31) Принципы региональной государственной экономической политики на современном этапе.
Государственная региональная политика - система ценностей и целей, государственно-управленческих мер (решений и иных действий), предусмотренных нормативными правовыми актами, программами и иными документами, направленными на региональное развитие
Она направлена на использование благоприятных факторов и по мере возможности – нейтрализацию неблагоприятных (инфляция, безработица и т.д.). Так же направлена на достижение целей социально-экономического развития. РЭП также является ядром системы гос. регулирования регионального экономического развития. РЭП имеет 2 уровня: федеральный и субфедеральный. На федеральном уровне РЭП занимается проблемами национальной экономики, отношениями между центром и субъектами федерации. При этом центр может вмешиваться в решение каких-либо проблем и задач регионов, только если они имеют федеральную значимость (Например: какие-либо чрезвычайные ситуации, освоение месторождения стратегического сырья и т. д.). На субфедеральном уровне РЭП занимается внутренними делами регионов: обеспечением населения продовольствием, энергией, регулированием отношений субъекта федерации с муниципальным образованием. Муниципальные власти являются субъектами региональной политики, и в их компетенции находятся широкий круг вопросов, касающихся жизнедеятельности и хозяйства муниципальных образований. Различия между региональными политиками разных уровней заключаются не только в масштабах полномочий и решаемых задач, но и в средствах их реализации: нормативно-правовой базе, источниках финансирования и т. д. Также существуют межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Они занимаются координацией социально-экономического развития групп сопредельных регионов, а также их взаимодействием с федеральным центром. Таким образом РЭП является результатом взаимодействия всех уровней власти, представляющих интересы населения.
Конечной основной целью экономической политики страны или региона является повышение качества жизни населения (рост его доходов, социальной защищенности, уровня и качества образования, безопасности, рост продолжительности жизни, развитие культурной, социальной и инфраструктурной среды).
В современной экономике повышение качества жизни населения в регионе определяют следующие основные факторы:
стабильная политическая и социальная обстановка в стране;
соблюдение законности и обеспечение прав граждан;
привлекательный инвестиционный климат;
стабильный рост валового национального и регионального продукта;
рост уровня и качества человеческого капитала;
эффективное использование достижений НТП (новых и новейших технологий);
наличие среды, позволяющей оптимальным образом использовать эти факторы;
стабильный рост доходов населения;
общее социально-экономическое и культурное развитие региона.
В рыночной экономике определяющую роль играют конкурентные преимущества региона, развитие и упрочение которых и создает базу для выхода на стадию устойчивого роста экономики и социально-экономического развития региона. Именно эффективное использование конкурентных преимуществ, в частности, Воронежской области только и может позволить ей выйти из долгосрочного кризиса и войти в число бездотационных, экономически сильных регионов.
На современном этапе в стране и регионах, включая Воронежскую область, наметились следующие тенденции:
усиление власти в стране;
усиление регулирования развития экономики в регионах со стороны Федерального Центра (ФЦ) с помощью трансфертов и иных реальных экономических инструментов;
повышение инвестиционного рейтинга России со стороны ведущих международных агентств;
относительно высокие темпы прироста ВВП в 1999-2003гг. на уровне страны за счет благоприятной ценовой конъюнктуры на сырье на мировых рынках;
медленные темпы реструктуризации экономики;
продолжающийся отток капитала из страны;
продолжающийся отток «мозгов» из страны;
усиление вертикального регулирования экономики, включая внеэкономические методы, в регионах;
усиление противоречий в межбюджетных отношениях на уровнях субъект РФ - экономически сильное (донор) муниципальное образование (м.о.) и м.о. - экономически сильные города и крупные поселки, входящие в м.о.;
подчинение тем или иным способом средств массовой информации власти в регионах;
усиление криминализации экономики регионов.
Перед страной по-прежнему стоит вечная для России проблема диверсификации экономики и создание эффективных современных производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью (высокотехнологичных производств). И дилемма: решать эту проблему традиционным методом - с помощью вертикального государственного управления, включая прямые государственные инвестиции в производства, льготы, сильную роль бюрократии в экономике. Или продолжать политику использования, главным образом, горизонтальных мер, которые направлены на создание привлекательного инвестиционного климата в стране и регионах. Однозначного ответа для России здесь, разумеется, нет.
Пример Японии, Южной Кореи, Тайваня, Китая показывает, что можно достичь успехов и при значительном участии государства в управлении экономикой. Однако на определенном этапе «догоняющие экономики» с пониженным уровнем конкуренции проигрывают соревнование либеральным экономикам, образцом которой являются в мире США, а в Азии - Сингапур. Экономика Японии в 1990-х годах испытывала сильную рецессию и не оправилась от нее до сих пор. Государственная накачка средств в банковскую систему не позволила ей создать эффективную финансовую систему. Схожие проблемы возникли и в Южной Корее, которая осуществляет в настоящее время либерализацию экономики. Вместе с тем, Япония и, в меньшей степени, Южная Корея достигли такого качества жизни населения и уровня развития экономики, о котором Россия пока может только мечтать.
Ускоренно растет ВВП и качество жизни населения у тоталитарного Китая (его ВВП вырос примерно в 6 раз с начала рыночных реформ в 1979г.). Так что однозначного ответа, как показывает мировой и отечественный опыт, для России здесь нет.
Приватизация сырьевых отраслей и поспешная псевдолиберализация экономики в условиях ее олигархического уклада привели к фактической потере источников развития страны за счет доходов от продаж сырья за границу. Основные акционеры (собственники) крупнейших компаний страны находятся в офшорах. Там же они платят значительную часть налогов. Россия же лишилась основной части налоговых доходов от продаж своего национального богатства.
Основные препятствия на пути диверсификации экономики и ее развития в России свои, российские:
бюрократизация экономики;
неправовой режим функционирования государства;
криминализация экономики и всей жизни страны;
низкий уровень человеческого капитала, особенно в части его рыночных составляющих;
отток капитала за границу;
антирыночный менталитет основной части населения;
тяжкий груз наследия командной экономики.
Поэтому развивать экономику страны и региона необходимо с учетом своих российских особенностей на базе достижений, как либеральных экономик, так и азиатских тигров.
- 1) Типы экономических систем и экономические формы собственности
- 2) Формы и методы государственного регулирования экономики
- Инструментарий кредитно-денежной политики. В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:
- Макроэкономическая стабилизация.
- Перераспределение доходов.
- 4) Роль и функции государственного сектора экономики.
- 5) Становление и развитие государственного регулирования экономики.
- 6) Планирование, программирование и прогнозирование, как формы регулирования.
- 7) Методы обоснования плановых решений
- 8) Финансово-экономические средства государственного регулирования.
- 9) Бюджетное регулирование
- 10) Налоги в системе государственного регулирования экономики.
- Экономический смысл снижения налоговых ставок
- 11) Цели в системе государственного регулирования экономики
- 12) Государственное регулирование экономического потенциала.
- 13) Государственное регулирование трудового потенциала.
- 14) Промышленность рф, формы ее территориальной организации. Прогнозирование и планирование промышленного производства.
- 15) Аграрная политика. Прогнозирование апк.
- 16) Государственное регулирование транспортного комплекса.
- 17) Государственное регулирование развития социальной сферы.
- 18) Социальная политика рф. Социальные нормы и нормативы – основа государственного регулирования социального развития.
- 19) Государственное регулирование оплаты труда. Методы планирования и прогнозирования реальных доходов потребления.
- 20) Планирование и прогнозирование промышленности.
- 21 ) Государственное регулирование материального производства. Государственный заказ и порядок его размещения.
- 22) Государственная поддержка апк.
- 23) Методы финансовой поддержки предприятий за счет централизованно распределительных ресурсов. Неуверенна!
- 24) Понятие и виды инвестиций. Источники финансирования инвестиций.
- 25) Методы стимулирования инвестиций. Способы привлечения капитала.
- 26) Структура финансового рынка. Организация рынков кредитов.
- 27) Регулирование валютного рынка.
- 28) Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 29) Основные направления внешнеэкономической политики государства.
- 30) Таможенные пошлины. Нетарифные методы.
- 31) Принципы региональной государственной экономической политики на современном этапе.
- 33) Государственное регулирование развития свободных экономических зон.
- 34) Формы и методы государственного регулирования сэз.
- 36) Сущность отношения собственности, виды собственности.
- 37) Роль малого бизнеса в развитии конкуренции и его государственная поддержка.
- 38) Методы и организация государственного регулирования экономики.
- 39) Экологическая политика государства в условиях рынка.
- 40) Основные задачи государственного регулирования природопользования.
- 41) Методы регулирования природопользования.