5.Сметное планирование.
Сметное планирование. Учреждения непроизводственной сферы, основным источником финансирования которых являются бюджетные средства, называются бюджетными. К ним относят учреждения образования, охраны здоровья, науки, культурны, государственной власти и управления, обороны и правоохранительных органов. Учреждения, независимо от того ведут учет они самостоятельно или обслуживаются централизованной бухгалтерией, составляют индивидуальные сметы для обеспечения своей деятельности и планы ассигнований по каждой выполняемой функции. Все расходы этих учреждений определяются на основе сметы, поэтому и порядок планирования и финансирования расходов называется сметным.
Смета бюджетных учреждений является основным плановым документом, который дает полномочия бюджетному учреждению относительно получения доходов и проведения расходов, определяет объем и направление средств для выполнения бюджетных целей, определенных на год, согласно бюджетных назначений.
Бюджетное назначение – полномочие, предоставленное главному распорядителю бюджетных средств настоящим Кодексом, Законом о государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете, имеющее количественные и временные ограничения и позволяющее предоставлять бюджетные ассигнования.
Бюджетное ассигнование – полномочие, предоставленное распорядителю бюджетных средств в соответствии с бюджетными назначениями на принятие бюджетного обязательства и осуществление платежей с конкретной целью в процессе исполнения бюджета.
Бюджетное обязательство – любое осуществлённое в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление иных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течении этого периода или в будущем.
Смета имеет две составные:
- общий фонд, который содержит объем поступлений из общего фонда бюджета и распределение расходов по полной экономической классификации на выполнение бюджетным учреждениям основных функций.
- специальный фонд, который содержит объем поступлений из специального фонда бюджета на конкретную цель и их распределение по полной экономической классификации на осуществление расходов согласно с законодательством.
План ассигнований из общего фонда – это помесячное распределение ассигнований, утвержденных в смете для общего фонда. План ассигнований является неотъемлемой частью сметы и утверждается вместе с этой сметой. Форма сметы и план ассигнований утверждается Минфином.
В бюджетном планировании различают следующие виды смет:
- индивидуальные сметы доходов и расходов бюджетного учреждения;
- общие сметы доходов и расходов;
- сводные сметы доходов и расходов.
Составление проектов смет. Основанием для составления является проект соответствующего бюджета на предстоящий год.
Проекты смет составляются всеми учреждениями. В доходной части проектов смет, указываются плановые объемы поступлений, которые предусматриваются направить на покрытие расходов учреждения из общего и специального фондов проектов соответствующих бюджетов. В процессе составления и утверждения проектов смет, остатки смет по специальному фонду сметы не планируется.
На основе проектов сводных смет главные распорядители бюджетных средств формируют бюджетные запросы, которые подаются Минфину, другим финансовым органам для включения в проекты соответствующих бюджетов.
Специальный фонд проекта сметы предусматривает сводные показатели по каждому источнику поступлений средств в этот фонд и направление их использования в пределах и ха счет поступлений запланированных на эту цель.
После утверждения Государственного и местных бюджетов проекты сводных смет приводятся в соответствие с показателями этих бюджетов.
С целью корректировки проектов смет соответствующие финансовые органы доводят до главных распорядителей лимитные справки о бюджетных ассигнованиях в недельный срок после утверждения соответствующего бюджета.
Лимитная справка о бюджетных ассигнованиях – это документ, который содержит утвержденные или установленные бюджетные назначения и их помесячное распределение, а так же другие показатели, которые согласно с законодательством должны быть определены на основе нормативов.
Исполнение смет и планов ассигнований осуществляется нарастающим итогом с начала года.
Отчетность об исполнении смет, планов ассигнований и планов использования бюджетных средств подаются в порядке и по формам, установленным Государственным казначейством.
Схема. Структура коду класифікациї по програмному бюджету
-
1 .Функція
-
А .Підфункція
М ета, відповідальний
виконавець програми
1 .Програма
Завдання ключові показники результативності |
А.Підпрограма |
|
| ||
---|---|---|---|
|
| ||
|
|
1 ) Проект |
Стратегії( сукупність Напрямів діяльності)+ Детальні показники результативності |
1)Джерела фінансування
2)Статті видатків за економічною класифікаціею |
Приклад програмного бюджету
1. Функція Благоустрій міста |
-
А. Підфункція
П обудова нових споруд
-
1 . Програма
Газифікація міста
Мета: задовольнити зростаючі потреби населення в споживанні газу
Відповідальний виконавець програми: Іванов Сергій Іванович
-
А . Підпрограма
П остачання газу до житлових будинків
Завдання:до 2005 побудувати 8 газокомпресорних станцій для забеспечення можливості користування природним газом 85% мешканців багатоповерхових будинків. .Ключові показники результативності: відсоток мешканців багатоповерхових будинків, що мають можливість використовувати природний газ |
1 ) Проект Газифікація району № 1
|
1)Джерела видатків: муніципальні кошти, гранти 2)Статті видатків за економічною класифікацією: зарплата працівників, витрати на будматеріали
|
Напрямок діяльності: спорудження нового газопроводу Детальні показники результативності: вартість проведення одного метра трубопроводу
|
- Конспект лекций по курсу «Бюджетный менеджмент» Содержание
- 1. Сущность бюджетного менеджмента.
- 2. Система управления бюджетом.
- 3. Составные бюджетного менеджмента.
- Тема 2. Сущность и структура бюджета государства как объекта управления.
- Сущность и роль бюджета.
- Бюджетное устройство и бюджетная система Украины.
- Организация бюджетного процесса в Украине.
- Тема 3. Органы оперативного управления бюджетом.
- Министерство финансов Украины.
- Государственное казначейство Украины.
- Государственная контрольно-ревизионная служба Украины.
- Государственная налоговая служба Украины.
- Счетная палата Украины.
- Тема 4. Бюджетное планирование.
- Основы бюджетного планирования.
- 2. Процесс составления бюджета.
- Методы бюджетного планирования.
- 4. Программно-целевой метод в бюджетном процессе и особенности его внедрения в Украине.
- 5.Сметное планирование.
- Тема 5. Исполнение бюджета.
- Принципы исполнения бюджета.
- Бюджетная роспись.
- Бюджетная классификация.
- Бюджетное финансирование.
- Кассовое исполнение бюджета.
- Тема 6. Учет исполнения бюджета
- Организация учета исполнения бюджета.
- 2.Учет денежных средств и доходов бюджета.
- 3.Учет расходов бюджета.
- Результаты исполнения бюджетов.
- Тема 7. Отчетность об исполнении бюджета
- 1. Организация, виды и формы бюджетной отчетности.
- 2. Отчетность распорядителей средств об использовании бюджетных средств, полученных из Государственного и местных бюджетов.
- 3. Периодическая отчетность об исполнении бюджета.
- 4. Годовая отчетность об исполнении бюджета и порядок ее утверждения.
- Тема 8 . Контроль за исполнением бюджета.
- Финансовый контроль в бюджетном процессе.
- Виды и формы бюджетного контроля.
- Органы бюджетного контроля, их полномочия.
- Тема 9. Мировой опыт бюджетного менеджмента.
- 1.Становление и развитие бюджетного менеджмента.
- Управление бюджетным процессом в развитых странах.