10.8 Телевизионные и радиовещательные студии
Студия является первичным помещением, входящим в систему студия-электроакустический тракт-помещение прослушивания. Поэтому оптимальные акустические характеристики студии отличаются от оптимальных для обычных залов.
Студии делятся на большие, средние и малые концертные, камерной музыки и речевые (табл. 10.1)
Таблица 10.1 – Размеры студии
Студия | Объем, м3 | Площадь пола, м2 |
Большая концертная | 6000-3000 | 500-400 |
Средняя концертная | 3000-1500 | 300-250 |
Малая концертная | 1500-750 | 200-150 |
Камерная | 500-200 | 80-50 |
Речевая | 100-50 | 20-15 |
Студия литературно-драматического блока: основные (от одной до трех) гулкая заглушенная |
800-500 150-80 80-50 |
200-100 30-15 15-10 |
Постановочные студии | 6000-3000 | - |
В концертных студиях время реверберации должно быть в пределах от 1 с в малых студиях до 1,7 с - в студиях с объемом более 3000 м3. В зависимости от стиля и характера исполнения оптимальное время реверберации получается разным. Например, для одного и того же помещения исполнение классической симфонической музыки требует времени реверберации 1,54 с, симфонической музыки романтического стиля – 2,07 с, а современной симфонической музыки – 1,48 с, причем отклонение от этих данных в среднем на 0,1 с уже замечается экспертами. Для органной музыки время реверберации должно быть в пределах от 1,5 до 2,5 с в зависимости от объема студии. Для джазовой музыки оптимальное время реверберации получается менее определенным, чем для симфонической, но большинство слушателей склоняется к большему времени реверберации. Для исполнения камерной музыки, для сольных и хоровых программ, небольших ансамблей оптимум реверберации получается меньшим, чем для симфонической музыки, и тоже зависит от объема студии. Для художественной передачи речи оптимальное время реверберации студии с объемом 500 м3 получается в пределах 0,7-0,8 с. В основных студиях литературно-драматического блока время реверберации берут в пределах 0,5-0,6 с, в гулкой студии – не менее 3 с, в заглушенной – в пределах 0,2-0,25 с, в постановочных студиях телевизионного вещания – 0,7-0,8 с. В речевых студиях для передачи информационных программ время реверберации не должно быть более 0,5 с (0,4-0,5). Оптимальное время реверберации для радио- и телетеатров берут, как и для обычных театров и концертных залов (табл. 7.1).
Учитывая необходимость изменения времени реверберации для получения оптимального звучания различных программ, приходится в каждой концертной студии, а также в основных студиях литературно-драматического блока предусматривать возможность изменения времени реверберации. С аналогичным требованием приходится сталкиваться и при проектировании универсальных залов. Одним из решений задачи является создание фонда переменного поглощения в таких помещениях, а это приводит к использованию различных звукопоглощающих конструкций, которые могут сравнительно легко и быстро вводиться в действие или выводиться из него. Есть много различных конструктивных решений этой задачи. Например, применяются щиты с хорошо поглощающим материалом, закрываемые специальными щитами с хорошо отражающей поверхностью; различного типа жалюзи; вращающиеся колонны с различным поглощающим материалом (при этом половина колонны всегда оказывается утопленной в стене) и т.п. Все эти методы очень громоздки и требуют довольно сложной механизации, иначе они просто не под силу персоналу студий. В современных студиях широко используют системы искусственной реверберации (амбиофонии).
- Введение
- 1 Воздушный объем и пропорции зала
- 2 Форма зала в плане
- 3 Размещение зрительских мест
- 4 Размеры сцены, эстрады
- 5 Построение профиля пола
- 6 Распределение отраженного звука
- 6.1 Формирование диффузного звукового поля
- 6.2 Формирование полезных ранних отражений
- 7 Оптимум реверберации
- 8 Расчет ожидаемого времени реверберации
- 9 Подбор и размещение звукопоглотителей
- 10 Особенности проектирования залов различного назначения
- 10.1 Лекционные залы
- 10.2 Залы драматических театров
- 10.3 Залы театров оперы и балета
- 10.4 Концертные залы
- 10.5 Залы многоцелевого назначения
- 10.6 Залы кинотеатров
- 10.7 Спортивные залы
- 10.8 Телевизионные и радиовещательные студии
- 10.9 Студии звукозаписи, дикторские кабины
- 11 Оформление и порядок выполнения работы
- Список источников информации
- Приложение а Звукопоглощающие свойства материалов и конструкций
- Приложение б Функция
- Содержание
- Навчальне видання