23) Методы финансовой поддержки предприятий за счет централизованно распределительных ресурсов. Неуверенна!
Способы финансового оздоровления предприятий
Одним из объектов государственного регулирования является финансовое состояние (платежеспособность) предприятий и применение к ним процедуры банкротства (несостоятельности). В настоящее время предприятия всех форм собственности работают в сложных условиях: низкий спрос, дебиторская и кредиторская задолженность, разорительные цены на энергоносители и транспортные тарифы, конфискационное налогообложение. В этих условиях предприятия испытывают большие финансовые трудности. Поэтому государство стремится предотвратить ухудшение финансового состояния предприятий, не допустить их банкротства, оживить производство [13 стр. 86 - 114].
Для выявления предприятий - претендентов на оказание первоочередной государственной поддержки все предприятия распределяются на четыре группы в зависимости от величины производственных фондов и уровня спроса на выпускаемую продукцию. Предприятия первой группы (износ ниже отраслевого, высокий стабильный спрос) не могут претендовать на получение первоочередной государственной поддержки. Предприятия второй и третей групп, на которых возможно и целесообразно проведение диверсификации, конверсии, введение новых методов управления, могут быть претендентами на получение государственной финансовой помощи для восстановления своей платежеспособности. Предприятия четвертой группы (износ выше среднеотраслевого, спрос пониженный) подлежат реорганизации или выводу из числа действующих ввиду их неэффективности.
Управление реорганизационными и ликвидационными процедурами в отношении неплатежеспособных предприятий осуществляет Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству. Основные задачи службы:
предотвращение несостоятельности предприятий;
оказание помощи предприятиям, имеющим признаки банкротства;
представление интересов государства в арбитражном суде по делам о несостоятельности предприятий;
привлечение инвесторов для участия в финансировании реорганизационных процедур.
Во всех странах процесс банкротства, т.е. признание предприятия неплатежеспособным, регулируется в законодательном порядке. В Российской Федерации в настоящее время действует Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», принятый 1 марта 1998 г.
Финансовое состояние, признаки приближения банкротства предприятий необходимо постоянно держать под контролем. При этом особое внимание уделяется таким признакам, как: убытки от основной хозяйственной деятельности, недостаток оборотных средств, затруднения в получении коммерческих кредитов, уменьшение поступления денежных средств от хозяйственных операций, падение рыночной цены ценных бумаг, выпущенных предприятием, неспособность погасить срочные обязательства [30].
Для выявления неудовлетворительного финансового состояния предприятий и признаков их банкротства рассчитывается ряд показателей. Основные из них:
коэффициент текущей ликвидности - отношение оборотных активов (за вычетом расходов будущих периодов) к сумме срочных обязательств;
коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - отношение величины собственных оборотных средств к стоимости запасов.
Если указанные (расчетные) коэффициенты ниже установленных (нормативных), то предприятие попадает под действие Закона о банкротстве.
Перед началом процедуры банкротства, как правило, проводится судебная санация. Она заключается в проведении комплекса мероприятий, позволяющих удержать предприятие «на плаву», т.е. вывести его на режим рентабельной работы и не допустить банкротства. Может быть введено внешнее управление, которое на стадии досудебной санации существенно отличается от внешнего управления в процессе банкротства. В последнем случае его процедура строго регламентируется нормами закона о банкротстве, а не нормами, установленными акционерами.
Основными задачами проведения процедуры банкротства являются:
возврат долга кредиторам;
реабилитация должника (после списания долгов он должен получить возможность продолжать свой бизнес).
Процедура банкротства состоит из трех периодов: наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.
Период наблюдения. Процедура наблюдения вводится арбитражным судом и длится до трех месяцев. Цель процедуры наблюдения - воспрепятствовать передаче имущества предприятия другим структурам, сохранив максимум имущества должника. По окончании наблюдения временный управляющий выносит в суд предложение о возможности или невозможности восстановления платежеспособности предприятия.
Внешнее управление. Решение о введении внешнего управления выносит арбитражный суд. С этого момента руководитель предприятия отстраняется от должности и управление возлагается на внешнего управляющего. Внешнее управление вводится на срок не более двенадцати месяцев, который может быть продлен еще на шесть месяцев.
Успех внешнего управления должен определяться не только и не столько удовлетворением претензий кредиторов, сколько восстановлением производства. Поэтому оно эффективно, когда осуществляется специалистами высокого класса. Внешний управляющий должен обеспечить снижение издержек производства, рост производительности труда, повышение конкурентоспособности продукции т.д. Наряду с этим следует провести реструктуризацию долгов, изменить систему управления, т.е. реализовать полный набор методов антикризисного управления.
Как показала практика внешнего управления на предприятиях с миллиардными долгами, даже в течение максимального полуторагодичного срока ни одно предприятие не смогло полностью восстановить свою платежеспособность. Положительная динамика была отмечена на очень небольшом количестве предприятий. Это означает, что по всем таким предприятиям следовало бы применить процедуру конкурсного производства. Но массовое применение этой процедуры в отношении индустриальных гигантов означало бы новый разрушительный передел собственности, чего допустить нельзя. Поэтому закон о банкротстве допускает продление срока внешнего управления на градообразующих предприятиях до 10 лет. Установление длительного срока внешнего управления дает таким предприятиям возможность заняться перепрофилированием производства, переобучением и трудоустройством персонала и т.п. Важно и то, что мораторий на выплату долгов в течение столь длительного срока создает дополнительные возможности для решения экономических и социальных проблем предприятия.
С государственных позиций прекращение деятельности предприятий может быть нежелательным даже при их убыточности. Поэтому государственные предприятия-банкроты могут получить статус казенного предприятия, которое:
действует в рамках определенных законами исключительно для государственных предприятий;
преобладающую часть (более 50%) продукции поставляет государству;
не подлежит приватизации.
Статус казенного предприятия могут иметь прежде всего предприятия военно-промышленного комплекса; объекты, которые в интересах безопасности должны быть в ведении государства (порты, АЭС, ГЭС, метрополитены и т.д.) или представляют особую общественную важность (железные дороги, связь, мелиоративные системы и т.д.). В дореволюционной России все государственные предприятия были казенными.
В соответствии с постановлением Правительства РФ «Порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» от 6 декабря 1994 года №1138 производственно-хозяйственную деятельность казенные предприятия осуществляют на основе плана-заказа и плана развития. Уполномоченный орган доводит предприятию обязательный для исполнения и согласованный с Минэконмразвития и Минфином план-заказ с учетом плана развития. План-заказ уточняется после утверждения федерального бюджета.
В плане-заказе устанавливаются следующие основные показатели по производству продукции (работ, услуг) для государственных нужд:
объем поставок продукции в натуре с указанием ассортимента, требований к качеству, сроков поставок, цен;
фонд оплаты труда и нормативов его уменьшения при невыполнении плана-заказа (увеличение оплаты труда производится за счет прибыли по установленным нормативам);
лимит численности работников;
объем и условия предоставления средств из федерального бюджета.
Казенное предприятие разрабатывает по согласованию с уполномоченным органом план развития, предусматривающий: мероприятия, необходимые для обеспечения устойчивой работы по выполнению плана-заказа и разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности; задания по вводу в действие производственных мощностей, по созданию и освоению новых видов продукции, по подготовке и переподготовке кадров, а также условия реализации плана развития, в том числе финансовые затраты и источник их покрытия.
За счет доходов от реализации продукции осуществляется финансирование плана-заказа и плана развития. При нехватке финансовых средств предприятию выделяются средства из федерального бюджета, однако лишь после предоставления уполномоченным органом сведений в Минэконмразвития России и Минфин России о расходовании бюджетных средств и результатах деятельности предприятия за предыдущий год. Решение о выделении средств из бюджета принимает Правительство РФ по представлению Минэкономразвития и Минфина.
Статус казенного предприятия не может быть данным раз и навсегда. Потребность государства в том или ином виде продукции (работ, услуг) может отпасть. Поэтому госзаказ снимается, и предприятие переходит в разряд обычного государственного предприятия или приватизируется. Кроме этого, количество казенных предприятий зависит от размера средств, которые могут быть выделены из федерального бюджета на поддержку их деятельности.
- 1) Типы экономических систем и экономические формы собственности
- 2) Формы и методы государственного регулирования экономики
- Инструментарий кредитно-денежной политики. В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:
- Макроэкономическая стабилизация.
- Перераспределение доходов.
- 4) Роль и функции государственного сектора экономики.
- 5) Становление и развитие государственного регулирования экономики.
- 6) Планирование, программирование и прогнозирование, как формы регулирования.
- 7) Методы обоснования плановых решений
- 8) Финансово-экономические средства государственного регулирования.
- 9) Бюджетное регулирование
- 10) Налоги в системе государственного регулирования экономики.
- Экономический смысл снижения налоговых ставок
- 11) Цели в системе государственного регулирования экономики
- 12) Государственное регулирование экономического потенциала.
- 13) Государственное регулирование трудового потенциала.
- 14) Промышленность рф, формы ее территориальной организации. Прогнозирование и планирование промышленного производства.
- 15) Аграрная политика. Прогнозирование апк.
- 16) Государственное регулирование транспортного комплекса.
- 17) Государственное регулирование развития социальной сферы.
- 18) Социальная политика рф. Социальные нормы и нормативы – основа государственного регулирования социального развития.
- 19) Государственное регулирование оплаты труда. Методы планирования и прогнозирования реальных доходов потребления.
- 20) Планирование и прогнозирование промышленности.
- 21 ) Государственное регулирование материального производства. Государственный заказ и порядок его размещения.
- 22) Государственная поддержка апк.
- 23) Методы финансовой поддержки предприятий за счет централизованно распределительных ресурсов. Неуверенна!
- 24) Понятие и виды инвестиций. Источники финансирования инвестиций.
- 25) Методы стимулирования инвестиций. Способы привлечения капитала.
- 26) Структура финансового рынка. Организация рынков кредитов.
- 27) Регулирование валютного рынка.
- 28) Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 29) Основные направления внешнеэкономической политики государства.
- 30) Таможенные пошлины. Нетарифные методы.
- 31) Принципы региональной государственной экономической политики на современном этапе.
- 33) Государственное регулирование развития свободных экономических зон.
- 34) Формы и методы государственного регулирования сэз.
- 36) Сущность отношения собственности, виды собственности.
- 37) Роль малого бизнеса в развитии конкуренции и его государственная поддержка.
- 38) Методы и организация государственного регулирования экономики.
- 39) Экологическая политика государства в условиях рынка.
- 40) Основные задачи государственного регулирования природопользования.
- 41) Методы регулирования природопользования.