2. Внутренняя и внешняя среда предприятия.
Под внутренней средой понимается весь хозяйственный механизм предприятия, т.е. торгово-производственные, управленческие, сбытовые и прочие структуры. Регулирование внутренней среды осуществляется на основе маркетинговых исследований, планирования и анализа показателей хозяйственно-финансовой деятельности, оперативного управления торговым процессом, анализа экономической информации.
Основные факторы внешней среды предприятия могут быть подразделены на две группы: прямого и косвенного воздействия.
К факторам прямого воздействия относятся:
- характер и состояние рыночных отношений;
- соотношение спроса и предложения на реализуемые предприятием товары и предлагаемые виды услуг. При этом первостепенное значение имеет выявление возникающих потребностей в новых товарах, услугах и перспектив их роста, а также учет уровня покупательной способности населения;
- уровень требований потребителей к товару и условия предпочтения при выборе товаров покупателем, что может выражаться в специфических требованиях в отношении ассортимента, качества, внешнего вида товара, способа упаковки, маркировки;
- наличие и деятельность предприятий-конкурентов, т.е. их место на рынке, объем деятельности, ассортимент товаров, виды предоставляемых услуг, особенности рекламной и ценовой политики, экономический потенциал;
- условия торговли на рынке — формы и методы торговли, способы платежей и расчетов, сложившиеся на рынке, состояние материально-технической базы, особенности законов и нормативных актов, регулирующих правовое положение и торговую деятельность предприятия на территориальном уровне.
Следующей группой факторов внешней среды прямого воздействия, значительно влияющих на деятельность предприятия, является степень развития его финансово-хозяйственных связей, включающих следующие показатели:
- характер отношений предприятий с поставщиками товаров, материально-технических ресурсов, а также с посредниками, т.е. фирмами, помогающими в продвижении, сбыте товаров, оказывающими консультативные, маркетинговые, транспортные, рекламные услуги;
- условия взаимоотношений с финансовыми институтами, т.е. с государственными налоговыми, таможенными органами, с банками, инвестиционными, страховыми компаниями, брокерскими фирмами;
- состояние источников обеспечения предприятия трудовыми ресурсами необходимых специальностей и квалификации, наличие системы обучения на самом предприятии, его взаимоотношения с соответствующими учебными заведениями, биржей труда и т.п.;
- отношения предприятия со средствами массовой информации, профсоюзами, обществами защиты прав потребителей, экологическими и другими общественными организациями.
Важное значение для предприятий имеет такой фактор, как его конкретное расположение в определенном месте — центр или окраина города (района, микрорайона); торговая, промышленная, жилая зона или место отдыха; близость вокзалов, транспортных магистралей и т.п.
Все эти объективные условия наряду с факторами прямого воздействия оказывают большое влияние на работу предприятия и в итоге предопределяют его тип, ассортиментную структуру, формы обслуживания, величину товарооборота, доходность торговой деятельности.
К факторам косвенного воздействия относятся следующие общеэкономические и общеполитические факторы, регулирующие предпринимательскую деятельность:
- стабильность государственной экономической и социальной политики;
- финансовая, кредитная, налоговая политика, стимулирующая развитие предприятий;
- рост покупательной способности населения;
- наличие развитой торговой инфраструктуры;
- функционирование специальных фондов, фирм по финансовой поддержке предприятий;
- развитие отраслей промышленности по производству торгово-технологического оборудования;
- упорядочение и упрощение процедур государственного регулирования хозяйственной деятельности предприятий, касающихся их регистрации, лицензирования, сертификации продукции и т.п.;
- обеспеченность предприятий информационной технологией, средствами коммуникаций;
- 1. Сущность и основные функции предприятий в рыночной экономике.
- 2. Внутренняя и внешняя среда предприятия.
- 3. Полный жизненный цикл предприятия, жизненный цикл товара.
- 4. Этапы создания предприятия общественного питания.
- 5. Инвестиционный проект предприятия.
- 6. Организационно-правовые формы предприятий.
- 7. Основные фонды предприятий общественного питания: состав, износ, амортизация, оценка эффективности использования.
- 8. Оборотные средства предприятия: состав, определение потребности, анализ эффективности использования, пути ускорения оборачиваемости.
- 9. Кадры и мотивация труда работников предприятий общественного питания: кадровый состав, оценка движения кадров, нормирование труда, его производительность, системы оплаты труда.
- 10. Розничный и оптовый товарооборот предприятия: сущность, анализ, нормирование и планирование запасов.
- 11. Издержки обращения предприятий общественного питания: классификация, анализ, планирование, расчет экономии (перерасхода) издержек обращения.
- 12. Цены и ценовая политика: понятие стоимости, цены, виды цен, торговая надбавка, скидки, сущность ценовой политики, ценовые стратегии и методы ценообразования.
- 13. Виды прибыли, ее анализ и направления использования. Резервы роста прибыли.
- 14. Налогообложение предприятий общественного питания.
- 15. Системный подход к анализу деятельности предприятия.
- 16. Оценка финансового состояния предприятия.
- 17. Планирование и управление на предприятии в условиях рынка.
- 18. Бизнес-план предприятия и его разделы.
- 19. Инновационная деятельность предприятия: сущность инновации, её внешние и внутренние источники, показатели оценки эффективности инновационной деятельности предприятия.
- 20. Комплексная оценка экономического потенциала предприятия.