logo
БМ_конспект лекций

Виды и формы бюджетного контроля.

Бюджетный контроль является важной составной финансового контроля. Задачи финансового контроля, его виды, формы и методы, субъекты и объекты зависят от уровня осуществления контроля.

Согласно к построению экономической системы различают финансовый контроль на макро- и микроуровнях. Бюджетный контроль относится к микроуровню, где объектом финансового контроля являются государственные финансы. Поскольку бюджет государства, как уже отмечалось, охватывает все общество, то субъектами бюджетного контроля являются с одной стороны, государственные органы власти и управления, а с другой – юридические и физические лица.

Финансовый, в том числе бюджетный, контроль является одним из функциональных элементов управленческой деятельности в сфере финансов. Поскольку финансы и в первую очередь бюджет связанны с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта, они имеют возможность через финансовые ресурсы и денежные фонды регулировать пропорции, которые складываются в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов целевого назначения.

При помощи методов финансового влияния на развитие социально- экономических процессов в обществе финансовый контроль дает возможность субъекту управления через использование стоимостных показателей воздействовать на функционирование и фактическое состояние управляемого объекта, оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить отклонения от этих решений, установить причины, при необходимости скорректировать ранее принятые решения.

Таким образом, через финансовый контроль реализуется на практике исключительно контрольная функция. По своей сущности бюджетный контроль представляет собой систему мероприятий органов государственной власти, органов власти АРК, органов местного самоуправления, направленных на обеспечение законности действий участников бюджетного процесса в период составления, рассмотрения, утверждения, внесенных изменений, исполнения бюджетов и отчетности об их исполнении с использование форм и методов их организации.

С целью внедрения единых норм и правил проведения контрольно- ревизионной работы были приняты Стандарты Государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств государственного и коммунального имущества (приказ ГлавКРУ Украины от 09.08.2002г. №168).

Бюджетный контроль осуществляется с целью обеспечения соблюдения бюджетного законодательства всеми участниками бюджетного процесса на каждой стадии, а так же предупреждению возникновению бюджетных правонарушений.

Задачами бюджетного контроля являются:

- предупреждение к принятию решений, которые могут привести к возникновению бюджетных правонарушений;

- выявление бюджетных правонарушений и внедрение мер по их приостановке, наложение взысканий и применение мер к нарушителям бюджетного законодательства;

- выявление слабых мест в выполнении бюджетных программ;

- разработка предложений относительно предупреждения бюджетных правонарушений и повышению эффективности использования бюджетных ресурсов.

Бюджетный контроль основывается на таких принципах:

- объективность, непредубежденность, обоснованность;

- полнота охвата всей совокупности действий участников бюджетного процесса;

- единство, обеспечивается единой правовой базой, единым стандартам в сфере контроля.

Объектами бюджетного контроля являются действия бюджетного процесса, а так же нормативно- правовые и распорядительные акты, которые применяются в бюджетном процессе.

Субъектами бюджетного контроля являются:

- участник бюджетного процесса, уполномоченный на осуществление бюджетного контроля, т.е. контролирующий орган;

- участник бюджетного процесса, по действиям которого осуществляется бюджетный контроль.

Совокупность элементов бюджетного контроля (предмет контроля, объект контроля, субъект контроля) составляет механизм бюджетного контроля.

Предметом бюджетного контроля являются все стадии бюджетного процесса.

Бюджетный контроль проводится специальными методами (проверки, ревизии, экспертиза, оценка, финансово- экономический анализ, аудит и др).

Наиболее распространенным методом бюджетного контроля является ревизия.

В зависимости от категории контролирующего органа бюджетный контроль делится на:

- общий (осуществляется Верховной Радой Украины, Кабмином Украины, рады Министров АРК, органами местного самоуправления, местными государственными администрациями и др.)

- специализированный – контроль за соблюдением бюджетного законодательства (осуществляется Расчетной палатой Украины и АРК, Минфином Украины, Минфином АРК, местными финансовыми органами контрольно-ревизионных служб и другими органами)

- внутренний контроль, осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса.

- внешний контроль, осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса, когда подконтрольный орган не относится к сфере управления контролирующего органа.

В зависимости от времени осуществления бюджетный контроль делится на:

- предварительный бюджетный контроль;

- текущий бюджетный контроль;

- последующий бюджетный контроль (возможность выявления бюджетный правонарушений).