1.3. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом
Различия между регистрами бухгалтерского и налогового учета и, соответственно, финансовым результатом, рассчитанным на основании данных бухгалтерского учета, и показателем налоговой базы по налогу на прибыль организаций обусловлены, главным образом, такими элементами действующего налогового механизма, как налоговые преференции и ограничения в отношении признания в целях налогообложения отдельных видов расходов, которые могут осуществляться для минимизации налоговых платежей (представительские, рекламные расходы, расходы на уплату процентов и др.), а также отсутствием необходимости ведения некоторых регистров по фиксированным правилам в бухгалтерском учете.
При этом составление налоговой отчетности (исчисление налога) исключительно на основе документов бухгалтерского учета может иметь целый ряд негативных последствий.
Так, окажется под вопросом реализация положений Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в части участия в нормативном регулировании бухгалтерского учета субъектов негосударственного регулирования. Прямая зависимость параметров налогообложения от правил бухгалтерского учета создаст предпосылки для возникновения налоговых последствий, в том числе уменьшения налоговой нагрузки на определенные категории налогоплательщиков, через изменение правил бухгалтерского учета в обход законодательства о налогах и сборах.
Кроме того, нарушится правило нейтральности бухгалтерской информации, поскольку формирующее ее лицо становится напрямую заинтересованным в достижении определенных результатов (снижении налогового бремени и др.).
Учитывая изложенное, подготовка налоговой отчетности на основании исключительно документов бухгалтерского учета нецелесообразна.
Упрощение налогового учета предлагается осуществлять путем выявления и корректировки норм налогообложения прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учета, а также ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учета, при сохранении действующего подхода к определению налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В целях реализации указанных мероприятий Минфином России в 2013 году будет подготовлен проект федерального закона, предусматривающий, в частности:
- уточнение методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций для обеспечения возможности ведения единого учета таких запасов в бухгалтерском и налоговом учете;
- возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;
- принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;
- признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;
- изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.
1.4. Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях
Для обеспечения адресности предоставления налоговых преференций по налогу на прибыль организаций предполагается введение в законодательство Российской Федерации новой категории - участник инвестиционного проекта, реализуемого на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия или Иркутской области.
Предполагается, что организация может быть признана участником инвестиционного проекта в случае соответствия одновременно следующим требованиям:
1) государственная регистрация организации осуществлена на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;
2) организация не имеет в составе обособленные подразделения, расположенные за пределами субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется инвестиционный проект;
3) применяет общий режим налогообложения;
4) не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;
5) производство товаров осуществляется исключительно на территории субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется инвестиционный проект;
6) имеет в собственности (в долгосрочной аренде) земельный участок, на котором планируется реализация инвестиционного проекта;
7) имеет разрешение на строительство соответствующего производственного объекта.
Инвестиционный проект не может быть направлен на добычу нефти, природного газа, оказание услуг в этих областях; производство этилового спирта, алкогольной продукции, производство табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов); на осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов.
Участниками инвестиционного проекта не могут быть некоммерческие организации, банки, страховые организации (страховщики), негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации.
Управление инвестиционными проектами, претендующими на получение льгот, а также мониторинг их реализации, должны осуществляться с учетом требований законодательства Российской Федерации органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем 150 млн. рублей, которые должны быть осуществлены в течение трех лет со дня включения организации в реестр участников инвестиционного проекта, или 500 млн. рублей, которые должны быть осуществлены в течение пяти лет со дня включения организации в реестр участников инвестиционного проекта.
Необходимо также предусмотреть распространение налогового контроля за трансфертным ценообразованием на сделки, стороной которых является участник инвестиционного проекта, имея в виду противодействие включению в льготируемую налоговую базу по налогу на прибыль организаций доходов посредством манипулирования ценами реализации (приобретения) товаров (работ, услуг) между взаимозависимыми лицами.
Для участника инвестиционного проекта в качестве мер налогового стимулирования предлагается на период 10 лет реализации инвестиционного проекта установить ставку налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 0 процентов. При этом начало отсчета соответствующего срока предлагается производить с того периода, когда были получены первые доходы от реализации товаров, на производство которых был направлен инвестиционный проект, но не позднее 5 (3) лет с момента включения соответствующего проекта в реестр (в зависимости от общего объема капитальных вложений, предполагаемых в рамках проекта).
Для участников инвестиционного проекта предлагается предусмотреть возможность снижения по решению органов государственной власти субъекта Российской Федерации ставки налога на прибыль организаций вплоть до ее обнуления в период первых 5 лет реализации инвестиционного проекта и установления ставки налога на прибыль организаций в размере не менее 10 процентов в течение последующих 5 лет реализации инвестиционного проекта.
- Основные направления налоговой политики российской федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
- (Одобрено Правительством Российской Федерации
- 30 Мая 2013 года)
- I. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде
- 1.1.2. Налоговое стимулирование инвестиций
- 1.1.3. Поддержка модернизации производства
- 1.1.4. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом
- 1.2. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях
- 1.3. Совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства.
- 1.4. Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях
- 2.2. Акцизное налогообложение
- 2.5. Оптимизация налоговых льгот по региональным и местным налогам
- 2.6. Совершенствование налога на прибыль организаций
- 2.7.2. Применение новых правил налогового регулирования трансфертного ценообразования
- 2.7.3. Иные вопросы налогового администрирования
- II. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов
- 1.1.2. Совершенствование применения имущественных налоговых вычетов по ндфл
- 1.1.3. Выравнивание налоговых условий для различных видов инвестиций физических лиц
- 1.3. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом
- 1.5. Совершенствование налогообложения торговой деятельности
- 3. Завершение разработки специального режима налогообложения нефти, добываемой из трудноизвлекаемых запасов.
- 2.2. Совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций
- 2.3. Акцизное налогообложение
- 2.4. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций
- 2.5.2. Обеспечение привлечения к налогообложению лиц, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщика, в том числе посредством использования схем с участием "фирм-однодневок"
- 2.5.3. Прочие меры совершенствования налогового администрирования
- Налоговые и неналоговые поступления в % к ввп
- 2. Налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в России
- 3. Общие тенденции развития налоговых систем отдельных стран
- Ставки налогов в странах оэср в 2011 году
- Значение vrr в странах оэср, брикс и снг в 2003 - 2011 гг.