logo
Экон пред-тия ГОСЫ (общепит)

10. Розничный и оптовый товарооборот предприятия: сущность, анализ, нормирование и планирование запасов.

Товарооборот – общий объем выручки от реализации продукции.

Основной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого данная цель не может быть достигнута. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов реализации.

В зависимости от форм товародвижения различают склад­ской и транзитный вид оптового товарооборота. Складской товарооборот предусматривает продажу товаров через склады оптовых предприятий. При транзитном товарообороте товары не по­ступают на склады оптовых предприятий, а поступают от по­ставщиков товаров в розничные предприятия. В свою очередь, транзитный оборот делится на транзитный оборот с участи­ем в расчетах, т.е. с вложением денежных средств оптовым предприятием для покупки товаров, и транзитный оборот без участия в расчетах, иными словами, организуемый обо­рот. В последнем случае оптовое предприятие получает опре­деленную плату за организацию товародвижения.

Сумма складского и транзитного товарооборотов составля­ет валовой оптовый товарооборот. По категориям покупателей оптовый товарооборот делит­ся на реализацию розничным торговым предприятиям, произ­водственным предприятиям, другим оптовым предприятиям, в порядке экспорта и выполнения госзаказа. Следует отличить торгово-посреднический оборот от опто­вого. Торгово-посреднический оборот предполагает реализацию товаров без каких-либо технологических операций (транспор­тировка, складирование, хранение, комплектование и т.д.) через биржи, ярмарки и т.п.

Количественную сторону розничного товарооборота отражает сумма выручки в денежном выражении за определенный период времени.

Качественным показателем розничного товарооборота является его ассортиментная структура, т.е. процентные отношения продажи отдельных товаров в общем объеме оборота.

Объем реализации зависит от объема поступления товаров, суммы товарных запасов и прочего выбытия (например, естественной убыли). При анализе важно выявить тенденции развития товарооборота, которые могут быть учтены при прогнозировании оборота на будущий период. Для этого анализируют развитие товарооборота в динамике за ряд лет. При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен, т.е. все показатели товарооборота в динамическом ряду должны быть пересчитаны в ценах первого периода (отношение товарооборота в фактических ценах к индексу инфляции).

Анализ оптового товарооборота ставит следующие основные задачи:

- определение тенденций и темпов изменения оборота;

- изучение структуры оборота;

- исследование категорий и регионов покупателей;

- анализ источников поступления товаров;

- оценка форм товародвижения;

- анализ товарных запасов и товарооборачиваемости.

Анализ оптового товарооборота начинается с анализа об­щего объема и ассортимента. За анализируемый период опре­деляют процент выполнения плана всего оптового товарооборота, в т.ч. по ассортиментной структуре.

При анализе оптового товарооборота важно определить влияние ценовой политики на объемы продаж и рентабель­ность предприятия. Следует обосновать выбранную ценовую стратегию, в том числе установить: влияние действующих цен на объемы оптовых продаж; возможный объем реализации при сложившихся ценах; степень покрытия затрат и обеспече­ния доходности при данных объемах реализации.

Заключительный этап анализа оптового товарооборота – анализ товарных запасов и товарооборачиваемости. Товарные запасы оптовой торговли обслуживают только складской то­варооборот. В этой связи товарооборачиваемость рассчитыва­ется относительно складского товарооборота.

Количественными показателями товарных запасов являют­ся сумма запасов в денежном выражении и количество запа­сов в натуральном выражении. Качественные показатели товарных запасов рассчитывают­ся относительно товарооборота, а именно, определяют размер запасов в днях оборота и число оборотов, которые совершат запасы, чтобы получить данный объем товарооборота.

Размер запасов в днях оборота – это время, за которое за­пас может быть реализован. Период, в течение которого това­ры находятся в сфере товарного обращения, называется вре­менем товарного обращения или товарооборачиваемостью в днях.

Между отдельными показателями товарооборота имеется связь, которая выражается балансовой формулой товарооборота:

Зн + П = Р + В + Зк,

где Зн – товарные запасы на начало периода;

П – объем поступления товаров в периоде;

Р – объем реализации товаров в периоде;

В – выбытие товаров в связи с естественной убылью или по другим причинам;

Зк – товарные запасы на конец периода.

Если известны все значения баланса товарооборота, кроме объема реализации, то его можно определить, выразив из вышеприведенной формулы:

Р = П + Зн – Зк – В.

Важнейший раздел плана товарооборота – план товарных запасов. Как видно из баланса товарооборота, объем реализа­ции зависит от величин товарных запасов на начало и конец периода. Остатки товаров на начало планируемого периода – это фактические или ожидаемые остатки на конец отчетного периода. Для планирования остатков товаров на конец плани­руемого периода могут использоваться различные методы – нормативные, экономико-статистические и т.д.

Норма товарного запаса – это расчетное время нахождения товарного запаса в форме торгового запаса, страхового запаса, запаса в пути, запаса на приемку и подготовку к продаже.

Норматив товарных запасов рассчитывается как про­изведение нормы товарного запаса и среднедневного оборота.

Торговый запас, в свою очередь, состоит из двух частей. Первая часть - рабочий запас - предназначена для обеспе­чения продажи в течение рабочего дня и демонстрации торго­вого ассортимента покупателям. Вторая часть торгового запаса – запас пополнения – обеспечивает бесперебойную продажу товара до его очередного завоза.

Страховой (гарантийный) запас, как правило, устанавливается в зависимости от торгового запаса, дифференцированно по каждой группе товаров и предназначен для сглаживания резких колебаний спроса.

Нормы запасов в пути, а также на приемку и подготовку товаров к продаже устанавливаются на основе сложившихся уровней и резервов их снижения. В итоге норма товарного запаса рассчитывается как сумма норм перечисленных выше элементов.

Планирование и управление товарными запасами осущест­вляются с помощью критериев оптимальности - минимизации совокупных расходов по завозу и хранению товаров.