logo search
налоговая политика 2014-2016 гг

2. Налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в России

Оптимальным способом сопоставления налоговой нагрузки в различных экономиках является подход, основанный на анализе того, насколько устройство налоговой системы оказывает влияние на инвестиционные решения либо в экономике в целом, либо в какой-либо конкретной отрасли. Другими словами, при анализе и сопоставлении налоговой нагрузки в стране или отрасли необходимо принимать во внимание, прежде всего, то, в какой степени налоговая система оказывает влияние на цену капитала для инвестора.

При этом анализ влияния уровня налогообложения инвестиций и, особенно международные сопоставления в этой сфере, - одна из наиболее важных сфер изучения проблем налогообложения. Корпоративные налоговые режимы весьма сложны и значительно отличаются друг от друга в разных юрисдикциях и в рамках различных видов капитала. Поэтому для проведения такого анализа невозможно просто провести сравнительный анализ уровней налогообложения, необходимо учитывать, например, ставки амортизационных расходов для целей налогообложения, наличие специальных правил и режимов налогообложения, другие формы налогов на капитал - налоги на имущество, налоги с оборота, налоги на трансферт капитала и т.д., а также наличие налоговых каникул, налоговых льгот, освобождений и прочих преференций.

В результате, после учета всех вышеперечисленных факторов может оказаться, что налоговая нагрузка для инвестора с точки зрения принятия им инвестиционных решений при сравнительно высокой доле уплачиваемых налогов в выручке или добавленной стоимости может оказаться существенно ниже, чем у налогоплательщика со значительно более низкими налоговыми платежами. Определенная таким образом величина налоговой нагрузки зависит во многом от доходности инвестиционных проектов в отрасли и оборачиваемости капитала, а не от абсолютной суммы уплачиваемых налогов в конкретный момент времени.

Одним из наиболее часто используемых индикаторов ведения деятельности в конкретной стране и сравнения с другими странами являются показатели Doing Business - "Ведение бизнеса", рассчитываемые ежегодно Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией.

Результатом сравнительного анализа на основе типовой модели среднего предприятия является оценка различных аспектов условий его деятельности. Оценка проводится по 10 направлениям государственного регулирования, в том числе по направлению "Налогообложение". Индикатор предоставляет информацию о налогах, которые должна уплатить в определенном году компания среднего размера, а также сопоставляет административную нагрузку, связанную с уплатой налогов.

Российская Федерация в отчете Doing Business 2013, который оценивает условия ведения деятельности по итогам 2011 года, поднялась за год в списке на шесть пунктов - до 112 позиции. Самый большой прогресс за год сделан в сфере налогообложения. По показателю, который отражает удобство и простоту уплаты налогов, за год Российская Федерация поднялась с 94 на 64 позицию (Таблица 4).

Таблица 4

Динамика рейтинга "Ведение бизнеса" в России

в 2005 - 2011 гг.

Оцениваемый год/ Наименование отчета

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

DB 2007

DB 2008

DB 2009

DB 2010

DB 2011

DB 2012

DB 2013

Позиция России в общем рейтинге "Ведение бизнеса"

96

106

120

116

124

118

112

в т.ч. "Налогообложение"

98

130

134

103

107

94

64

По агрегированному значению индикатора "Налогообложение" за 2011 год Российская Федерация заняла 64 место в рейтинге. По данному показателю Российская Федерация опережает среднее значение по странам БРИКС (116 место), странам "Большой двадцатки" (83 место), уступая странам ОЭСР (в среднем - 57 место) - см. Таблицу 5. Среди стран "Большой двадцатки" только у 7 стран более высокий индивидуальный страновой рейтинг по индикатору "Налогообложение", из них 5 являются членами ОЭСР: Австралия (48 место), Великобритания (16 место), Канада (8 место), Франция (53 место), Южная Корея (30 место), а также Саудовская Аравия (3 место) и ЮАР (32 место) - см. Приложение 1.

Основным конкурентным преимуществом этих стран по сравнению с Российской Федерацией является более низкая налоговая нагрузка на компании, преимущественно в части налогов на фонд оплаты труда и прочих налогов.

Высокий уровень налогообложения фонда оплаты труда в 2011 году в Российской Федерации связан с применением 34% ставки по страховым взносам - в условиях оценки по модельной компании это ведет к изъятию 41,2% прибыли, в то время как в среднем в странах ОЭСР и "Большой двадцатки" - 22,8%, в странах БРИКС - 28,2%. Следует отметить, что по отдельным странам уровень нагрузки на фонд оплаты труда несколько занижен, так как не учитывает выплаты с фонда оплаты труда, уплачиваемые самими работниками. По итогам 2012 года следует ожидать снижения нагрузки на фонд оплаты труда в Российской Федерации в связи со снижением с 1 января 2012 года ставки страховых взносов до 30%.

Высокая нагрузка в Российской Федерации по группе "других налогов" связана с налогообложением имущества организаций. Это связано, в первую очередь, с тем, что в большинстве стран ОЭСР активная часть производственных фондов освобождается от имущественного налогообложения. В связи с этим важнейшей мерой в Российской Федерации стала отмена с 2013 года налога на имущество организаций в отношении вновь вводимого движимого имущества - по экспертным оценкам, около половины балансовой стоимости основных средств составляет движимое имущество. При прочих равных условиях вступление в силу этой нормы позволит Российской Федерации и в дальнейшем продвинуться в рейтинге.

Таким образом, в части показателей налоговых выплат модельной компании в Российской Федерации следует ожидать снижения нагрузки в 2012 году как результат понижения ставок страховых взносов и дальнейшего снижения нагрузки в 2013 году в результате отмены налога на имущество организаций в отношении вновь вводимого движимого имущества.

Таблица 5

Значение индикатора "Налогообложение" рейтинга "Ведение

бизнеса" за 2011 год <1>

--------------------------------

<1> По данным Doing business 2013.

Индикатор

Страны ОЭСР (среднее)

Страны G20 (среднее, кроме России)

Страны БРИКС (среднее, кроме России)

Россия

Рейтинг

57

83

116

64

Выплаты (количество)

12

13

15

7

Время (часы)

186

220

260

177

Налог на прибыль (% прибыли)

15,8

18,2

19,9

7,1

Налог и выплаты на зарплату (% прибыли)

22,8

22,8

28,2

41,2

Другие налоги (% прибыли)

3,7

8,8

8,9

5,8

Общая налоговая ставка (% прибыли)

42,2

49,8

57,0

54,1

Индикаторы Doing Business оценивают только условия ведения деятельности на уровне компаний и не учитывают условия налогообложения физических лиц (в том числе уровень налога на доходы физических лиц, налогов на потребление, взносов на социальные нужды, уплачиваемых самим работником).

С целью более объективной оценки налоговой нагрузки на компании и физических лиц в разных странах возможно сопоставить условия налогообложения модельной организации и физических лиц, являющихся ее работниками. Для анализа использована информация о ставках соответствующих налогов (в том числе расчетных эффективных ставках) и о совокупной доле налогов и обязательных платежей в затратах на оплату труда по странам ОЭСР (Приложение 2).

В расчетах учтены следующие параметры:

- годовой объем выручки (без НДС) - 100 млн. рублей;

- расходы на заработную плату в целом по компании - 20 млн. рублей;

- материальные расходы (без НДС) - 60 млн. рублей;

- налоги, учитываемые при расчете корпоративной налоговой нагрузки:

- взносы на социальное страхование, уплачиваемые работодателем;

- налог на прибыль организаций.

- налоговая нагрузка на физических лиц учитывает социальные вычеты по НДФЛ, пособия и прочие выплаты государства при условии, что работник состоит в браке, является единственно работающим в семье, имеет двух несовершеннолетних детей, доход соответствует среднемесячному значению по стране; нагрузка включает следующие налоги:

- НДФЛ, уплачиваемый работником со среднемесячным по стране доходом;

- страховые взносы на социальное страхование, уплачиваемые самим работником;

- НДС, уплаченный по стандартной ставке, с доходов после уплаты НДФЛ.

В указанных условиях в Российской Федерации показатели налоговой нагрузки по итогам 2012 года составят:

для организаций

1. взносы на социальное страхование = 20 млн. рублей (заработная плата работников) * 30% (ставка) = 6 млн. рублей

2. налог на прибыль организаций = (100 млн. рублей (выручка) - 60 млн. рублей (материальные расходы) - 20 млн. рублей (расходы на оплату труда) - 6 млн. рублей (взносы на социальное страхование)) * 20% (ставка налога на прибыль) = 2,8 млн. рублей

3. налоговая нагрузка = (6 млн. рублей + 2,8 млн. рублей) / 100 млн. руб. (выручка) = 8,8%

для физических лиц

1. НДФЛ, уплачиваемый работником со среднемесячным по стране доходом = 20 млн. рублей (заработная плата работников) * 10,79% (расчетная ставка НДФЛ с учетом стандартных вычетов на двух несовершеннолетних детей) = 2,2 млн. рублей

2. НДС, уплаченный по стандартной ставке, с доходов после уплаты НДФЛ = (20 млн. рублей - 2,2 млн. рублей) * 15,25% (расчетная ставка НДС) = 2,7 млн. рублей

3. налоговая нагрузка = (2,2 млн. рублей + 2,7 млн. рублей) / 20 млн. рублей = 24,4%

Результаты проведенного анализа показывают, что по уровню налоговой нагрузки модельной компании Российская Федерация в группе стран ОЭСР в условиях 2011 года занимает 26 место из 34 стран (Приложение 3). Налоговая нагрузка в условиях 2011 года составляет 9,45% выручки модельной организации. Основной фактор, оказывающий влияние на высокий уровень нагрузки - ставки страховых взносов на социальное страхование (34% в 2011 году). В результате снижения ставок в 2012 году до 30% Российская Федерация поднялась на 23 позицию в рейтинге, налоговая нагрузка снизилась до 8,81% выручки организации.

Налоговая нагрузка на физических лиц в Российской Федерации в 2011 году составила 25,25% от доходов работника. По сравнению со странами ОЭСР Российская Федерация занимает 16 место из 34. В 2012 году налоговая нагрузка снизилась до 24,4% за счет повышения стандартных налоговых вычетов на детей. (Приложение 4).

Следует отметить, что страны ОЭСР на фоне снижения доходов бюджетов в 2008 - 2009 годах приняли меры по увеличению налоговой нагрузки на потребление (в том числе за счет повышения ставок НДС, акцизов) и снижения налогов на труд и капитал.