logo search
Экон пред-тия ГОСЫ (общепит)

2. Внутренняя и внешняя среда предприятия.

Под внутренней средой понимается весь хозяйственный меха­низм предприятия, т.е. торгово-производственные, управленческие, сбытовые и прочие структуры. Регулирование внутренней среды осуществляется на основе маркетинговых исследований, планиро­вания и анализа показателей хозяйственно-финансовой деятельно­сти, оперативного управления торговым процессом, анализа эко­номической информации.

Основные факторы внешней среды предприятия могут быть подразделены на две группы: прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия относятся:

- характер и состояние рыночных отношений;

- соотношение спроса и предложения на реализуемые предприя­тием товары и предлагаемые виды услуг. При этом первостепенное значение имеет выявление возникающих потребностей в новых то­варах, услугах и перспектив их роста, а также учет уровня покупа­тельной способности населения;

- уровень требований потребителей к товару и условия предпоч­тения при выборе товаров покупателем, что может выражаться в специфических требованиях в отношении ассортимента, качества, внешнего вида товара, способа упаковки, маркировки;

- наличие и деятельность предприятий-конкурентов, т.е. их место на рынке, объем деятельности, ассортимент товаров, виды предо­ставляемых услуг, особенности рекламной и ценовой политики, экономический потенциал;

- условия торговли на рынке — формы и методы торговли, спосо­бы платежей и расчетов, сложившиеся на рынке, состояние мате­риально-технической базы, особенности законов и нормативных актов, регулирующих правовое положение и торговую деятельность предприятия на территориальном уровне.

Следующей группой факторов внешней среды прямого воздей­ствия, значительно влияющих на деятельность предпри­ятия, является степень развития его финансово-хозяйственных свя­зей, включающих следующие показатели:

- характер отношений предприятий с поставщиками товаров, материально-технических ресурсов, а также с посредниками, т.е. фирмами, помогающими в продвижении, сбыте товаров, оказыва­ющими консультативные, маркетинговые, транспортные, реклам­ные услуги;

- условия взаимоотношений с финансовыми институтами, т.е. с государственными налоговыми, таможенными органами, с банка­ми, инвестиционными, страховыми компаниями, брокерскими фирмами;

- состояние источников обеспечения предприятия трудовыми ре­сурсами необходимых специальностей и квалификации, наличие системы обучения на самом предприятии, его взаимоотношения с соответствующими учебными заведениями, биржей труда и т.п.;

- отношения предприятия со средствами массовой информации, профсоюзами, обществами защиты прав потребителей, экологи­ческими и другими общественными организациями.

Важное значение для предприятий имеет та­кой фактор, как его конкретное расположение в определенном мес­те — центр или окраина города (района, микрорайона); торговая, промышленная, жилая зона или место отдыха; близость вокзалов, транспортных магистралей и т.п.

Все эти объективные условия на­ряду с факторами прямого воздействия оказывают большое влия­ние на работу предприятия и в итоге предопределяют его тип, ассортиментную структуру, формы обслуживания, величину товарооборота, доходность торговой деятельности.

К факторам косвенного воздействия относятся следующие об­щеэкономические и общеполитические факторы, регулирующие предпринимательскую деятельность:

- стабильность государственной экономической и социальной политики;

- финансовая, кредитная, налоговая политика, стимулирующая развитие предприятий;

- рост покупательной способности населения;

- наличие развитой торговой инфраструктуры;

- функционирование специальных фондов, фирм по финансовой поддержке предприятий;

- развитие отраслей промышленности по производству торгово-технологического оборудования;

- упорядочение и упрощение процедур государственного регули­рования хозяйственной деятельности предприятий, касающихся их регистрации, лицензирования, сертификации продукции и т.п.;

- обеспеченность предприятий информационной технологией, средствами коммуникаций;