logo
БМ_конспект лекций

Органы бюджетного контроля, их полномочия.

Контроль за соблюдением бюджетного законодательства со стороны государственных органов осуществляется согласно возложенных на них полномочий.

В соответствии со ст.85 Конституции Украины Верховная Рада может непосредственно осуществлять функцию контроля, который называется парламентским. Законодательный орган осуществляет парламентский контроль самостоятельно на пленарных заседаниях, а также через постоянные комитеты.

Полномочия Верховной Рады Украины. К полномочиям принадлежит контроль за соблюдением бюджетного законодательства на каждой стадии бюджетного процесса:

- заслушивание отчетов о состоянии Государственного бюджета Украины, в том числе отчетов распорядителей бюджетных средств об использовании средств Госбюджета;

- Контроль за использование средств резервного фонда Государственного бюджета.

Полномочия Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета по контролю за соблюдением бюджетного законодательства:

- контроль за соответствием поданного Кабинетом Украины проекта Закона «О Государственном бюджете Украины», основным направлением бюджетной политики на предстоящий бюджетный период и подготовки соответствующего заключения;

- контроль за соответствием законопроектов, поданных на рассмотрение Верховной рады Украины бюджетному законодательству.

Полномочия Счетной палаты. К полномочиям Счетной палаты по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за:

- использованием средств Государственного бюджета, согласно Закону о Государственном бюджете Украины;

- образованием, обслуживанием и погашением государственного долга Украины;

- эффективностью использования и управления средствами государственного бюджета Украины;

- использованием бюджетных средств в части финансирования полномочий местных государственных администраций и делегированных местному управлению полномочий органов исполнительной власти.

Министерство финансов Украины осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства на каждой стадии бюджетного процесса как относительно Государственного бюджета, так и местных бюджетов.

Государственное казначейство Украины:

- осуществляет бухгалтерский учет вех поступлений и расходов Государственного бюджета Украины;

- устанавливает единые правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении бюджетов, смет, выдает инструкции по этим вопросам, осуществляет контроль за их соблюдением;

- осуществляет контроль за соответствием платежей, взятым обязательствам и бюджетным ассигнованиям.

Органы Государственной контрольно-ревизионной службы Украины осуществляют контроль за:

- целевым и эффективным использованием средств государственного и местных бюджетов;

- целевым использованием и своевременным возвратом кредитов, полученных под гарантию Кабинета Министров Украины;

- порядком ведения бухгалтерского учета и достоверностью отчетов об исполнении Государственного бюджета Украины и местных бюджетов, смет.

- ежемесячно подает Верховной Раде Украины и Минфину обобщенные результаты отчетов о проведенных проверках.

Планирование контрольно-ревизионной работы органами Государственной контрольно-ревизионной службы осуществляется согласно Порядка планирования контрольно-ревизионной работы.

Ревизии учреждений, организаций и предприятий проводятся на основании планов, которые составляются на полугодие и утверждаются, соответствующими отделами, управлениями.

Государственная контрольно-ревизионная служба координирует свою деятельность со Счетной палатой, органами исполнительской власти и органами местного самоуправления, финансовыми органами, государственными налоговыми администрациями и другими органами, органами Прокуратуры, Министерства внутренних дел, Службой безопасности Украины.

Ревизии проводятся не чаще одного раза в год. О проведении ревизии извещается за 10 дней до начала.

Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером проверенного объекта.

При необходимости в случае грубых нарушений материалы направляются правоохранительным органам.

Независимый контроль проводят специализированные аудиторские фирмы. Независимый контроль заключается в проверке финансовой и бюджетной отчетности бюджетного учреждения относительно соответствия ее правилам бухгалтерского учета и действующим финансовым нормативным актам.

Налоговый контроль. Непосредственный налоговый контроль осуществляется низшей отраслью Государственной налоговой службы – налоговой инспекцией, главной задачей которой является: выявление и учет плательщиков налогов; проверка правильности исчисления налогов и налоговых платежей; контроль за своевременностью поступлений начисленных сумм в бюджет.

Учет плательщиков налогов ведется отдельно по юридическим и физическим лицам.

Учетным реестром юридических лиц является «Единый банк данных по плательщикам налогов юридических лиц».

В учет вносятся все предприятия расположенные на территории города или района, а также их филиалы независимо от места их нахождения.

С 1 января 19996г. Создан «Государственный реестр физических лиц –плательщиков налогов и других обязательных платежей», который предусматривает учет всех граждан- плательщиков независимо от источника их дохода.

Таможенный контроль. Одним из органов, который осуществляет за правильностью и своевременностью уплаты некоторых видов налогов –госпошлины, налога на добавленную стоимость и акцизного сбора в период перемещения товаров через таможенные границы Украины, является таможенные органы Украины, на которые возлагается непосредственное осуществление таможенного дела. Таможенное дело не только осуществляет контроль по уплате таможенных платежей, но и охватывает порядок перемещения через таможенную границу Украины товаров и других предметов, таможенное регулирование, связанное с установлением таможенных платежей и других способов. Таким образом, таможенное налогообложение является одним из направлений таможенной политики государства, а также способом таможенного регулирования.

Таможенные органы, реализуя таможенную политику Украины, выполняют ряд задач и в первую очередь выполнение и контроль за соблюдением законодательства по вопросам таможенного дела и защиты экономических интересов Украины.

Должностные лица таможни с целью осуществления таможенного контроля имеют широкие полномочия:

1)право доступа на территорию или в помещение предприятия, где находятся товары, которые подлежат таможенному контролю;

2)в случае необходимости для участия в осуществлении таможенного контроля могут привлечь специалистов и экспертов;

3)таможня имеет право провести осмотр транспортных средств, товаров и других предметов, которые перемещаются через таможенную границу Украины.

За нарушение таможенных правил предусмотрена административная и криминальная ответственность. Административная ответственность предусматривает наложение следующих взысканий:

- предупреждение;

- штраф;

- конфискация товаров и транспортных средств.

Жалобы на постановления таможенного органа подается на протяжении десяти дней, с даты вручения заинтересованному лицу копии постановления.

Таможенные органы в отличие от налоговых органов, которые осуществляют контроль за правильностью и своевременностью уплаты налогов в бюджет, правильность начисления и своевременность уплаты налогов в период перемещения товаров через таможенную границу Украины проводят в период таможенного оформления товаров.

Таможенное оформление – это исполнение таможенным органом действий (процедур), которые связаны фиксированием результатов таможенного контроля товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу Украины и имеют юридическое значение для дальнейшего использования этих товаров и транспортных средств. Только после окончания таможенного оформления товары могут быть освобождены от таможенного контроля.

Одним из главных операций, которые входят к таможенному оформлению, является декларация.

Таможенная декларация – письменное заявление установленной формы, которая подается таможенному органу и содержит ведомости относительно товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу Украины, необходимые для таможенного оформления или переоформления.

Контроль таможенных органов за уплатой таможенных платежей имеет свои особенности. Таможенные органы осуществляют контроль за правильностью и своевременностью уплаты таможенных платежей, а именно: госпошлины, НДС и акцизного сбора относительно товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины.

Особенностью контроля таможенных органов по уплате госпошлины заключается в том, что по НДС и акцизному сбору с импортных товаров, контроль за правильностью начисления которых, кроме таможенных органов осуществляют еще и налоговые органы, контроль за правильностью начисления госпошлины проводят только таможенные органы.

В Украине применяются разные методы пошлины.

Для взыскания пошлины применяются два вида ставок: процентные и фиксированные. Ставки пошлины определяются таможенным тарифом Украины и дифференцировано в зависимости от товарной позиции, которой отвечает импортный товар. Кроме того, в зависимости от страны может применяться льготная или полная ставка пошлины.

Одной из главных задач таможенных органов – определение товарной позиции, которой отвечает товар, что пересекает таможенную границу.

Для товаров, которые импортируются и ставки пошлины, которые определены в процентах, важных для налогообложения есть правильное определения таможенной стоимости. Это заявленная декларантом или определенная таможенным органом стоимость товара на момент пересечения товарами таможенной границы Украины.

Все товары подлежат налогообложению ввозной пошлиной по полным ставкам таможенного тарифа Украины, налогом на добавленную стоимость, и, в установленных законодательством случаях, акцизным сбором.

Таможенные органы перечисляют полученные суммы таможенных платежей на счета государственного Казначейства по соответствующим кодам бюджетной классификации не позднее предстоящего дня полного оформления транспортной таможенной декларации.

Государственная таможенная служба проводит с Государственным Казначейством ежемесячно сверки о поступлениях в бюджет пошлины, НДС и акцизного сбора и других платежей, которые ежемесячно оформляются актами.