2. Налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в России
Оптимальным способом сопоставления налоговой нагрузки в различных экономиках является подход, основанный на анализе того, насколько устройство налоговой системы оказывает влияние на инвестиционные решения либо в экономике в целом, либо в какой-либо конкретной отрасли. Другими словами, при анализе и сопоставлении налоговой нагрузки в стране или отрасли необходимо принимать во внимание, прежде всего, то, в какой степени налоговая система оказывает влияние на цену капитала для инвестора.
При этом анализ влияния уровня налогообложения инвестиций и, особенно международные сопоставления в этой сфере, - одна из наиболее важных сфер изучения проблем налогообложения. Корпоративные налоговые режимы весьма сложны и значительно отличаются друг от друга в разных юрисдикциях и в рамках различных видов капитала. Поэтому для проведения такого анализа невозможно просто провести сравнительный анализ уровней налогообложения, необходимо учитывать, например, ставки амортизационных расходов для целей налогообложения, наличие специальных правил и режимов налогообложения, другие формы налогов на капитал - налоги на имущество, налоги с оборота, налоги на трансферт капитала и т.д., а также наличие налоговых каникул, налоговых льгот, освобождений и прочих преференций.
В результате, после учета всех вышеперечисленных факторов может оказаться, что налоговая нагрузка для инвестора с точки зрения принятия им инвестиционных решений при сравнительно высокой доле уплачиваемых налогов в выручке или добавленной стоимости может оказаться существенно ниже, чем у налогоплательщика со значительно более низкими налоговыми платежами. Определенная таким образом величина налоговой нагрузки зависит во многом от доходности инвестиционных проектов в отрасли и оборачиваемости капитала, а не от абсолютной суммы уплачиваемых налогов в конкретный момент времени.
Одним из наиболее часто используемых индикаторов ведения деятельности в конкретной стране и сравнения с другими странами являются показатели Doing Business - "Ведение бизнеса", рассчитываемые ежегодно Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией.
Результатом сравнительного анализа на основе типовой модели среднего предприятия является оценка различных аспектов условий его деятельности. Оценка проводится по 10 направлениям государственного регулирования, в том числе по направлению "Налогообложение". Индикатор предоставляет информацию о налогах, которые должна уплатить в определенном году компания среднего размера, а также сопоставляет административную нагрузку, связанную с уплатой налогов.
Российская Федерация в отчете Doing Business 2013, который оценивает условия ведения деятельности по итогам 2011 года, поднялась за год в списке на шесть пунктов - до 112 позиции. Самый большой прогресс за год сделан в сфере налогообложения. По показателю, который отражает удобство и простоту уплаты налогов, за год Российская Федерация поднялась с 94 на 64 позицию (Таблица 4).
Таблица 4
Динамика рейтинга "Ведение бизнеса" в России
в 2005 - 2011 гг.
Оцениваемый год/ Наименование отчета | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. |
DB 2007 | DB 2008 | DB 2009 | DB 2010 | DB 2011 | DB 2012 | DB 2013 | |
Позиция России в общем рейтинге "Ведение бизнеса" | 96 | 106 | 120 | 116 | 124 | 118 | 112 |
в т.ч. "Налогообложение" | 98 | 130 | 134 | 103 | 107 | 94 | 64 |
По агрегированному значению индикатора "Налогообложение" за 2011 год Российская Федерация заняла 64 место в рейтинге. По данному показателю Российская Федерация опережает среднее значение по странам БРИКС (116 место), странам "Большой двадцатки" (83 место), уступая странам ОЭСР (в среднем - 57 место) - см. Таблицу 5. Среди стран "Большой двадцатки" только у 7 стран более высокий индивидуальный страновой рейтинг по индикатору "Налогообложение", из них 5 являются членами ОЭСР: Австралия (48 место), Великобритания (16 место), Канада (8 место), Франция (53 место), Южная Корея (30 место), а также Саудовская Аравия (3 место) и ЮАР (32 место) - см. Приложение 1.
Основным конкурентным преимуществом этих стран по сравнению с Российской Федерацией является более низкая налоговая нагрузка на компании, преимущественно в части налогов на фонд оплаты труда и прочих налогов.
Высокий уровень налогообложения фонда оплаты труда в 2011 году в Российской Федерации связан с применением 34% ставки по страховым взносам - в условиях оценки по модельной компании это ведет к изъятию 41,2% прибыли, в то время как в среднем в странах ОЭСР и "Большой двадцатки" - 22,8%, в странах БРИКС - 28,2%. Следует отметить, что по отдельным странам уровень нагрузки на фонд оплаты труда несколько занижен, так как не учитывает выплаты с фонда оплаты труда, уплачиваемые самими работниками. По итогам 2012 года следует ожидать снижения нагрузки на фонд оплаты труда в Российской Федерации в связи со снижением с 1 января 2012 года ставки страховых взносов до 30%.
Высокая нагрузка в Российской Федерации по группе "других налогов" связана с налогообложением имущества организаций. Это связано, в первую очередь, с тем, что в большинстве стран ОЭСР активная часть производственных фондов освобождается от имущественного налогообложения. В связи с этим важнейшей мерой в Российской Федерации стала отмена с 2013 года налога на имущество организаций в отношении вновь вводимого движимого имущества - по экспертным оценкам, около половины балансовой стоимости основных средств составляет движимое имущество. При прочих равных условиях вступление в силу этой нормы позволит Российской Федерации и в дальнейшем продвинуться в рейтинге.
Таким образом, в части показателей налоговых выплат модельной компании в Российской Федерации следует ожидать снижения нагрузки в 2012 году как результат понижения ставок страховых взносов и дальнейшего снижения нагрузки в 2013 году в результате отмены налога на имущество организаций в отношении вновь вводимого движимого имущества.
Таблица 5
Значение индикатора "Налогообложение" рейтинга "Ведение
бизнеса" за 2011 год <1>
--------------------------------
<1> По данным Doing business 2013.
Индикатор | Страны ОЭСР (среднее) | Страны G20 (среднее, кроме России) | Страны БРИКС (среднее, кроме России) | Россия |
Рейтинг | 57 | 83 | 116 | 64 |
Выплаты (количество) | 12 | 13 | 15 | 7 |
Время (часы) | 186 | 220 | 260 | 177 |
Налог на прибыль (% прибыли) | 15,8 | 18,2 | 19,9 | 7,1 |
Налог и выплаты на зарплату (% прибыли) | 22,8 | 22,8 | 28,2 | 41,2 |
Другие налоги (% прибыли) | 3,7 | 8,8 | 8,9 | 5,8 |
Общая налоговая ставка (% прибыли) | 42,2 | 49,8 | 57,0 | 54,1 |
Индикаторы Doing Business оценивают только условия ведения деятельности на уровне компаний и не учитывают условия налогообложения физических лиц (в том числе уровень налога на доходы физических лиц, налогов на потребление, взносов на социальные нужды, уплачиваемых самим работником).
С целью более объективной оценки налоговой нагрузки на компании и физических лиц в разных странах возможно сопоставить условия налогообложения модельной организации и физических лиц, являющихся ее работниками. Для анализа использована информация о ставках соответствующих налогов (в том числе расчетных эффективных ставках) и о совокупной доле налогов и обязательных платежей в затратах на оплату труда по странам ОЭСР (Приложение 2).
В расчетах учтены следующие параметры:
- годовой объем выручки (без НДС) - 100 млн. рублей;
- расходы на заработную плату в целом по компании - 20 млн. рублей;
- материальные расходы (без НДС) - 60 млн. рублей;
- налоги, учитываемые при расчете корпоративной налоговой нагрузки:
- взносы на социальное страхование, уплачиваемые работодателем;
- налог на прибыль организаций.
- налоговая нагрузка на физических лиц учитывает социальные вычеты по НДФЛ, пособия и прочие выплаты государства при условии, что работник состоит в браке, является единственно работающим в семье, имеет двух несовершеннолетних детей, доход соответствует среднемесячному значению по стране; нагрузка включает следующие налоги:
- НДФЛ, уплачиваемый работником со среднемесячным по стране доходом;
- страховые взносы на социальное страхование, уплачиваемые самим работником;
- НДС, уплаченный по стандартной ставке, с доходов после уплаты НДФЛ.
В указанных условиях в Российской Федерации показатели налоговой нагрузки по итогам 2012 года составят:
для организаций
1. взносы на социальное страхование = 20 млн. рублей (заработная плата работников) * 30% (ставка) = 6 млн. рублей
2. налог на прибыль организаций = (100 млн. рублей (выручка) - 60 млн. рублей (материальные расходы) - 20 млн. рублей (расходы на оплату труда) - 6 млн. рублей (взносы на социальное страхование)) * 20% (ставка налога на прибыль) = 2,8 млн. рублей
3. налоговая нагрузка = (6 млн. рублей + 2,8 млн. рублей) / 100 млн. руб. (выручка) = 8,8%
для физических лиц
1. НДФЛ, уплачиваемый работником со среднемесячным по стране доходом = 20 млн. рублей (заработная плата работников) * 10,79% (расчетная ставка НДФЛ с учетом стандартных вычетов на двух несовершеннолетних детей) = 2,2 млн. рублей
2. НДС, уплаченный по стандартной ставке, с доходов после уплаты НДФЛ = (20 млн. рублей - 2,2 млн. рублей) * 15,25% (расчетная ставка НДС) = 2,7 млн. рублей
3. налоговая нагрузка = (2,2 млн. рублей + 2,7 млн. рублей) / 20 млн. рублей = 24,4%
Результаты проведенного анализа показывают, что по уровню налоговой нагрузки модельной компании Российская Федерация в группе стран ОЭСР в условиях 2011 года занимает 26 место из 34 стран (Приложение 3). Налоговая нагрузка в условиях 2011 года составляет 9,45% выручки модельной организации. Основной фактор, оказывающий влияние на высокий уровень нагрузки - ставки страховых взносов на социальное страхование (34% в 2011 году). В результате снижения ставок в 2012 году до 30% Российская Федерация поднялась на 23 позицию в рейтинге, налоговая нагрузка снизилась до 8,81% выручки организации.
Налоговая нагрузка на физических лиц в Российской Федерации в 2011 году составила 25,25% от доходов работника. По сравнению со странами ОЭСР Российская Федерация занимает 16 место из 34. В 2012 году налоговая нагрузка снизилась до 24,4% за счет повышения стандартных налоговых вычетов на детей. (Приложение 4).
Следует отметить, что страны ОЭСР на фоне снижения доходов бюджетов в 2008 - 2009 годах приняли меры по увеличению налоговой нагрузки на потребление (в том числе за счет повышения ставок НДС, акцизов) и снижения налогов на труд и капитал.
- Основные направления налоговой политики российской федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
- (Одобрено Правительством Российской Федерации
- 30 Мая 2013 года)
- I. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде
- 1.1.2. Налоговое стимулирование инвестиций
- 1.1.3. Поддержка модернизации производства
- 1.1.4. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом
- 1.2. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях
- 1.3. Совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства.
- 1.4. Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях
- 2.2. Акцизное налогообложение
- 2.5. Оптимизация налоговых льгот по региональным и местным налогам
- 2.6. Совершенствование налога на прибыль организаций
- 2.7.2. Применение новых правил налогового регулирования трансфертного ценообразования
- 2.7.3. Иные вопросы налогового администрирования
- II. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов
- 1.1.2. Совершенствование применения имущественных налоговых вычетов по ндфл
- 1.1.3. Выравнивание налоговых условий для различных видов инвестиций физических лиц
- 1.3. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом
- 1.5. Совершенствование налогообложения торговой деятельности
- 3. Завершение разработки специального режима налогообложения нефти, добываемой из трудноизвлекаемых запасов.
- 2.2. Совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций
- 2.3. Акцизное налогообложение
- 2.4. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций
- 2.5.2. Обеспечение привлечения к налогообложению лиц, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщика, в том числе посредством использования схем с участием "фирм-однодневок"
- 2.5.3. Прочие меры совершенствования налогового администрирования
- Налоговые и неналоговые поступления в % к ввп
- 2. Налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в России
- 3. Общие тенденции развития налоговых систем отдельных стран
- Ставки налогов в странах оэср в 2011 году
- Значение vrr в странах оэср, брикс и снг в 2003 - 2011 гг.