logo search
налоговая политика 2014-2016 гг

3. Общие тенденции развития налоговых систем отдельных стран

Общей тенденцией развития налоговых систем большинства стран в последние годы продолжают оставаться меры, направленные на бюджетную консолидацию как способ выхода из финансового кризиса 2008 - 2009 годов. При этом в свете относительно медленного восстановления экономик многие страны также стремятся стимулировать рост инвестиций и занятости населения путем введения целевых и зачастую временных мер налоговой политики.

Одним из основных способов повышения налоговых поступлений в целях покрытия бюджетного дефицита являются решения правительств об изменении налоговых ставок.

Анализ мер, принятых странами - членами ОЭСР с начала мирового финансового кризиса, показывает, что налоговые ставки растут в отношении налогов на потребление и налогов на доходы физических лиц с высоким доходом. В свою очередь, ставки корпоративного налога на прибыль в основном снижаются.

Таблица 6

Количество стран - членов ОЭСР, изменивших ставки налогов

с 2007 по 2013 год

Увеличение

Без изменений

Уменьшение

Стандартная ставка НДС

18

15

1

Максимальная ставка налога на доходы физических лиц

18

9

7

Основная ставка налога на прибыль организаций

6

9

19

Налог на добавленную стоимость

При рассмотрении особенностей налоговой политики развитых стран в отношении НДС отмечается явная тенденция роста стандартных ставок по налогу, часто сопровождаемого увеличениями пониженных ставок. С 2007 года 18 стран - членов ОЭСР увеличили стандартную ставку НДС (без учета Франции и Японии, которые планируют увеличение стандартных ставок НДС в 2014 году, и Словении, которая также планирует увеличить ставку налога, если не справится с задачей сокращения дефицита государственного бюджета иными мерами) - см. Приложение 5.

В среднем рост ставки по странам, увеличившим стандартную ставку НДС за период с 2007 года, составил 2 процентных пункта. В итоге, в 2013 году среднеарифметическое значение ставок НДС в странах - членах ОЭСР составляет 18,9%. При этом в 20 из 34 стран ОЭСР ставки НДС превышают или равны 20%, в 8 странах - от 15% до 19%, в 5 странах стандартная ставка не превышает 10% (Австралия, Канада, Южная Корея, Швейцария).

При анализе системы взимания НДС в каждой конкретной стране важно учитывать не только уровень стандартных ставок налога, но и ряд других факторов, влияющих на величину фактических поступлений. Среди таких факторов: наличие пониженных ставок в отношении отдельных групп товаров и услуг, освобождений от налога ряда операций и специальных налоговых режимов, общая эффективность администрирования налога.

В условиях поиска странами способов мобилизации дополнительных доходов бюджетов повышение стандартных ставок НДС является далеко не единственным инструментом, особенно для стран с относительно высокой ставкой. В таких случаях дополнительные возможности повышения "эффективности" НДС для бюджетов связаны с расширением налоговой базы, в том числе путем ограничения применения пониженных ставок налога и освобождений, улучшения налогового администрирования. Так, с 2007 года ряд стран в качестве меры расширения налоговой базы отменили пониженные ставки по НДС в отношении отдельных видов товаров и услуг, пересмотрели политику освобождения ряда операций.

Содержание понятия эффективности НДС требует уточнения. Общая концепция взимания НДС предполагает налогообложение конечного потребления. При этом считается, что НДС наиболее эффективен в том случае, когда все конечное потребление в стране облагается по единой ставке. Наличие освобождений и применение пониженных ставок ведет к снижению эффективности налога в результате снижения доходов бюджета и роста расходов на администрирование налога.

Интегральным показателем доходности НДС является показатель VRR (VAT Revenue Ratio), характеризующий бюджетную эффективность взимания налога. Показатель VRR оценивает отклонение между фактическими поступлениями НДС в бюджет за год и теоретической величиной налога, которая должна была бы поступить в случае применения единой ставки налога ко всей потенциальной налоговой базе по НДС в условиях полной собираемости налога <1>.

--------------------------------

<1> Tax policy roundtables// OECD// CTPA/CFA(2013)1.

Показатель рассчитывается по формуле:

,

где:

VR - фактические поступления НДС в бюджет;

B - потенциальная налоговая база НДС;

r - стандартная ставка НДС.

В соответствии с этим подходом в качестве фактических поступлений учитываются поступления, рассчитанные по всем ставкам, которые установлены в стране, а к потенциальной налоговой базе применяется только стандартная ставка. Чем ближе значение VRR к 1, тем выше эффективность НДС.

Как правило, в странах, где отсутствует льготные ставки НДС, показатель VRR выше, что при этом не исключает, что стандартная ставка НДС может быть относительно низкой.

Среднее значение показателя VRR в 2003 - 2011 годах в Российской Федерации составило 0,53, что практически соответствует среднему уровню по странам ОЭСР (см. Приложение 6). При этом среди стран ОЭСР можно выделить страны с наиболее высоким показателем VRR: Новая Зеландия (среднее значение 1,01), Люксембург (среднее значение 0,91) и Швейцария (среднее значение 0,73).

Высокие значения показателей, в отдельных случаях превышающих 1, связаны с ограниченным применением освобождений, отсутствием пониженных ставок, а также структурой экономики (например, высокая доля банковского сектора, операции которого не облагаются НДС).

Показателен пример Новой Зеландии, система взимания НДС которой при ставке 12,5% обеспечила в 2009 году относительные доходы выше, чем система взимания налога во Франции и Германии при ставке 19%. При этом в результате повышения ставки НДС в Новой Зеландии до 15%, с сохранением аналогичной системы освобождений и отсутствием пониженных ставок, доходы бюджета в сопоставимых условиях в 2011 году, по оценкам экспертов, превысят соответствующие доходы Дании, Норвегии и Швеции, взимающих НДС по ставке 25%.

Следует обратить внимание на высокий уровень VRR в Китае, где показатель в среднем равен 1,15, что является следствием возмещения налога при экспортных операциях не в полном объеме. Процент возмещаемого налога устанавливается правительством в отношении отдельных видов продукции и может пересматриваться в течение года. В отношении особо поддерживаемых государством отраслей (успешно конкурирующих на мировом рынке), например автомобилестроения, возмещение осуществляется в полном объеме. Так, при стандартной ставке 17% возмещение "входного" НДС осуществляется по следующим ставкам: экспорт угля - 8%, одежды, обуви, бытовой электроники и мебели - 13%, машин и оборудования - 11%, транспортных средств - 17%.

Акцизы

Страны - члены ОЭСР продолжают увеличивать ускоренными темпами ставки акцизов на алкогольную и табачную продукцию. При этом рост акцизов на бензин и различные виды топлива относительно невысок.

Налоги на доходы физических лиц

В области взимания подоходного налога акцент реформ, проведенных странами за последние годы, был также, в первую очередь, направлен на мобилизацию доходов бюджетов. В ряде стран были увеличены ставки налогов на доходы физических лиц, в большинстве случаев в отношении лиц с высоким уровнем дохода (например, Канада, Словакия, Словения (как временная мера), США, Франция, Чехия). Израиль перешел к прогрессивной шкале налога.

Максимальная ставка НДФЛ с 2007 года увеличена в 18 странах - членах ОЭСР (Таблица 6), хотя некоторые из этих увеличений носят временный характер, либо применяются только при достаточно высоких пороговых значениях доходов. И только в 7 странах ставка НДФЛ за этот период была снижена.

Ряд стран, например Финляндия и Франция, используют инструменты сдерживания налоговых расходов бюджетов путем замедленной по сравнению с инфляцией индексации вычетов по налогу, а также изменением уровней доходов, к которым применяются пониженные ставки налога.

Корпоративные налоги на прибыль

Следует отметить, что меры в отношении корпоративных налогов на прибыль преимущественно рассматриваются как способ стимулирования инвестиций и ограничение отдельных видов расходов компаний. В свою очередь, меры налоговой политики направлены, с одной стороны, на расширение налоговой базы по налогу (в том числе, через ограничение отнесения на расходы процентов по кредитам, займам, а также ограничение возможностей переноса убытков прошлых периодов на будущее), с другой стороны - на сужение налоговой базы и предоставление отдельных стимулирующих механизмов для налогоплательщиков (в том числе, путем расширения возможностей применения ускоренной амортизации, создания особых условий принятия расходов по НИОКР).

При этом сохраняется общая тенденция снижения ставок корпоративного налога на прибыль, начавшаяся во время кризиса. Так, за период 2007 - 2013 годов из 34 стран - членов ОЭСР 19 стран (56%) понизили стандартные ставки корпоративного налога на прибыль, 9 стран (26%) сохранили уровень ставок и только 6 стран (18%) ставки увеличили (Таблица 6).

В итоге, среднеарифметическое значение ставок корпоративного налога на прибыль в странах - членах ОЭСР снизилось с 27% в 2007 году до 25,3% в 2013 году. При этом в 2013 году в 20 из 34 стран - членов ОЭСР стандартная ставка превышает 20%, в 9 странах - равна или превышает 30% - Приложение 7.

В отношении иных налогов рядом стран были предприняты меры по повышенному налогообложению жилой недвижимости, но с точки зрения доходов бюджетов такие меры малозначительны. Так, Ирландия и Словакия приняли меры в направлении общего увеличения уровня налогообложения жилой недвижимости, в то время как Чехия и Португалия повысили налоги, взимаемые при совершении сделок с недвижимым имуществом. Что касается налогов на капитал и трансферт капитала, он был увеличен во Франции (как постоянная мера) и в Испании (как временная мера), в то время как Ирландия и США повысили налоги на наследство.

Приложение 1

РЕЙТИНГ DOING BUSINESS

ПО ИНДИКАТОРУ "НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ" ПО СТРАНАМ ГРУППЫ G20

Страна

год

Рейтинг легкость ведения бизнеса

Налогообложение

Рейтинг

Выплаты (количество)

Время (часы)

Налог на прибыль (% прибыли)

Налог и выплаты на зарплату (% прибыли)

Другие налоги (% прибыли)

Общая налоговая ставка (% прибыли)

Австралия

2009

н.д.

н.д.

11

109

н.д.

н.д.

н.д.

47,9

2010

11

50

11

109

н.д.

н.д.

н.д.

47,7

2011

10

48

11

109

26

20,3

1,2

47,5

Аргентина

2009

н.д.

н.д.

9

453

н.д.

н.д.

н.д.

108,2

2010

116

147

9

415

н.д.

н.д.

н.д.

108,2

2011

124

149

9

405

2,7

29,4

76,2

108,3

Бразилия

2009

н.д.

н.д.

9

2 600

н.д.

н.д.

н.д.

67,1

2010

128

154

9

2 600

н.д.

н.д.

н.д.

67,1

2011

130

156

9

2 600

24,6

40,8

3,8

69,3

Германия

2009

н.д.

н.д.

12

215

н.д.

н.д.

н.д.

48,2

2010

18

88

12

221

н.д.

н.д.

н.д.

46,7

2011

20

72

9

207

18,9

21,9

5,9

46,8

Индия

2009

н.д.

н.д.

56

258

н.д.

н.д.

н.д.

63,3

2010

132

149

33

254

н.д.

н.д.

н.д.

61,8

2011

132

152

33

243

24,6

18,2

19

61,8

Индонезия

2009

н.д.

н.д.

51

266

н.д.

н.д.

н.д.

37,3

2010

130

129

51

266

н.д.

н.д.

н.д.

34,5

2011

128

131

51

259

23,7

10,6

0,1

34,5

Италия

2009

н.д.

н.д.

15

285

н.д.

н.д.

н.д.

68,6

2010

75

133

15

285

н.д.

н.д.

н.д.

68,5

2011

73

131

15

269

22,9

43,4

2

68,3

Канада

2009

н.д.

н.д.

8

131

н.д.

н.д.

н.д.

29,2

2010

15

12

8

131

н.д.

н.д.

н.д.

28,8

2011

17

8

8

131

8,4

12,7

5,8

26,9

Китай

2009

н.д.

н.д.

7

358

н.д.

н.д.

н.д.

63,5

2010

91

118

7

358

н.д.

н.д.

н.д.

63,5

2011

91

122

7

338

6,2

49,6

7,9

63,7

Мексика

2009

н.д.

н.д.

6

404

н.д.

н.д.

н.д.

50,5

2010

53

104

6

347

н.д.

н.д.

н.д.

52,7

2011

48

107

6

337

24,6

26,5

1,4

52,5

Республика Корея

2009

н.д.

н.д.

14

250

н.д.

н.д.

н.д.

29,9

2010

9

41

12

225

н.д.

н.д.

н.д.

29,7

2011

8

30

10

207

15,2

13,2

1,4

29,8

Российская Федерация

2009

н.д.

н.д.

8

320

н.д.

н.д.

н.д.

46,5

2010

118

94

7

290

н.д.

н.д.

н.д.

46,9

2011

112

64

7

177

7,1

41,2

5,8

54,1

Саудовская Аравия

2009

н.д.

н.д.

14

79

н.д.

н.д.

н.д.

14,5

2010

23

10

14

79

н.д.

н.д.

н.д.

14,5

2011

22

3

3

72

2,1

12,4

0

14,5

Великобритания

2009

н.д.

н.д.

8

110

н.д.

н.д.

н.д.

37,3

2010

6

19

8

110

н.д.

н.д.

н.д.

37,3

2011

7

16

8

110

22,2

10,2

3,1

35,5

США

2009

н.д.

н.д.

11

187

н.д.

н.д.

н.д.

46,8

2010

4

65

11

187

н.д.

н.д.

н.д.

46,7

2011

4

69

11

175

27,6

10

9

46,7

Турция

2009

н.д.

н.д.

15

223

н.д.

н.д.

н.д.

44,5

2010

68

74

15

223

н.д.

н.д.

н.д.

41,1

2011

71

80

15

223

17,9

18,8

4,5

41,2

Франция

2009

н.д.

н.д.

7

132

н.д.

н.д.

н.д.

65,8

2010

32

53

7

132

н.д.

н.д.

н.д.

65,7

2011

34

53

7

132

8,2

51,7

5,7

65,7

ЮАР

2009

н.д.

н.д.

9

200

н.д.

н.д.

н.д.

30,5

2010

41

34

9

200

н.д.

н.д.

н.д.

33,1

2011

39

32

9

200

24,3

4,1

4,9

33,3

Япония

2009

н.д.

н.д.

14

355

н.д.

н.д.

н.д.

48,6

2010

20

123

14

330

н.д.

н.д.

н.д.

49,1

2011

24

127

14

330

26,9

17,4

5,6

50

Приложение 2