могут потребовать от главных распорядителей бюджетных средств, органов управления внебюджетными фондами необходимую информацию, связанную с исполнением бюджета, использованием внебюджетных фондов.
С целью усиления государственного контроля за исполнением бюджета с 1-го февраля 1997г. внедрено кассовое исполнение Государственного бюджета через Государственное казначейство.
В связи с этим финансирование главных распорядителей средств Государственного бюджета обеспечивается через Главное управление Государственного казначейства.
Образование единого казначейского счета, который объединяет в системе бюджетные счета, открытые на имя органов Государственного казначейства и текущие счета распорядителей государственных средств. Дает возможность осуществлять предварительный финансовый контроль со стороны государства за их рациональным использованием, соблюдением финансовой дисциплины, а также избежание разбазариванию бюджетных средств.
Министерство финансов Украины, Государственное казначейство Украины, Государственная контрольно-ревизионная служба Украины, местные финансовые органы, головы исполнительных органов городских, городов районного подчинения, сельских и поселковых рад, главные распорядители бюджетных средств в пределах своих полномочий могут приостановить бюджетные ассигнования в случаях:
несвоевременного и неполной подачи отчетности об исполнении бюджета;
подачи недостоверных отчетов;
не целевого использования бюджетных средств;
нарушений распорядителями бюджетных средств положений по взятию обязательств.
В случае выявления бюджетного правонарушения к виновным лицам могут применяться административные взыскания и прекращение операций с бюджетными средствами.
- Конспект лекций по курсу «Бюджетный менеджмент» Содержание
- 1. Сущность бюджетного менеджмента.
- 2. Система управления бюджетом.
- 3. Составные бюджетного менеджмента.
- Тема 2. Сущность и структура бюджета государства как объекта управления.
- Сущность и роль бюджета.
- Бюджетное устройство и бюджетная система Украины.
- Организация бюджетного процесса в Украине.
- Тема 3. Органы оперативного управления бюджетом.
- Министерство финансов Украины.
- Государственное казначейство Украины.
- Государственная контрольно-ревизионная служба Украины.
- Государственная налоговая служба Украины.
- Счетная палата Украины.
- Тема 4. Бюджетное планирование.
- Основы бюджетного планирования.
- 2. Процесс составления бюджета.
- Методы бюджетного планирования.
- 4. Программно-целевой метод в бюджетном процессе и особенности его внедрения в Украине.
- 5.Сметное планирование.
- Тема 5. Исполнение бюджета.
- Принципы исполнения бюджета.
- Бюджетная роспись.
- Бюджетная классификация.
- Бюджетное финансирование.
- Кассовое исполнение бюджета.
- Тема 6. Учет исполнения бюджета
- Организация учета исполнения бюджета.
- 2.Учет денежных средств и доходов бюджета.
- 3.Учет расходов бюджета.
- Результаты исполнения бюджетов.
- Тема 7. Отчетность об исполнении бюджета
- 1. Организация, виды и формы бюджетной отчетности.
- 2. Отчетность распорядителей средств об использовании бюджетных средств, полученных из Государственного и местных бюджетов.
- 3. Периодическая отчетность об исполнении бюджета.
- 4. Годовая отчетность об исполнении бюджета и порядок ее утверждения.
- Тема 8 . Контроль за исполнением бюджета.
- Финансовый контроль в бюджетном процессе.
- Виды и формы бюджетного контроля.
- Органы бюджетного контроля, их полномочия.
- Тема 9. Мировой опыт бюджетного менеджмента.
- 1.Становление и развитие бюджетного менеджмента.
- Управление бюджетным процессом в развитых странах.