logo search
МВ_иностр_Акуст_зрит_зала

10.8 Телевизионные и радиовещательные студии

Студия является первичным помещением, входящим в систему студия-электроакустический тракт-помещение прослушивания. Поэтому оптимальные акустические характеристики студии отличаются от оптимальных для обычных залов.

Студии делятся на большие, средние и малые концертные, камерной музыки и речевые (табл. 10.1)

Таблица 10.1 – Размеры студии

Студия

Объем, м3

Площадь пола, м2

Большая концертная

6000-3000

500-400

Средняя концертная

3000-1500

300-250

Малая концертная

1500-750

200-150

Камерная

500-200

80-50

Речевая

100-50

20-15

Студия литературно-драматического блока:

основные (от одной до трех)

гулкая

заглушенная

800-500

150-80

80-50

200-100

30-15

15-10

Постановочные студии

6000-3000

-

В концертных студиях время реверберации должно быть в пределах от 1 с в малых студиях до 1,7 с - в студиях с объемом более 3000 м3. В зависимости от стиля и характера исполнения оптимальное время реверберации получается разным. Например, для одного и того же помещения исполнение классической симфонической музыки требует времени реверберации 1,54 с, симфонической музыки романтического стиля – 2,07 с, а современной симфонической музыки – 1,48 с, причем отклонение от этих данных в среднем на 0,1 с уже замечается экспертами. Для органной музыки время реверберации должно быть в пределах от 1,5 до 2,5 с в зависимости от объема студии. Для джазовой музыки оптимальное время реверберации получается менее определенным, чем для симфонической, но большинство слушателей склоняется к большему времени реверберации. Для исполнения камерной музыки, для сольных и хоровых программ, небольших ансамблей оптимум реверберации получается меньшим, чем для симфонической музыки, и тоже зависит от объема студии. Для художественной передачи речи оптимальное время реверберации студии с объемом 500 м3 получается в пределах 0,7-0,8 с. В основных студиях литературно-драматического блока время реверберации берут в пределах 0,5-0,6 с, в гулкой студии – не менее 3 с, в заглушенной – в пределах 0,2-0,25 с, в постановочных студиях телевизионного вещания – 0,7-0,8 с. В речевых студиях для передачи информационных программ время реверберации не должно быть более 0,5 с (0,4-0,5). Оптимальное время реверберации для радио- и телетеатров берут, как и для обычных театров и концертных залов (табл. 7.1).

Учитывая необходимость изменения времени реверберации для получения оптимального звучания различных программ, приходится в каждой концертной студии, а также в основных студиях литературно-драматического блока предусматривать возможность изменения времени реверберации. С аналогичным требованием приходится сталкиваться и при проектировании универсальных залов. Одним из решений задачи является создание фонда переменного поглощения в таких помещениях, а это приводит к использованию различных звукопоглощающих конструкций, которые могут сравнительно легко и быстро вводиться в действие или выводиться из него. Есть много различных конструктивных решений этой задачи. Например, применяются щиты с хорошо поглощающим материалом, закрываемые специальными щитами с хорошо отражающей поверхностью; различного типа жалюзи; вращающиеся колонны с различным поглощающим материалом (при этом половина колонны всегда оказывается утопленной в стене) и т.п. Все эти методы очень громоздки и требуют довольно сложной механизации, иначе они просто не под силу персоналу студий. В современных студиях широко используют системы искусственной реверберации (амбиофонии).