18 Вопрос.
Понятие финансовой системы
Фонды финансовых ресурсов образуются и используются в различных сферах денежных отношений, каждая из которых представляет собой определенный канал распределения соответствующей части национального дохода. Эти сферы составляют отдельные, но взаимосвязанные финансовые звенья (институты). Совокупность входящих в состав финансов звеньев в их взаимосвязи образует финансовую систему государства.
Финансовая система это система форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также различных организаций и отраслей народного хозяйства.
Финансовую систему государства не следует путать с системой финансовых учреждений, это совокупность государственных органов управления, осуществляющих финансовую деятельность.
Каждое звено финансовой системы обслуживает определенную сферу распределения и перераспределения национального дохода посредством применения специфических форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образований. Эти особенности разграничивают отдельные звенья и финансовые отношения. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на публичную финансовую деятельность и имеет свои функции.
Элементы (звенья) финансовой системы и их особенности
В настоящее время финансовая система Российской Федерации состоит из следующих звеньев:
1) бюджетная система, которую образуют федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;
2) внебюджетные государственные и муниципальные фонды;
3) кредит;
4) обязательное государственное страхование;
5) финансы организаций любых форм собственности, объединений, предприятий, учреждений, отраслей народного хозяйства.
Первые четыре звена финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для осуществления публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства. Пятый элемент относится к децентрализованным финансам, поскольку обладают определенной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимодействия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью.
(Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы Российской Федерации, в состав которой входят наиболее крупные фонды денежных средств. Она имеет три уровня:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов РФ;
- местные бюджеты.
Бюджетная система является организационной формой функционирования бюджета. Централизованный фонд денежных средств является публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление и служит исключительно для выражения интересов общества. Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует реализацию публичных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через него осуществляется финансовая политика государства. Бюджетная система выступает важным элементом социально-экономической деятельности государства
Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюджетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства.
Все виды бюджетов в бюджетной системе образуются в процессе финансовой деятельности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Бюджет каждого уровня имеет собственные источники доходов, строго определенные бюджетным и налоговым законодательством, а также объекты расходов, подлежащие обязательному финансированию.
Самостоятельным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды, представляющие собой совокупность денежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для материального обеспечения строго определенных публичных мероприятий.
Внебюджетные фонды создаются на всех уровнях и в силу этого могут быть государственными или муниципальными. Эти фонды обособленны от бюджета и имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные отрасли экономики, развития проблемных отраслей инфраструктуры, выполнения социальных программ. Внебюджетные фонды особенно важны для финансирования социально значимых, но одновременно и наиболее затратных государственных потребностей (пенсионное обеспечение, здравоохранение).
Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обязательных платежей юридических и физических лиц, а также из добровольных перечислений.
Государственный и муниципальный кредит как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального образования) денежных средств, а также отношения по предоставлению государственных гарантий.
Государственный и муниципальный кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заемные отношения с императивным участием государства.
Кредитные ресурсы (денежные средства, принадлежащих иным субъектам) выступают источником привлечения дополнительных денежных средств в государственные и муниципальные бюджеты.
Обязательное государственное страхование — урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Страхование как звено финансовой системы включает только те отношения, участником которых обязательно выступает государство. Финансовая деятельность в сфере страхования имеет несколько направлений. Развитие страхования также обусловлено наличием у государства социальной функции и, как следствие, принципа социальной направленности финансовой деятельности (например, пенсионное и медицинское обеспечение, выплата пособий по безработице, страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей и т.п.). Финансирование таких расходов осуществляется посредством формирования страховых фондов и последующего их распределения.
Финансовая деятельность в сфере страхования является одним из способов аккумулирования дополнительных денежных средств в доход государства. Страховые взносы физических и юридических лиц, мобилизованные в фонды денежных средств, расходуются исключительно при наступлении страхового случая. Вместе с тем юридические факты, влекущие необходимость выплаты страховой суммы, наступают не всегда. Аккумулированные таким образом денежные средства государство направляет на материальное обеспечение иных публичных потребностей или финансирование капитальных вложений.
Самостоятельным звеном финансовой системы являются финансы предприятий, которые с точки зрения финансово-правового регулирования представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при формировании, движении и использовании основного и оборотного капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая фонды денежных средств) предприятий.
Финансовая система охватывает финансы предприятий всех форм собственности, но пределы и методы правового регулирования их финансовой деятельности различны. Основной целью финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий является выполнение государственного (муниципального) заказа. Получение прибыли, как правило, не основная цель государственных и муниципальных предприятий.
Отдельные функции государство осуществляет монопольно в силу их стратегической, политической или финансовой значимости. Например, эмиссию и хранение официальных денежных знаков осуществляет исключительно государственное предприятие — объединение «Гознак».
Финансы предприятий являются основой всей системы финансов, поскольку именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Это звено относится к сфере материального производства. В результате финансовой деятельности предприятий образуются основные источники финансовых ресурсов государства: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.
Финансы предприятий представляют собой самостоятельное децентрализованное звено единой финансовой системы государства, что закреплено ст. 214 ГК РФ. Обособленность финансов предприятий проявляется в праве на самостоятельную финансовую деятельность: после уплаты налогов и иных обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью. Финансы предприятий не образуют единой соподчиненной вертикали — собственником унитарного предприятия выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Финансовые ресурсы унитарных предприятий исключаются из состава государственной казны.
Как звено финансовой системы финансы предприятий тесно взаимодействуют с другими ее звеньями.
Финансовые ресурсы предприятий формируются на основе общих финансово-правовых принципов. Вместе с тем финансовая деятельность предприятий основывается на специальных принципах, основными из которых являются: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная ответственность, финансовая заинтересованность, конкуренция.
На основе целостности, гибкости, динамичности и открытости финансовой системы было выведено основное правило ее деятельности (system theory): всегда следует стремиться к финансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее звеньев и субинститутов.
Это предполагает усиление и углубление связей финансовой системы с внешней средой, постоянный обмен информацией.)
Сложность финансовой системы определяется разнообразием составляющих ее элементов, разнохарактерностью связей между ними, их структурным различием.
Государственная финансовая система в развитых капиталистических странах состоит из четырех звеньев:
= государственные бюджеты,
= местные финансы,
= специальные внебюджетные фонды,
= финансы корпораций.
Для указанных финансовых систем характерен принцип фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. Правительство полностью независимо в целях, касающихся государственных вопросов в целом: расходов на оборону, космос, внешние отношения. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка, уборку территорий и т. п.
Местные финансы в капиталистических странах состоят из:
= местных бюджетов;
= финансов муниципальных предприятий;
= автономных местных фондов.
Основное значение имеют местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет, а в федеративных государствах бюджеты местных сообществ не входят в бюджеты членов федерации, последние не включаются в государственный федеральный бюджет.
- 40.45.46.47.48.49.50.51.52.82.83.84.85.86.91. Нет.
- 1. Сущность денег и предпосылки их возникновения
- 2. Теории денег.
- 3. Функции денег Основные функции:
- 4. Виды денег:
- Товарные деньги
- Обеспеченные деньги
- Фиатные деньги
- Кредитные деньги
- 5. Денежная система, ее элементы и виды.
- 6. Финансы, дискуссионные вопросы о сущности финансов.
- 1. Возникновение термина финансы прошло несколько исторических этапов:
- 13-15 Века - этот термин означал «денежный платеж»;
- 16-18 Века - использовался в научной литературе и означал «денежные отношения по поводу формирования государственных доходов и расходованием государственных денежных средств»;
- 19-Н. 20 век в России финансы рассматривались как правовые отношения, в рамках которых установились нормы в области формирования доходов государства и осуществления расходов.
- 3. В экономической литературе рассматриваются и другие функции финансов, кроме распределительной и контрольной. Вознесенский рассматривает следующую функцию:
- 7. Роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства
- 8. Функции финансов
- 9. Финансовые ресурсы и их источники.
- 10. См. Вопрос №7
- 11. Взаимосвязь финансов с другими категориями
- 12. Финансовая политика: необходимость, понятие, содержание.
- 14) Финансовый механизм и пути его совершенствования.
- 15) Стратегические направления финансовой политики рф.
- 16) Управление финансами – целенаправленное воздействие органов управления на финансы страны, территорий, хозяйс. Субъектов для достижения и поддержания сбалансированности финансовой системы.
- 17 Вопрос.
- 18 Вопрос.
- 19 Вопрос.
- 20. Эволюция структуры финансовой системы
- 21. См. Вопрос №19.
- 22. Понятие государственных финансов, подходы к их структуре.
- Структура государственных финансов
- 23. Государственный бюджет как ведущее звено централизованных финансов.
- 24. Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства.
- 25. Сущность, назначение и классификация внебюджетных фондов.
- 27. Сущность и функции государственного кредита.
- 28. Классификация государственных займов.
- 29. Понятие государственного долга, методы и принципы управления им.
- 30.Соврменное состояние гос.Долга рф
- 31.Понятие,структура и назначение децентрализованных финансов
- 32.Сущность финансов предприятий,взаимосвязь с другими звеньями финансовой системы
- 34. Выделяют следующие функции страхования, выражающие общественное назначение этой категории:
- 1)Обеспечения жизненных потребностей семьи;
- 2)Распределительную функцию.
- I) расширение материальных, социальных, культурных и иных потребностей семьи;
- 37 Вопрос. Классификация расходов домашних хозяйств
- 2) По степени необходимости:
- 3) По целям использования:
- 38. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства.
- 39. Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования.
- 41 Вопрос.
- 1) Внутренние источники следующих видов:
- 2) Внешние источники следующих видов:
- 42 Вопрос.
- 43 Вопрос.
- 44 Вопрос.
- 53. Финансовый менеджмент и корпоративные финансовые риски.
- 54. Формирование финансовых результатов. Прибыль предприятия: сущность и источники
- 55. Функции прибыли, особенности их проявления в современных условиях.
- 56. Виды прибыли
- 57. Факторы, влияющие на величину прибыли.
- 58. Показатель рентабельности. Виды рентабельности.
- 59. Принципы распределения и порядок использования прибыли.
- 61. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений
- 62) 3.2 Структура капитальных вложений.
- 63) Источники финансирования капитальных вложений подразделяются на собственные, привлеченные и заемные.
- 64) Понятие оборотных средств предприятия
- 1. Стадия: организованный процесс материально-технического снабжения средствами производства;
- 2. Стадия: потребление средств производства и создание готовой продукции;
- 3. Стадия: реализация готовой продукции.
- 1. Производственные запасы;
- 2. Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления;
- 3. Расходы будущих периодов.
- 1.2. Стоимостная оценка оборотных средств предприятия
- 1) Удельным расходом материальных ресурсов на физическую единицу произведенной продукции (удельная материалоемкость):
- 2) Величиной расхода нескольких видов материальных ресурсов в стоимостном выражении на физическую единицу производимой продукции (руб., на 1 т, 1 м3, 1 м2 и т.Д.):
- 65. Источники финансирования оборотных средств
- 66. Показатели эффективности использования обс
- 67. Управление оборотными средствами
- 1) Регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и др.;
- 68. Понятие денежного обращения, его структура, количественные характеристики, взаимосвязь наличного и безналичного оборотов.
- 69) Принципы организации безналичного расчета
- 71) Формы безналичных расчетов
- 73.Расчеты векселями.
- 76.Принципы и методы банковского кредитования.
- 1) Метод кредитования по обороту;
- 2) Метод кредитования по остатку;
- 3) Оборотно-сальдовый метод.
- 1) Оборотно-платежными;
- 2) Сальдово-компенсационными;
- 3) Оборотно-сальдовыми.
- 77. Значение Управление дебиторской задолженностью предприятия
- 78. Заключение кредитных договоров проходит несколько этапов.
- 4. Права и обязанности заемщика вытекают из действующего законодательства и ситуации на рынке кредитных ресурсов.
- 5. Обеспечение кредита.
- 79. Оценка кредитоспособности заемщиками
- 80. Факторинг
- 81.Содержание финансовой работы на предприятии.
- 87. Сущность международной организации.
- 88. Классификация международных организаций