logo
БМ_конспект лекций

Бюджетная классификация.

Бюджетная классификация – единое систематизированное группирование доходов, расходов, кредитования, финансирования бюджета и государственного долга по признакам экономической сущности, функциональной деятельности, организационного устройства и другим признакам по законодательству Украины и международных стандартов.

Бюджетная классификация применяется для осуществления контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, органов власти АРК, органов местного самоуправления, других распорядителей бюджетных средств, проведения анализа в разрезе доходов, а также организационных, функциональных и экономических категорий расходов, обеспечение общегосударственной и международной сопоставимости бюджетных показателей.

Бюджетная классификация включает:

  1. классификация доходов бюджета;

  2. классификация расходов бюджета;

  3. классификация кредитования бюджета;

  4. классификация финансирования бюджета;

  5. классификация долга.

Доходы бюджета классифицируются по следующим разделам:

- налоговые поступления определяются налоговыми законами Украины;

- неналоговые поступления (административные сборы и платежи, штрафы и финансовые санкции, пошлины, доходы от продажи);

- доходы от операций с капиталом;

- трансферты – средства, полученные на безвозмездной и безвозвратной основе от других органов государственной власти, органов власти АРК, органов местного самоуправления, других иностранных или международных организаций.

Расходы бюджета классифицируются по разделам:

  1. функциональная классификация – группирование расходов бюджета по функциям, которые выполняются государством при осуществлении расходов;

  2. экономическая классификация расходов – группирование расходов по экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (заработная плата, начисления на зарплату, приобретение предметов, материалов, медикаментов, продуктов питания, оплата услуг связи, коммунальных услуг, энергоносителей и т.д.). По экономической классификации расходы бюджета делятся на текущие расходы, капитальные расходы и кредитование с учетом погашения, состав которых определяется министерством финансов;

  3. ведомственная классификация расходов бюджета содержит перечень главных распорядителей бюджетных средств. На ее основе Государственное казначейство Украины и местные финансовые органы ведут реестр всех распорядителей бюджетных средств.

С внедрением программно-целевого метода формирования бюджета возникла необходимость в разработке новой классификации расходов бюджета – программной. Однако, функциональная классификация не потеряла своей актуальности, поэтому их объединение (программной и функциональной) является очень важным: функциональная классификация объединяет все программы согласно функций государства – по направлениям деятельности, а программная классификация используется для планирования расходов бюджета по программам. При этом четко определяются цель и задачи каждого распорядителя бюджетных средств, и пересматривается дальнейшая оценка эффективности их использования.

Классификация кредитования детализирует предоставление кредитов из бюджета и их возврат. По своей экономической сущности выдача кредитов не относится к категории расходов бюджета, так как кредитование не является безвозвратным платежом.

Целью таких платежей является проведение экономической политики, а не управление ликвидностью или получение прибылей.

В результате предоставления кредитов за счет бюджетных средств у заемщиков появляются обязательства перед бюджетом, и эти средства обязательно должны быть возвращены в бюджет, что, по сути, является ресурсами бюджета, которые могут быть направлены как на дальнейшее предоставление кредитов, так и на осуществление расходов.

Различают внутреннее и внешнее кредитование.

Внутреннее кредитование предусматривает кредитование органов управления других уровней, государственных предприятий, финансовых учреждений.

Внешнее кредитование включает в себя кредитование и платежи в счет его погашения, которые предоставляются зарубежным странам, международным организациям, предприятиям, частным лицам и другим экономическим субъектам.