3. Общие тенденции развития налоговых систем отдельных стран
Общей тенденцией развития налоговых систем большинства стран в последние годы продолжают оставаться меры, направленные на бюджетную консолидацию как способ выхода из финансового кризиса 2008 - 2009 годов. При этом в свете относительно медленного восстановления экономик многие страны также стремятся стимулировать рост инвестиций и занятости населения путем введения целевых и зачастую временных мер налоговой политики.
Одним из основных способов повышения налоговых поступлений в целях покрытия бюджетного дефицита являются решения правительств об изменении налоговых ставок.
Анализ мер, принятых странами - членами ОЭСР с начала мирового финансового кризиса, показывает, что налоговые ставки растут в отношении налогов на потребление и налогов на доходы физических лиц с высоким доходом. В свою очередь, ставки корпоративного налога на прибыль в основном снижаются.
Таблица 6
Количество стран - членов ОЭСР, изменивших ставки налогов
с 2007 по 2013 год
| Увеличение | Без изменений | Уменьшение |
Стандартная ставка НДС | 18 | 15 | 1 |
Максимальная ставка налога на доходы физических лиц | 18 | 9 | 7 |
Основная ставка налога на прибыль организаций | 6 | 9 | 19 |
Налог на добавленную стоимость
При рассмотрении особенностей налоговой политики развитых стран в отношении НДС отмечается явная тенденция роста стандартных ставок по налогу, часто сопровождаемого увеличениями пониженных ставок. С 2007 года 18 стран - членов ОЭСР увеличили стандартную ставку НДС (без учета Франции и Японии, которые планируют увеличение стандартных ставок НДС в 2014 году, и Словении, которая также планирует увеличить ставку налога, если не справится с задачей сокращения дефицита государственного бюджета иными мерами) - см. Приложение 5.
В среднем рост ставки по странам, увеличившим стандартную ставку НДС за период с 2007 года, составил 2 процентных пункта. В итоге, в 2013 году среднеарифметическое значение ставок НДС в странах - членах ОЭСР составляет 18,9%. При этом в 20 из 34 стран ОЭСР ставки НДС превышают или равны 20%, в 8 странах - от 15% до 19%, в 5 странах стандартная ставка не превышает 10% (Австралия, Канада, Южная Корея, Швейцария).
При анализе системы взимания НДС в каждой конкретной стране важно учитывать не только уровень стандартных ставок налога, но и ряд других факторов, влияющих на величину фактических поступлений. Среди таких факторов: наличие пониженных ставок в отношении отдельных групп товаров и услуг, освобождений от налога ряда операций и специальных налоговых режимов, общая эффективность администрирования налога.
В условиях поиска странами способов мобилизации дополнительных доходов бюджетов повышение стандартных ставок НДС является далеко не единственным инструментом, особенно для стран с относительно высокой ставкой. В таких случаях дополнительные возможности повышения "эффективности" НДС для бюджетов связаны с расширением налоговой базы, в том числе путем ограничения применения пониженных ставок налога и освобождений, улучшения налогового администрирования. Так, с 2007 года ряд стран в качестве меры расширения налоговой базы отменили пониженные ставки по НДС в отношении отдельных видов товаров и услуг, пересмотрели политику освобождения ряда операций.
Содержание понятия эффективности НДС требует уточнения. Общая концепция взимания НДС предполагает налогообложение конечного потребления. При этом считается, что НДС наиболее эффективен в том случае, когда все конечное потребление в стране облагается по единой ставке. Наличие освобождений и применение пониженных ставок ведет к снижению эффективности налога в результате снижения доходов бюджета и роста расходов на администрирование налога.
Интегральным показателем доходности НДС является показатель VRR (VAT Revenue Ratio), характеризующий бюджетную эффективность взимания налога. Показатель VRR оценивает отклонение между фактическими поступлениями НДС в бюджет за год и теоретической величиной налога, которая должна была бы поступить в случае применения единой ставки налога ко всей потенциальной налоговой базе по НДС в условиях полной собираемости налога <1>.
--------------------------------
<1> Tax policy roundtables// OECD// CTPA/CFA(2013)1.
Показатель рассчитывается по формуле:
,
где:
VR - фактические поступления НДС в бюджет;
B - потенциальная налоговая база НДС;
r - стандартная ставка НДС.
В соответствии с этим подходом в качестве фактических поступлений учитываются поступления, рассчитанные по всем ставкам, которые установлены в стране, а к потенциальной налоговой базе применяется только стандартная ставка. Чем ближе значение VRR к 1, тем выше эффективность НДС.
Как правило, в странах, где отсутствует льготные ставки НДС, показатель VRR выше, что при этом не исключает, что стандартная ставка НДС может быть относительно низкой.
Среднее значение показателя VRR в 2003 - 2011 годах в Российской Федерации составило 0,53, что практически соответствует среднему уровню по странам ОЭСР (см. Приложение 6). При этом среди стран ОЭСР можно выделить страны с наиболее высоким показателем VRR: Новая Зеландия (среднее значение 1,01), Люксембург (среднее значение 0,91) и Швейцария (среднее значение 0,73).
Высокие значения показателей, в отдельных случаях превышающих 1, связаны с ограниченным применением освобождений, отсутствием пониженных ставок, а также структурой экономики (например, высокая доля банковского сектора, операции которого не облагаются НДС).
Показателен пример Новой Зеландии, система взимания НДС которой при ставке 12,5% обеспечила в 2009 году относительные доходы выше, чем система взимания налога во Франции и Германии при ставке 19%. При этом в результате повышения ставки НДС в Новой Зеландии до 15%, с сохранением аналогичной системы освобождений и отсутствием пониженных ставок, доходы бюджета в сопоставимых условиях в 2011 году, по оценкам экспертов, превысят соответствующие доходы Дании, Норвегии и Швеции, взимающих НДС по ставке 25%.
Следует обратить внимание на высокий уровень VRR в Китае, где показатель в среднем равен 1,15, что является следствием возмещения налога при экспортных операциях не в полном объеме. Процент возмещаемого налога устанавливается правительством в отношении отдельных видов продукции и может пересматриваться в течение года. В отношении особо поддерживаемых государством отраслей (успешно конкурирующих на мировом рынке), например автомобилестроения, возмещение осуществляется в полном объеме. Так, при стандартной ставке 17% возмещение "входного" НДС осуществляется по следующим ставкам: экспорт угля - 8%, одежды, обуви, бытовой электроники и мебели - 13%, машин и оборудования - 11%, транспортных средств - 17%.
Акцизы
Страны - члены ОЭСР продолжают увеличивать ускоренными темпами ставки акцизов на алкогольную и табачную продукцию. При этом рост акцизов на бензин и различные виды топлива относительно невысок.
Налоги на доходы физических лиц
В области взимания подоходного налога акцент реформ, проведенных странами за последние годы, был также, в первую очередь, направлен на мобилизацию доходов бюджетов. В ряде стран были увеличены ставки налогов на доходы физических лиц, в большинстве случаев в отношении лиц с высоким уровнем дохода (например, Канада, Словакия, Словения (как временная мера), США, Франция, Чехия). Израиль перешел к прогрессивной шкале налога.
Максимальная ставка НДФЛ с 2007 года увеличена в 18 странах - членах ОЭСР (Таблица 6), хотя некоторые из этих увеличений носят временный характер, либо применяются только при достаточно высоких пороговых значениях доходов. И только в 7 странах ставка НДФЛ за этот период была снижена.
Ряд стран, например Финляндия и Франция, используют инструменты сдерживания налоговых расходов бюджетов путем замедленной по сравнению с инфляцией индексации вычетов по налогу, а также изменением уровней доходов, к которым применяются пониженные ставки налога.
Корпоративные налоги на прибыль
Следует отметить, что меры в отношении корпоративных налогов на прибыль преимущественно рассматриваются как способ стимулирования инвестиций и ограничение отдельных видов расходов компаний. В свою очередь, меры налоговой политики направлены, с одной стороны, на расширение налоговой базы по налогу (в том числе, через ограничение отнесения на расходы процентов по кредитам, займам, а также ограничение возможностей переноса убытков прошлых периодов на будущее), с другой стороны - на сужение налоговой базы и предоставление отдельных стимулирующих механизмов для налогоплательщиков (в том числе, путем расширения возможностей применения ускоренной амортизации, создания особых условий принятия расходов по НИОКР).
При этом сохраняется общая тенденция снижения ставок корпоративного налога на прибыль, начавшаяся во время кризиса. Так, за период 2007 - 2013 годов из 34 стран - членов ОЭСР 19 стран (56%) понизили стандартные ставки корпоративного налога на прибыль, 9 стран (26%) сохранили уровень ставок и только 6 стран (18%) ставки увеличили (Таблица 6).
В итоге, среднеарифметическое значение ставок корпоративного налога на прибыль в странах - членах ОЭСР снизилось с 27% в 2007 году до 25,3% в 2013 году. При этом в 2013 году в 20 из 34 стран - членов ОЭСР стандартная ставка превышает 20%, в 9 странах - равна или превышает 30% - Приложение 7.
В отношении иных налогов рядом стран были предприняты меры по повышенному налогообложению жилой недвижимости, но с точки зрения доходов бюджетов такие меры малозначительны. Так, Ирландия и Словакия приняли меры в направлении общего увеличения уровня налогообложения жилой недвижимости, в то время как Чехия и Португалия повысили налоги, взимаемые при совершении сделок с недвижимым имуществом. Что касается налогов на капитал и трансферт капитала, он был увеличен во Франции (как постоянная мера) и в Испании (как временная мера), в то время как Ирландия и США повысили налоги на наследство.
Приложение 1
РЕЙТИНГ DOING BUSINESS
ПО ИНДИКАТОРУ "НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ" ПО СТРАНАМ ГРУППЫ G20
Страна | год | Рейтинг легкость ведения бизнеса | Налогообложение | ||||||
Рейтинг | Выплаты (количество) | Время (часы) | Налог на прибыль (% прибыли) | Налог и выплаты на зарплату (% прибыли) | Другие налоги (% прибыли) | Общая налоговая ставка (% прибыли) | |||
Австралия | 2009 | н.д. | н.д. | 11 | 109 | н.д. | н.д. | н.д. | 47,9 |
2010 | 11 | 50 | 11 | 109 | н.д. | н.д. | н.д. | 47,7 | |
2011 | 10 | 48 | 11 | 109 | 26 | 20,3 | 1,2 | 47,5 | |
Аргентина | 2009 | н.д. | н.д. | 9 | 453 | н.д. | н.д. | н.д. | 108,2 |
2010 | 116 | 147 | 9 | 415 | н.д. | н.д. | н.д. | 108,2 | |
2011 | 124 | 149 | 9 | 405 | 2,7 | 29,4 | 76,2 | 108,3 | |
Бразилия | 2009 | н.д. | н.д. | 9 | 2 600 | н.д. | н.д. | н.д. | 67,1 |
2010 | 128 | 154 | 9 | 2 600 | н.д. | н.д. | н.д. | 67,1 | |
2011 | 130 | 156 | 9 | 2 600 | 24,6 | 40,8 | 3,8 | 69,3 | |
Германия | 2009 | н.д. | н.д. | 12 | 215 | н.д. | н.д. | н.д. | 48,2 |
2010 | 18 | 88 | 12 | 221 | н.д. | н.д. | н.д. | 46,7 | |
2011 | 20 | 72 | 9 | 207 | 18,9 | 21,9 | 5,9 | 46,8 | |
Индия | 2009 | н.д. | н.д. | 56 | 258 | н.д. | н.д. | н.д. | 63,3 |
2010 | 132 | 149 | 33 | 254 | н.д. | н.д. | н.д. | 61,8 | |
2011 | 132 | 152 | 33 | 243 | 24,6 | 18,2 | 19 | 61,8 | |
Индонезия | 2009 | н.д. | н.д. | 51 | 266 | н.д. | н.д. | н.д. | 37,3 |
2010 | 130 | 129 | 51 | 266 | н.д. | н.д. | н.д. | 34,5 | |
2011 | 128 | 131 | 51 | 259 | 23,7 | 10,6 | 0,1 | 34,5 | |
Италия | 2009 | н.д. | н.д. | 15 | 285 | н.д. | н.д. | н.д. | 68,6 |
2010 | 75 | 133 | 15 | 285 | н.д. | н.д. | н.д. | 68,5 | |
2011 | 73 | 131 | 15 | 269 | 22,9 | 43,4 | 2 | 68,3 | |
Канада | 2009 | н.д. | н.д. | 8 | 131 | н.д. | н.д. | н.д. | 29,2 |
2010 | 15 | 12 | 8 | 131 | н.д. | н.д. | н.д. | 28,8 | |
2011 | 17 | 8 | 8 | 131 | 8,4 | 12,7 | 5,8 | 26,9 | |
Китай | 2009 | н.д. | н.д. | 7 | 358 | н.д. | н.д. | н.д. | 63,5 |
2010 | 91 | 118 | 7 | 358 | н.д. | н.д. | н.д. | 63,5 | |
2011 | 91 | 122 | 7 | 338 | 6,2 | 49,6 | 7,9 | 63,7 | |
Мексика | 2009 | н.д. | н.д. | 6 | 404 | н.д. | н.д. | н.д. | 50,5 |
2010 | 53 | 104 | 6 | 347 | н.д. | н.д. | н.д. | 52,7 | |
2011 | 48 | 107 | 6 | 337 | 24,6 | 26,5 | 1,4 | 52,5 | |
Республика Корея | 2009 | н.д. | н.д. | 14 | 250 | н.д. | н.д. | н.д. | 29,9 |
2010 | 9 | 41 | 12 | 225 | н.д. | н.д. | н.д. | 29,7 | |
2011 | 8 | 30 | 10 | 207 | 15,2 | 13,2 | 1,4 | 29,8 | |
Российская Федерация | 2009 | н.д. | н.д. | 8 | 320 | н.д. | н.д. | н.д. | 46,5 |
2010 | 118 | 94 | 7 | 290 | н.д. | н.д. | н.д. | 46,9 | |
2011 | 112 | 64 | 7 | 177 | 7,1 | 41,2 | 5,8 | 54,1 | |
Саудовская Аравия | 2009 | н.д. | н.д. | 14 | 79 | н.д. | н.д. | н.д. | 14,5 |
2010 | 23 | 10 | 14 | 79 | н.д. | н.д. | н.д. | 14,5 | |
2011 | 22 | 3 | 3 | 72 | 2,1 | 12,4 | 0 | 14,5 | |
Великобритания | 2009 | н.д. | н.д. | 8 | 110 | н.д. | н.д. | н.д. | 37,3 |
2010 | 6 | 19 | 8 | 110 | н.д. | н.д. | н.д. | 37,3 | |
2011 | 7 | 16 | 8 | 110 | 22,2 | 10,2 | 3,1 | 35,5 | |
США | 2009 | н.д. | н.д. | 11 | 187 | н.д. | н.д. | н.д. | 46,8 |
2010 | 4 | 65 | 11 | 187 | н.д. | н.д. | н.д. | 46,7 | |
2011 | 4 | 69 | 11 | 175 | 27,6 | 10 | 9 | 46,7 | |
Турция | 2009 | н.д. | н.д. | 15 | 223 | н.д. | н.д. | н.д. | 44,5 |
2010 | 68 | 74 | 15 | 223 | н.д. | н.д. | н.д. | 41,1 | |
2011 | 71 | 80 | 15 | 223 | 17,9 | 18,8 | 4,5 | 41,2 | |
Франция | 2009 | н.д. | н.д. | 7 | 132 | н.д. | н.д. | н.д. | 65,8 |
2010 | 32 | 53 | 7 | 132 | н.д. | н.д. | н.д. | 65,7 | |
2011 | 34 | 53 | 7 | 132 | 8,2 | 51,7 | 5,7 | 65,7 | |
ЮАР | 2009 | н.д. | н.д. | 9 | 200 | н.д. | н.д. | н.д. | 30,5 |
2010 | 41 | 34 | 9 | 200 | н.д. | н.д. | н.д. | 33,1 | |
2011 | 39 | 32 | 9 | 200 | 24,3 | 4,1 | 4,9 | 33,3 | |
Япония | 2009 | н.д. | н.д. | 14 | 355 | н.д. | н.д. | н.д. | 48,6 |
2010 | 20 | 123 | 14 | 330 | н.д. | н.д. | н.д. | 49,1 | |
2011 | 24 | 127 | 14 | 330 | 26,9 | 17,4 | 5,6 | 50 |
Приложение 2
- Основные направления налоговой политики российской федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
- (Одобрено Правительством Российской Федерации
- 30 Мая 2013 года)
- I. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде
- 1.1.2. Налоговое стимулирование инвестиций
- 1.1.3. Поддержка модернизации производства
- 1.1.4. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом
- 1.2. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях
- 1.3. Совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства.
- 1.4. Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях
- 2.2. Акцизное налогообложение
- 2.5. Оптимизация налоговых льгот по региональным и местным налогам
- 2.6. Совершенствование налога на прибыль организаций
- 2.7.2. Применение новых правил налогового регулирования трансфертного ценообразования
- 2.7.3. Иные вопросы налогового администрирования
- II. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов
- 1.1.2. Совершенствование применения имущественных налоговых вычетов по ндфл
- 1.1.3. Выравнивание налоговых условий для различных видов инвестиций физических лиц
- 1.3. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом
- 1.5. Совершенствование налогообложения торговой деятельности
- 3. Завершение разработки специального режима налогообложения нефти, добываемой из трудноизвлекаемых запасов.
- 2.2. Совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций
- 2.3. Акцизное налогообложение
- 2.4. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций
- 2.5.2. Обеспечение привлечения к налогообложению лиц, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщика, в том числе посредством использования схем с участием "фирм-однодневок"
- 2.5.3. Прочие меры совершенствования налогового администрирования
- Налоговые и неналоговые поступления в % к ввп
- 2. Налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в России
- 3. Общие тенденции развития налоговых систем отдельных стран
- Ставки налогов в странах оэср в 2011 году
- Значение vrr в странах оэср, брикс и снг в 2003 - 2011 гг.