12. Финансовая политика: необходимость, понятие, содержание.
Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Финансовая политика позволяет соединить воедино возможности управления (регулирование со стороны государства), которые присущи финансам, с конкретными формами и методами организацией органов управления финансовой системы. Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:
управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;
общность функций всех финансовых учреждений;
общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:
зависимость от конечной цели;
макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;
соответствие интересам всех членов общества;
использование экономических законов;
учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.
Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развитие экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости). Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п.
Содержание финансовой политики:
Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
Создание адекватного финансового механизма.
Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Задачами финансовой политики является:
обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики — установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:
Бюджетная политика
Собственно бюджетная политика выражается в определении источников формирования доходов государственного бюджета, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в определении источников и способов покрытия бюджетного дефицита, форм и методов управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.
Налоговая политика
Направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.
таможенная политика
представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны.
Денежно-кредитная политика
представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.
Инвестиционная политика
Связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы "не убегали" из России, а, наоборот, чтобы приходил приток иностранного капитала.
13) Типы финансовой политики.
1.Классическая. Эта финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета. 2.Регулирующая. В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (гос.расходы). Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики
3.Неокласическая. Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство и через регулирование денежного обращения, валютного курса и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.
4.Планово-директивная. Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и соц. жизни, и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Управление финансами осуществлялось из единого центра – МинФина, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи гос.планов экономического и социального развития.
- 40.45.46.47.48.49.50.51.52.82.83.84.85.86.91. Нет.
- 1. Сущность денег и предпосылки их возникновения
- 2. Теории денег.
- 3. Функции денег Основные функции:
- 4. Виды денег:
- Товарные деньги
- Обеспеченные деньги
- Фиатные деньги
- Кредитные деньги
- 5. Денежная система, ее элементы и виды.
- 6. Финансы, дискуссионные вопросы о сущности финансов.
- 1. Возникновение термина финансы прошло несколько исторических этапов:
- 13-15 Века - этот термин означал «денежный платеж»;
- 16-18 Века - использовался в научной литературе и означал «денежные отношения по поводу формирования государственных доходов и расходованием государственных денежных средств»;
- 19-Н. 20 век в России финансы рассматривались как правовые отношения, в рамках которых установились нормы в области формирования доходов государства и осуществления расходов.
- 3. В экономической литературе рассматриваются и другие функции финансов, кроме распределительной и контрольной. Вознесенский рассматривает следующую функцию:
- 7. Роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства
- 8. Функции финансов
- 9. Финансовые ресурсы и их источники.
- 10. См. Вопрос №7
- 11. Взаимосвязь финансов с другими категориями
- 12. Финансовая политика: необходимость, понятие, содержание.
- 14) Финансовый механизм и пути его совершенствования.
- 15) Стратегические направления финансовой политики рф.
- 16) Управление финансами – целенаправленное воздействие органов управления на финансы страны, территорий, хозяйс. Субъектов для достижения и поддержания сбалансированности финансовой системы.
- 17 Вопрос.
- 18 Вопрос.
- 19 Вопрос.
- 20. Эволюция структуры финансовой системы
- 21. См. Вопрос №19.
- 22. Понятие государственных финансов, подходы к их структуре.
- Структура государственных финансов
- 23. Государственный бюджет как ведущее звено централизованных финансов.
- 24. Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства.
- 25. Сущность, назначение и классификация внебюджетных фондов.
- 27. Сущность и функции государственного кредита.
- 28. Классификация государственных займов.
- 29. Понятие государственного долга, методы и принципы управления им.
- 30.Соврменное состояние гос.Долга рф
- 31.Понятие,структура и назначение децентрализованных финансов
- 32.Сущность финансов предприятий,взаимосвязь с другими звеньями финансовой системы
- 34. Выделяют следующие функции страхования, выражающие общественное назначение этой категории:
- 1)Обеспечения жизненных потребностей семьи;
- 2)Распределительную функцию.
- I) расширение материальных, социальных, культурных и иных потребностей семьи;
- 37 Вопрос. Классификация расходов домашних хозяйств
- 2) По степени необходимости:
- 3) По целям использования:
- 38. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства.
- 39. Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования.
- 41 Вопрос.
- 1) Внутренние источники следующих видов:
- 2) Внешние источники следующих видов:
- 42 Вопрос.
- 43 Вопрос.
- 44 Вопрос.
- 53. Финансовый менеджмент и корпоративные финансовые риски.
- 54. Формирование финансовых результатов. Прибыль предприятия: сущность и источники
- 55. Функции прибыли, особенности их проявления в современных условиях.
- 56. Виды прибыли
- 57. Факторы, влияющие на величину прибыли.
- 58. Показатель рентабельности. Виды рентабельности.
- 59. Принципы распределения и порядок использования прибыли.
- 61. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений
- 62) 3.2 Структура капитальных вложений.
- 63) Источники финансирования капитальных вложений подразделяются на собственные, привлеченные и заемные.
- 64) Понятие оборотных средств предприятия
- 1. Стадия: организованный процесс материально-технического снабжения средствами производства;
- 2. Стадия: потребление средств производства и создание готовой продукции;
- 3. Стадия: реализация готовой продукции.
- 1. Производственные запасы;
- 2. Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления;
- 3. Расходы будущих периодов.
- 1.2. Стоимостная оценка оборотных средств предприятия
- 1) Удельным расходом материальных ресурсов на физическую единицу произведенной продукции (удельная материалоемкость):
- 2) Величиной расхода нескольких видов материальных ресурсов в стоимостном выражении на физическую единицу производимой продукции (руб., на 1 т, 1 м3, 1 м2 и т.Д.):
- 65. Источники финансирования оборотных средств
- 66. Показатели эффективности использования обс
- 67. Управление оборотными средствами
- 1) Регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и др.;
- 68. Понятие денежного обращения, его структура, количественные характеристики, взаимосвязь наличного и безналичного оборотов.
- 69) Принципы организации безналичного расчета
- 71) Формы безналичных расчетов
- 73.Расчеты векселями.
- 76.Принципы и методы банковского кредитования.
- 1) Метод кредитования по обороту;
- 2) Метод кредитования по остатку;
- 3) Оборотно-сальдовый метод.
- 1) Оборотно-платежными;
- 2) Сальдово-компенсационными;
- 3) Оборотно-сальдовыми.
- 77. Значение Управление дебиторской задолженностью предприятия
- 78. Заключение кредитных договоров проходит несколько этапов.
- 4. Права и обязанности заемщика вытекают из действующего законодательства и ситуации на рынке кредитных ресурсов.
- 5. Обеспечение кредита.
- 79. Оценка кредитоспособности заемщиками
- 80. Факторинг
- 81.Содержание финансовой работы на предприятии.
- 87. Сущность международной организации.
- 88. Классификация международных организаций