logo
налоговая политика 2014-2016 гг

Налоговые и неналоговые поступления в % к ввп

Страна

2006

2007

2008

2009

2010

2011 <*>

Австралия

29,3

29,5

27,1

25,9

25,6

н.д.

Австрия

41,9

42,1

42,7

42,7

42,0

42,1

Бельгия

44,3

43,8

44,2

43,2

43,5

44,0

Великобритания

36,5

36,2

35,7

34,3

34,9

35,5

Венгрия

37,2

39,7

40,2

39,9

37,9

35,7

Германия

35,4

36,0

37,0

37,3

36,1

37,1

Голландия

39,1

38,7

39,1

38,2

38,7

н.д.

Греция

31,7

32,3

32,6

30,0

30,9

31,2

Дания

49,6

49,0

48,2

48,1

47,6

48,1

Израиль

35,9

36,3

33,8

31,4

32,4

32,6

Ирландия

31,8

30,9

28,8

27,8

27,6

28,2

Исландия

41,5

40,6

36,8

33,9

35,2

36,0

Испания

36,6

37,3

33,3

30,6

32,3

31,6

Италия

42,3

43,4

43,3

43,4

42,9

42,9

Канада

33,3

33,0

32,3

32,0

31,0

31,0

Люксембург

35,6

35,7

35,5

37,6

37,1

37,1

Мексика

18,2

17,9

21,0

17,4

18,8

19,7

Новая Зеландия

36,1

35,1

33,7

31,5

31,5

31,7

Норвегия

44,0

43,8

42,6

42,9

42,9

43,2

Польша

34,0

34,8

34,3

31,8

31,7

н.д.

Португалия

34,4

35,2

35,2

30,6

31,3

н.д.

Словакия

29,4

29,4

29,3

29,0

28,3

28,8

Словения

38,3

37,8

37,2

37,4

37,5

36,8

США

27,9

27,9

26,1

24,1

24,8

25,1

Турция

24,5

24,1

24,2

24,6

25,7

25,0

Финляндия

43,8

43,0

43,1

42,6

42,5

43,4

Франция

44,0

43,5

43,2

42,4

42,9

44,2

Чехия

37,0

37,3

36,0

34,7

34,2

35,3

Чили

23,2

24,0

22,5

18,4

19,6

21,4

Швейцария

29,3

28,9

29,1

29,7

28,1

28,5

Швеция

48,3

47,4

46,3

46,7

45,5

44,5

Эстония

30,7

31,4

31,7

35,7

34,2

32,8

Южная Корея

25,0

26,5

26,5

25,5

25,1

25,9

Япония

28,0

28,3

28,1

26,9

27,6

н.д.

Средняя по ОЭСР

35,2

35,3

34,7

33,8

33,8

34,5

Россия

36,0

36,5

36,0

30,9

31,1

34,5 <**>

Россия (без учета нефтегазовых доходов)

24,4

27,2

25,0

22,7

22,5

23,7 <**>

--------------------------------

<*> По предварительной оценке ОЭСР.

<**> Факт.

Несмотря на то, что уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации в 2011 году соответствует среднему значению показателя по странам ОЭСР, необходимо учитывать, что в Российской Федерации, по-прежнему, существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи, реализации и экспорта нефти, газа и нефтепродуктов (Таблица 3).

Таблица 3

Доходы бюджета

расширенного правительства от налогообложения добычи нефти

и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2006 - 2012 гг. (% ВВП)

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Налоговые доходы и платежи

35,99

36,49

36,04

30,88

31,12

34,50

34,60

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

11,61

9,27

11,17

8,19

8,64

10,78

11,08

из них:

НДПИ на нефть

3,86

3,22

3,81

2,41

2,74

3,31

3,41

НДПИ на газ

0,36

0,29

0,24

0,21

0,20

0,26

0,43

Акцизы на нефтепродукты

0,48

0,40

0,34

0,38

0,37

0,51

0,58

Вывозные таможенные пошлины на нефть

4,47

3,46

4,32

3,10

3,61

4,18

3,98

Вывозные таможенные пошлины на газ

1,28

0,91

1,19

1,12

0,42

0,69

0,69

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты

1,17

0,99

1,27

0,98

1,30

1,68

1,81

Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти)

0

0

0

0

0

0,16

0,19

Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

24,38

27,21

24,87

22,69

22,48

23,72

23,52

В этой связи необходимо учитывать, что уровень конъюнктурных доходов в различных странах ОЭСР составляет различную величину, а в большинстве стран отсутствует, поэтому сравнительный анализ уровней налоговой нагрузки в Российской Федерации следует также без учета таких доходов. Из данных, приведенных в Таблице 3, следует, что уровень налоговой нагрузки без учета налоговых доходов от нефти, газа и нефтепродуктов в 2011 году составил 23,7% к ВВП, что ниже среднего уровня налоговой нагрузки в странах ОЭСР на 10,8 процентных пункта.