17 Вопрос.
Финансовый контроль, его цели и задачи
Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти.
(Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства)
Основное назначение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства.
Финансовый контроль призван обеспечивать1:
правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;
соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;
эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;
выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;
успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;
пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;
улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.
(Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс. Однако, помимо этого, он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.)
Виды финансового контроля:
По направлению
Контроль на соответствие (формальный контроль) — оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям нормативных актов (в том числе локальных).
Контроль финансовой отчётности — оценка правильности и достоверности ведения бухгалтерского учёта, достоверности, обоснованности и своевременности представления финансовой отчётности.
Контроль эффективности — оценка результативности, продуктивности и экономичности использования ресурсов, эффективности управления капиталом.
По срокам выполнения
Оперативный контроль (обычно в рамках внутреннего контроля) — проводится в плановом порядке по итогам периода (недели, декады, месяца, квартала, года).
Плановый контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план сообщён объекту контроля.
Внезапный контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план неизвестен объекту контроля; а также при наличии данных о нарушениях в деятельности объекта.
По источнику финансирования
Контроль за счёт проверяемого лица — внутрихозяйственный контроль, независимый контроль.
Контроль за счёт контролирующего субъекта — государственный контроль, вышестоящий контроль.
Контроль за счёт третьих лиц — встречается крайне редко, только общественный контроль.
Формы и методы финансового контроля
Финансовый контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от периода проведения он классифицируется следующим образом:
предварительный контроль проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;
текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов;
последующий контроль – это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.
(Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят: органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламентом, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы); контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств; финансово-экономические службы предприятий и организаций; аудиторские фирмы; неправительственные организации; а также граждане страны как налогоплательщики). Соответственно можно выделить различные виды финансового контроля – государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый и др. Становление гражданского общества связано с усилением общественного контроля за формированием и использованием государственных средств.
Финансовый контроль эффективен тогда, когда он является комплексным. Различные участники бюджетного процесса выполняют различные функции, они обладают разным объемом информации и аналитическими возможностями. Поэтому успешная реализация бюджетной политики возможна лишь тогда, когда в ней сочетаются все названные формы контроля.
Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся:
а) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;
б) обследование. Основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;
в) экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности.
г) ревизия. Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.
(В зависимости от того, насколько широко ревизии охватывает деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие их виды:
комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области;
тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.
Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должно содержаться описание фактов нарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.
После ознакомления с актом ревизии руководитель контрольного органа выносит решение по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений – в следственные органы.2)
Органы государственного финансового контроля
Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти
Субъекты государственного финансового контроля:
– Счетная палата Российской Федерации;
– Центральный Банк Российской Федерации;
– Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление
– федерального Казначейства, департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управление);
– Министерство РФ по налогам и сборам;
– Государственный таможенный комитет Российской Федерации;
– контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;
– иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;
Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.
К основным задачам Счетной палаты отнесены:
– организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
– определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
– оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;
– финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных;
– правовых актов федеральных органов государственной власти;
– анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;
– контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;
– регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.
В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения,
Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.
Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В составе Министерства финансов РФ создано Контрольно-ревизионное управление (КРУ), осуществляющее в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет нижеследующие функции:
– проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;
– контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
– проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;
– организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Осуществляя государственный контроль, Министерство финансов Российской Федерации имеет право:
– ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов не целевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;
– взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствий с законодательством Российской Федерации.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ. Главными задачами Министерства РФ по налогам и сборам являются:
– выработка и проведение единой государственной налоговой политики;
– в сфере взимания налогов и сборов;
– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов в Российской Федерации;
– государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.
Министерство РФ по налогам и сборам выполняет следующие функции:
– проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
– производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
– организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;
– осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;
– анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.
Государственные налоговые инспекции на территории субъектов Российской Федерации и городов с районным делением осуществляют функции, предусмотренные законодательством для Министерства РФ по налогам и сборам и Государственной налоговой инспекции по районам, городам без районного деления и районах в городах.
Государственная налоговая инспекция выполняет следующие функции:
– осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;
– обеспечивает своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражданами РФ,
– иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет;
– контролирует своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также
– проверяет достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, Дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет;
– передает правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
– предъявляет в суд и в арбитражный суд иски;
– приостанавливает операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.
– требовать от должностных лиц устранения нарушений законодательства о
– налогах;
– налагать административный арест на имущество юридических и физических
– лиц с последующей реализацией этого имущества в случае невыполнения
– обязательств по уплате налогов и др.
Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими учреждениями кредитной системы. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банки осуществляют предварительный и текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки.
Центральный банк РФ осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений, организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки. Банк России вправе назначить и осуществить проверку операций банков.
Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта. Внутрихозяйственный контроль во многом зависит от главного (старшего) бухгалтера. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Главный (старший) бухгалтер осуществляет предварительный контроль за правильностью и законностью расходования средств.
Аудиторская деятельность - аудит - представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.
- 40.45.46.47.48.49.50.51.52.82.83.84.85.86.91. Нет.
- 1. Сущность денег и предпосылки их возникновения
- 2. Теории денег.
- 3. Функции денег Основные функции:
- 4. Виды денег:
- Товарные деньги
- Обеспеченные деньги
- Фиатные деньги
- Кредитные деньги
- 5. Денежная система, ее элементы и виды.
- 6. Финансы, дискуссионные вопросы о сущности финансов.
- 1. Возникновение термина финансы прошло несколько исторических этапов:
- 13-15 Века - этот термин означал «денежный платеж»;
- 16-18 Века - использовался в научной литературе и означал «денежные отношения по поводу формирования государственных доходов и расходованием государственных денежных средств»;
- 19-Н. 20 век в России финансы рассматривались как правовые отношения, в рамках которых установились нормы в области формирования доходов государства и осуществления расходов.
- 3. В экономической литературе рассматриваются и другие функции финансов, кроме распределительной и контрольной. Вознесенский рассматривает следующую функцию:
- 7. Роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства
- 8. Функции финансов
- 9. Финансовые ресурсы и их источники.
- 10. См. Вопрос №7
- 11. Взаимосвязь финансов с другими категориями
- 12. Финансовая политика: необходимость, понятие, содержание.
- 14) Финансовый механизм и пути его совершенствования.
- 15) Стратегические направления финансовой политики рф.
- 16) Управление финансами – целенаправленное воздействие органов управления на финансы страны, территорий, хозяйс. Субъектов для достижения и поддержания сбалансированности финансовой системы.
- 17 Вопрос.
- 18 Вопрос.
- 19 Вопрос.
- 20. Эволюция структуры финансовой системы
- 21. См. Вопрос №19.
- 22. Понятие государственных финансов, подходы к их структуре.
- Структура государственных финансов
- 23. Государственный бюджет как ведущее звено централизованных финансов.
- 24. Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства.
- 25. Сущность, назначение и классификация внебюджетных фондов.
- 27. Сущность и функции государственного кредита.
- 28. Классификация государственных займов.
- 29. Понятие государственного долга, методы и принципы управления им.
- 30.Соврменное состояние гос.Долга рф
- 31.Понятие,структура и назначение децентрализованных финансов
- 32.Сущность финансов предприятий,взаимосвязь с другими звеньями финансовой системы
- 34. Выделяют следующие функции страхования, выражающие общественное назначение этой категории:
- 1)Обеспечения жизненных потребностей семьи;
- 2)Распределительную функцию.
- I) расширение материальных, социальных, культурных и иных потребностей семьи;
- 37 Вопрос. Классификация расходов домашних хозяйств
- 2) По степени необходимости:
- 3) По целям использования:
- 38. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства.
- 39. Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования.
- 41 Вопрос.
- 1) Внутренние источники следующих видов:
- 2) Внешние источники следующих видов:
- 42 Вопрос.
- 43 Вопрос.
- 44 Вопрос.
- 53. Финансовый менеджмент и корпоративные финансовые риски.
- 54. Формирование финансовых результатов. Прибыль предприятия: сущность и источники
- 55. Функции прибыли, особенности их проявления в современных условиях.
- 56. Виды прибыли
- 57. Факторы, влияющие на величину прибыли.
- 58. Показатель рентабельности. Виды рентабельности.
- 59. Принципы распределения и порядок использования прибыли.
- 61. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений
- 62) 3.2 Структура капитальных вложений.
- 63) Источники финансирования капитальных вложений подразделяются на собственные, привлеченные и заемные.
- 64) Понятие оборотных средств предприятия
- 1. Стадия: организованный процесс материально-технического снабжения средствами производства;
- 2. Стадия: потребление средств производства и создание готовой продукции;
- 3. Стадия: реализация готовой продукции.
- 1. Производственные запасы;
- 2. Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления;
- 3. Расходы будущих периодов.
- 1.2. Стоимостная оценка оборотных средств предприятия
- 1) Удельным расходом материальных ресурсов на физическую единицу произведенной продукции (удельная материалоемкость):
- 2) Величиной расхода нескольких видов материальных ресурсов в стоимостном выражении на физическую единицу производимой продукции (руб., на 1 т, 1 м3, 1 м2 и т.Д.):
- 65. Источники финансирования оборотных средств
- 66. Показатели эффективности использования обс
- 67. Управление оборотными средствами
- 1) Регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и др.;
- 68. Понятие денежного обращения, его структура, количественные характеристики, взаимосвязь наличного и безналичного оборотов.
- 69) Принципы организации безналичного расчета
- 71) Формы безналичных расчетов
- 73.Расчеты векселями.
- 76.Принципы и методы банковского кредитования.
- 1) Метод кредитования по обороту;
- 2) Метод кредитования по остатку;
- 3) Оборотно-сальдовый метод.
- 1) Оборотно-платежными;
- 2) Сальдово-компенсационными;
- 3) Оборотно-сальдовыми.
- 77. Значение Управление дебиторской задолженностью предприятия
- 78. Заключение кредитных договоров проходит несколько этапов.
- 4. Права и обязанности заемщика вытекают из действующего законодательства и ситуации на рынке кредитных ресурсов.
- 5. Обеспечение кредита.
- 79. Оценка кредитоспособности заемщиками
- 80. Факторинг
- 81.Содержание финансовой работы на предприятии.
- 87. Сущность международной организации.
- 88. Классификация международных организаций