logo search
Экон пред-тия ГОСЫ (общепит)

3. Полный жизненный цикл предприятия, жизненный цикл товара.

Полный жизненный цикл предприятия – это период времени, в течение которого оно обладает технологическим, организационно-экономическим и кадровым потенциалом своего развития либо путем простого, расширенного воспроизводства на экстенсивной основе, т.е. за счет количественных изменений ее элементов (например, увеличение площади зала для посетителей), или посредством расширенного воспроизводства на интенсивной основе (например, применение новой технологии), характеризующегося его качественными преобразованиями.

Таким образом, процесс развития предприятия можно представить как последовательное прохождение уровней усовершенствования технологических и организационно-экономических процессов (смотри рисунок):

1-ый уровень – создание и обеспечение сбалансированной работы всех подразделений предприятия для достижения таких экономических результатов, которые обеспечат безубыточность финансово-хозяйственной деятельности, т.е. простое воспроизводство. Критерием может выступать порог безубыточности.

2-ой уровень – выход на объемы производства и реализации продукции, которые обеспечат поступление дохода, достаточного для осуществления расширенного воспроизводства. Формирование гибкой ценовой политики на реализуемую предприятием продукцию.

3-ий уровень - переход на более прогрессивные технологии закупки, хранения, производства, реализации продукции и сервисного обслуживания, применение принципов и методов управления, основанных на процессах самоорганизации, нацеленность на удовлетворение конкретных потребностей у различных групп населения. Обеспечение расширенного воспроизводства на новой технологической и управленческой основе.

Рисунок – Полный жизненный цикл предприятия

Завершает полный жизненный цикл ликвидация предприятия как хозяйствующего субъекта экономики по причине, например, экономической нецелесообразности вложения средств в данный вид деятельности, что может быть обусловлено различными факторами: изменение налогового законодательства, революционные научно-технические преобразования в отрасли, насыщение рынка, подрыв конкурентами финансовой устойчивости предприятия и т.п.

Жизненный цикл товара – промежуток времени от замысла нового товара до снятия с производства и продажи.

Выделяют следующие стадии жизненного цикла товара: зарождение – создание опытной партии; рост и начальная стадия появления товара на рынке, формирование спроса; зрелость – стадия серийного или массового производства и наибольших продаж; насыщение рынка – темпы продаж начинают сокращаться; затухание производства и продажи товара.

Управленческий цикл – реализация функций управления по спирали – окончание одного управленческого цикла служит началом другому, но уже на более высоком качественном уровне. Управленческий цикл включает: определение целей, задач деятельности, форм и методов их реализации; создание организационно-исполнительной структуры; подготовку и принятие управленческих решений; планирование с учетом сценариев будущего развития; распределение обязанностей между всеми службами предприятия; доведение задач до конкретных исполнителей, организация взаимодействия, координирование и регулирование; техническое, материально-финансовое и информационное обеспечение; осуществление контроля; стимулирование исполнительской деятельности; подведение итогов работы, анализ, оценка и прогноз перспектив развития, т.е. начало следующего управленческого цикла.

Малый цикл – краткосрочные изменения при относительно устойчивой траектории развития, т.е. технологический микроцикл (например, этапы товародвижения), связанный с закупкой, производством и реализацией продукции в конкретный период времени.

В рамках малого цикла важное значение имеет эффективное использование основного и оборотного капитала, проведение грамотной товарно-денежной политики, способствующей росту товарооборота, снижению издержек обращения, повышению финансовой устойчивости предприятия.

Большой цикл предприятия отражает траекторию его развития в долгосрочном периоде и связан с качественными преобразованиями его структуры и процессов.

Большой цикл предполагает осуществление планирования и управления предприятием на основе принципов самоорганизации, организацию эффективного функционирования и взаимодействия маркетинговой, инновационной и инвестиционной деятельности.

Понимание сущности предприятия как системы и зна­ние закономерностей его функционирования во внешней среде позволит руководству предприятия, с одной стороны, предотвра­тить влияние негативных факторов, а с другой — использовать по­ложительные тенденции в направлении повышения эффективнос­ти финансово-хозяйственной деятельности.