10. Розничный и оптовый товарооборот предприятия: сущность, анализ, нормирование и планирование запасов.
Товарооборот – общий объем выручки от реализации продукции.
Основной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого данная цель не может быть достигнута. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.
Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов реализации.
В зависимости от форм товародвижения различают складской и транзитный вид оптового товарооборота. Складской товарооборот предусматривает продажу товаров через склады оптовых предприятий. При транзитном товарообороте товары не поступают на склады оптовых предприятий, а поступают от поставщиков товаров в розничные предприятия. В свою очередь, транзитный оборот делится на транзитный оборот с участием в расчетах, т.е. с вложением денежных средств оптовым предприятием для покупки товаров, и транзитный оборот без участия в расчетах, иными словами, организуемый оборот. В последнем случае оптовое предприятие получает определенную плату за организацию товародвижения.
Сумма складского и транзитного товарооборотов составляет валовой оптовый товарооборот. По категориям покупателей оптовый товарооборот делится на реализацию розничным торговым предприятиям, производственным предприятиям, другим оптовым предприятиям, в порядке экспорта и выполнения госзаказа. Следует отличить торгово-посреднический оборот от оптового. Торгово-посреднический оборот предполагает реализацию товаров без каких-либо технологических операций (транспортировка, складирование, хранение, комплектование и т.д.) через биржи, ярмарки и т.п.
Количественную сторону розничного товарооборота отражает сумма выручки в денежном выражении за определенный период времени.
Качественным показателем розничного товарооборота является его ассортиментная структура, т.е. процентные отношения продажи отдельных товаров в общем объеме оборота.
Объем реализации зависит от объема поступления товаров, суммы товарных запасов и прочего выбытия (например, естественной убыли). При анализе важно выявить тенденции развития товарооборота, которые могут быть учтены при прогнозировании оборота на будущий период. Для этого анализируют развитие товарооборота в динамике за ряд лет. При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен, т.е. все показатели товарооборота в динамическом ряду должны быть пересчитаны в ценах первого периода (отношение товарооборота в фактических ценах к индексу инфляции).
Анализ оптового товарооборота ставит следующие основные задачи:
- определение тенденций и темпов изменения оборота;
- изучение структуры оборота;
- исследование категорий и регионов покупателей;
- анализ источников поступления товаров;
- оценка форм товародвижения;
- анализ товарных запасов и товарооборачиваемости.
Анализ оптового товарооборота начинается с анализа общего объема и ассортимента. За анализируемый период определяют процент выполнения плана всего оптового товарооборота, в т.ч. по ассортиментной структуре.
При анализе оптового товарооборота важно определить влияние ценовой политики на объемы продаж и рентабельность предприятия. Следует обосновать выбранную ценовую стратегию, в том числе установить: влияние действующих цен на объемы оптовых продаж; возможный объем реализации при сложившихся ценах; степень покрытия затрат и обеспечения доходности при данных объемах реализации.
Заключительный этап анализа оптового товарооборота – анализ товарных запасов и товарооборачиваемости. Товарные запасы оптовой торговли обслуживают только складской товарооборот. В этой связи товарооборачиваемость рассчитывается относительно складского товарооборота.
Количественными показателями товарных запасов являются сумма запасов в денежном выражении и количество запасов в натуральном выражении. Качественные показатели товарных запасов рассчитываются относительно товарооборота, а именно, определяют размер запасов в днях оборота и число оборотов, которые совершат запасы, чтобы получить данный объем товарооборота.
Размер запасов в днях оборота – это время, за которое запас может быть реализован. Период, в течение которого товары находятся в сфере товарного обращения, называется временем товарного обращения или товарооборачиваемостью в днях.
Между отдельными показателями товарооборота имеется связь, которая выражается балансовой формулой товарооборота:
Зн + П = Р + В + Зк,
где Зн – товарные запасы на начало периода;
П – объем поступления товаров в периоде;
Р – объем реализации товаров в периоде;
В – выбытие товаров в связи с естественной убылью или по другим причинам;
Зк – товарные запасы на конец периода.
Если известны все значения баланса товарооборота, кроме объема реализации, то его можно определить, выразив из вышеприведенной формулы:
Р = П + Зн – Зк – В.
Важнейший раздел плана товарооборота – план товарных запасов. Как видно из баланса товарооборота, объем реализации зависит от величин товарных запасов на начало и конец периода. Остатки товаров на начало планируемого периода – это фактические или ожидаемые остатки на конец отчетного периода. Для планирования остатков товаров на конец планируемого периода могут использоваться различные методы – нормативные, экономико-статистические и т.д.
Норма товарного запаса – это расчетное время нахождения товарного запаса в форме торгового запаса, страхового запаса, запаса в пути, запаса на приемку и подготовку к продаже.
Норматив товарных запасов рассчитывается как произведение нормы товарного запаса и среднедневного оборота.
Торговый запас, в свою очередь, состоит из двух частей. Первая часть - рабочий запас - предназначена для обеспечения продажи в течение рабочего дня и демонстрации торгового ассортимента покупателям. Вторая часть торгового запаса – запас пополнения – обеспечивает бесперебойную продажу товара до его очередного завоза.
Страховой (гарантийный) запас, как правило, устанавливается в зависимости от торгового запаса, дифференцированно по каждой группе товаров и предназначен для сглаживания резких колебаний спроса.
Нормы запасов в пути, а также на приемку и подготовку товаров к продаже устанавливаются на основе сложившихся уровней и резервов их снижения. В итоге норма товарного запаса рассчитывается как сумма норм перечисленных выше элементов.
Планирование и управление товарными запасами осуществляются с помощью критериев оптимальности - минимизации совокупных расходов по завозу и хранению товаров.
- 1. Сущность и основные функции предприятий в рыночной экономике.
- 2. Внутренняя и внешняя среда предприятия.
- 3. Полный жизненный цикл предприятия, жизненный цикл товара.
- 4. Этапы создания предприятия общественного питания.
- 5. Инвестиционный проект предприятия.
- 6. Организационно-правовые формы предприятий.
- 7. Основные фонды предприятий общественного питания: состав, износ, амортизация, оценка эффективности использования.
- 8. Оборотные средства предприятия: состав, определение потребности, анализ эффективности использования, пути ускорения оборачиваемости.
- 9. Кадры и мотивация труда работников предприятий общественного питания: кадровый состав, оценка движения кадров, нормирование труда, его производительность, системы оплаты труда.
- 10. Розничный и оптовый товарооборот предприятия: сущность, анализ, нормирование и планирование запасов.
- 11. Издержки обращения предприятий общественного питания: классификация, анализ, планирование, расчет экономии (перерасхода) издержек обращения.
- 12. Цены и ценовая политика: понятие стоимости, цены, виды цен, торговая надбавка, скидки, сущность ценовой политики, ценовые стратегии и методы ценообразования.
- 13. Виды прибыли, ее анализ и направления использования. Резервы роста прибыли.
- 14. Налогообложение предприятий общественного питания.
- 15. Системный подход к анализу деятельности предприятия.
- 16. Оценка финансового состояния предприятия.
- 17. Планирование и управление на предприятии в условиях рынка.
- 18. Бизнес-план предприятия и его разделы.
- 19. Инновационная деятельность предприятия: сущность инновации, её внешние и внутренние источники, показатели оценки эффективности инновационной деятельности предприятия.
- 20. Комплексная оценка экономического потенциала предприятия.