logo
1-90 фин кред

18 Вопрос.

Понятие финансовой системы

   Фонды финансовых ресурсов образуются и используются в различных сферах денежных отношений, каждая из которых представляет собой определенный канал распределения соот­ветствующей части национального дохода. Эти сферы составля­ют отдельные, но взаимосвязанные финансовые звенья (инсти­туты). Совокупность входящих в состав финансов звеньев в их взаимосвязи образует финансовую систему государства.

   Финансовая система это система форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципаль­ных образований, а также различных организа­ций и отраслей народного хозяйства.

   Финансовую систему государства не следует путать с системой финансовых учреждений, это совокупность государственных органов управления, осуществляющих финансовую деятельность.

Каждое звено финансовой системы обслуживает определенную сферу распределения и перераспреде­ления национального дохода посредством применения специфи­ческих форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образова­ний. Эти особенности разграничивают отдельные звенья и  финансовые отношения. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на пуб­личную финансовую деятельность и имеет свои функции.

Элементы (звенья) финансовой системы и их особенности

   В настоящее время финансовая система Российской Федера­ции состоит из следующих звеньев:

  1) бюджетная система, которую образуют федеральный бюд­жет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

  2)  внебюджетные государственные и муниципальные фонды;

  3) кредит;

  4) обязательное государственное страхование;

  5) финансы организаций любых форм собственности, объеди­нений, предприятий, учреждений, отраслей народного хозяй­ства.

    Первые четыре звена финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для осуществле­ния публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства. Пятый элемент относится к децентрализованным финансам, поскольку обладают опреде­ленной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимо­действия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются остав­шейся прибылью.

   (Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы Российской Федерации, в состав которой входят наи­более крупные фонды денежных средств. Она имеет три ­уровня:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов РФ;

- местные бюджеты.

   Бюджетная система является организационной формой фун­кционирования бюджета. Централизованный фонд денежных средств является публично-правовой категорией, имеет норма­тивное закрепление и служит исключительно для выражения интересов общества. Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует ре­ализацию публичных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через него осуществляется финансовая политика государства. Бюджетная система выступает важным элементом социаль­но-экономической деятельности государства

   Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюд­жетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства.

   Все виды бюджетов в бюджетной системе образуются в про­цессе финансовой деятельности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Бюджет каждого уровня имеет собственные источники доходов, строго определенные бюджетным и налоговым законодательством, а также объекты расходов, подлежащие обязательному финанси­рованию.

   Самостоятельным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды, представляющие собой совокупность де­нежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для материального обеспечения строго определенных публич­ных мероприятий.

   Внебюджетные фонды создаются на всех уровнях и в силу этого могут быть государственными или муниципальными. Эти фонды обо­собленны от бюджета и имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные от­расли экономики, развития проблемных отраслей инфраструк­туры, выполнения социальных программ. Внебюджет­ные фонды особенно важны для финансирования социально значимых, но одновременно и наиболее затратных государ­ственных потребностей (пенсионное обеспечение, здравоохра­нение).

   Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обяза­тельных платежей юридических и физических лиц, а также из добровольных перечислений.

   Государствен­ный и муниципальный кредит как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие по по­воду получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального об­разования) денежных средств, а также отношения по предостав­лению государственных гарантий.

   Государственный и муниципальный кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заем­ные отношения с императивным участием государства.

Кредитные ресурсы (денежные средства, принадлежащих иным субъектам) выступают источником привлечения дополнитель­ных денежных средств в государственные и муниципальные бюджеты.

   Обязатель­ное государственное страхование — урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

   Страхование как звено финансовой системы включает толь­ко те отношения, участником которых обязательно выступает государство. Финансовая деятельность в сфере страхования имеет несколько направлений. Развитие страхования также обусловлено наличием у государства социальной функции и, как следствие, принципа социальной направленности финансо­вой деятельности (например, пенсионное и медицинское обеспечение, выпла­та пособий по безработице, страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей и т.п.). Финансирование таких расхо­дов осуществляется посредством формирования страховых фондов и последующего их распределения.

   Финансовая деятельность в сфере страхования является од­ним из способов аккумулирования дополнительных денежных средств в доход государства. Страховые взносы физических и юридических лиц, мобилизованные в фонды денежных средств, расходуются исключительно при наступлении страхового слу­чая. Вместе с тем юридические факты, влекущие необходимость выплаты страховой суммы, наступают не всегда. Аккумулиро­ванные таким образом денежные средства государство направ­ляет на материальное обеспечение иных публичных потребностей или финансирование капитальных вложений.

   Самостоятельным звеном финансовой системы являются финансы предприятий, которые с точки зрения финансово-пра­вового регулирования представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при фор­мировании, движении и использовании основного и оборотно­го капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая фонды денежных средств) предприятий.

   Финансовая система охватывает финансы предприятий всех форм собственности, но пределы и методы правового регулиро­вания их финансовой деятельности различны. Основной целью финансовой деятельности государ­ственных и муниципальных предприятий является выполнение государственного (муниципального) заказа. Получение прибы­ли, как правило, не основная цель государственных и муници­пальных предприятий.

   Отдельные функции государство осуществляет монопольно в силу их стратегической, политической или финансовой значи­мости. Например, эмиссию и хра­нение официальных денежных знаков осуществляет исключи­тельно государственное предприятие — объединение «Гознак».

   Финансы предприятий являются основой всей системы фи­нансов, поскольку именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Это звено относится к сфере материаль­ного производства. В результате финансовой деятельности пред­приятий образуются основные источники финансовых ресурсов государства: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.

   Финансы предприятий представляют собой самостоятельное децентрализованное звено единой финансовой системы госу­дарства, что закреплено ст. 214 ГК РФ. Обособленность финансов предприятий проявляется в праве на самостоятельную финансовую деятельность: после уп­латы налогов и иных обязательных платежей предприятия само­стоятельно распоряжаются оставшейся прибылью. Финансы предприятий не образуют единой соподчиненной вертикали — собственником унитарного предприятия выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Финансовые ресурсы унитарных предприятий исключаются из состава государственной казны.

   Как звено финансовой системы финансы предприятий тесно взаимодействуют с другими ее звеньями.

   Финансовые ресурсы предприятий формируются на основе общих финансово-правовых принципов. Вместе с тем финансо­вая деятельность предприятий основывается на специальных принципах, основными из которых являются: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная ответ­ственность, финансовая заинтересованность, конкуренция.

   На основе целостности, гибкости, динамичности и открыто­сти финансовой системы было выведено основное правило ее деятельности (system theory): всегда следует стремиться к фи­нансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее звеньев и субинститутов.

   Это предполагает усиление и углубление связей финансовой системы с внешней средой, постоянный обмен информацией.)

   Сложность финансовой системы определяется разнообразием составля­ющих ее элементов, разнохарактерностью связей между ними, их структурным различием.

   Государственная финансовая система в развитых капиталис­тических странах состоит из четырех звеньев:

= государственные бюджеты,

= местные финансы,

= специальные внебюджетные фон­ды,

= финансы корпораций.

   Для указанных финансовых систем характерен принцип фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различ­ными уровнями системы. Правительство полностью независи­мо в целях, касающихся государственных вопросов в целом: расходов на оборону, космос, внешние отношения. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану обществен­ного порядка, уборку территорий и т. п.

   Местные финансы в капиталистических странах состоят из:

= местных бюджетов;

= финансов муниципальных предприятий;

= автономных местных фондов.

   Основное значение имеют местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюд­жет, а в федеративных государствах бюджеты местных сооб­ществ не входят в бюджеты членов федерации, последние не включаются в государственный федеральный бюджет.