logo search
Материал к зачету ГРЭ

21 ) Государственное регулирование материального производства. Государственный заказ и порядок его размещения.

Сущность и задачи государственного регулирования материального производства

Сфера материального производства – важнейший объект государственного регулирования. К сфере материального производства относится совокупность отраслей, производящих средства производства и предметы потребления. В отраслях материального производства создается новая стоимость продукции (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) или увеличивается стоимость ранее произведенного продукта (торговля, транспорт и др.).

Государственное регулирование материального производства осуществляется в разрезе крупных отраслей, подотраслей, предприятий, межотраслевых комплексов, а также в разрезе добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности

В соответствии с классификацией отраслей экономики в состав материального производства включены 15 крупных отраслей – промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт, заготовки, жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, здравоохранение, образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание.

Классификационной единицей отрасли является предприятие как юридическое лицо, имеющее самостоятельный баланс и счет в банке. Если предприятие занимается разнородной деятельностью, оно учитывается в составе той отрасли экономики, к которой принадлежит преобладающая часть этой деятельности.

В составе крупных отраслей выделяют подотрасли. Они представляют собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или выполняющих однородные виды работ (услуг). Так, в промышленности выделяются около двух десятков подотраслей – электроэнергетика, машиностроение, легкая, пищевая, химическая, нефтехимическая промышленность и др.

В составе материального производства выделяют также межотраслевые комплексы: топливно-энергетический, горно-металлургический, машиностроительный, агропромышленный, военно-промышленный, химико-лесной, транспортный и др.

Основные задачи государственного регулирования сферы материального производства периодически меняются с учетом генеральной цели государственного регулирования социально-экономического развития страны, изменений во внешнеэкономических связях и мировом хозяйстве. В настоящее время при переходе к рыночной экономике основными задачами государственного регулирования производства средств производства и предметов потребления являются:

  1. Стабилизация основных показателей развития отраслей материального производства.

  2. Прогрессивная структурная перестройка сферы материального производства путем изменения соотношений между добывающими и перерабатывающими отраслями, повышения роли наукоемких производств, восстановления позиций машиностроительного комплекса.

  3. Техническое перевооружение отраслей материального производства.

  4. Взаимовыгодная интеграция в мировую экономику в качестве равноправного партнера развитых стран мира.

  5. Ослабление сырьевой направленности экспорта российских производителей путем увеличения в нем доли продукции обрабатывающих отраслей промышленности.

  6. Повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

  7. Рационализация размещения субъектов материального производства по регионам страны.

  8. Обеспечение экологической безопасности производства. Особенно в энергетике, химической и металлургической промышленности

Основой сохранения за государством контрольных функций и рычагов регулирования сферы материального производства является владение им материальными факторами производства. Важнейшие из них: водные и земельные ресурсы, лесной фонд, недра и содержащиеся в них минеральные ископаемые, развитая производственная инфраструктура, ресурсы континентального шельфа, энергетические ресурсы и др. Все перечисленные факторы производства являются государственной собственностью. Они не могут быть объектами приватизации, предметами купли-продажи или иных действий, меняющих их правовой статус. Государство сохраняет за собой важные рычаги воздействия на весь сырьевой комплекс страны. Естественно, что эксплуатация сырьевых ресурсов, принадлежащих на правах собственности государству, им же и осуществляется. В то же время государство заинтересованно в привлечении инвесторов (пользователей недр и ресурсов) в сырьевые отрасли. Эксплуатация недр требует больших инвестиций, которые окупаются медленнее, чем в обрабатывающих отраслях экономики [10 стр. 213].

Правовой основой, регулирующей отношения государства и пользователей недр и ресурсов, являются принятые в 1995 г. Федеральные законы «О недрах», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О соглашениях о разделе продукции», а также «Водный кодекс Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1999 г. №740 утверждено «Положение о составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции».

В регулировании отношений государства и пользователей недр и ресурсов особое значение имеет Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции». Этот закон принят в развитие законодательства РФ (в частности, закона «О недрах») в области недропользования. Закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе.

Перечни участков недр, предоставляемых в пользование на условиях раздела продукции, устанавливаются федеральными законами, например Законом «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (на Лугинецком, Федоровском и других нефтегазоконденсатных месторождениях)», принятом в мае 1999 г. В пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами, субъекты РФ осуществляют законодательное регулирование своего участия в соглашениях о разделе продукции при использовании недр на своих территориях [11 стр. 23 - 35].

Соглашения о разделе продукции заключаются с инвестором, победившем в конкурсе или на аукционе. Инвесторами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица, объединения юридических лиц, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

Конкурсный порядок заключения соглашений позволяет государству включать в них ряд дополнительных обязательств инвестора: соблюдение научно-технического уровня проведения работ по геологическому изучению и использованию недр; полноту извлечения минеральных ископаемых; обязательный вклад в социально-экономическое развитие региона; осуществление мер по предотвращению вредного влияния работ на окружающую природную среду, а также ликвидация последствий такого влияния; ликвидация всех установок, сооружений по завершению работ, а также очистка от загрязнения территории, не которой проводились работы по соглашению [15 стр. 396 - 452].

Право пользования участком недр на основе соглашения о разделе продукции предоставляется только путем лицензирования. Лицензия выдается инвестору органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением. Лицензия выдается на срок от 5 до 25 лет.

В соответствии с соглашением произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором. Соглашение предусматривает условия и порядок:

Часть произведенной продукции, поступающая в федеральную собственность, может быть использована для федеральных нужд с зачислением выручки от ее реализации в федеральный бюджет. Использование части произведенной продукции, поступающей в собственность соответствующего субъекта РФ, осуществляется на основе его законодательства. Часть произведенной продукции, поступающей в собственность инвестора, может быть вывезена из России в порядке, определенном для экспорта продукции собственного производства, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Государственный заказ и сфера его применения

Одним из способов воздействия государства на сферу материального производства является система государственного заказа

Государственный заказ – один из важнейших инструментов регулирования рыночной экономики. Государство выступает крупнейшим прямым заказчиком продукции, работ и услуг. Государственный заказ способен вызвать мультипликативный спрос, тем самым оживляя производство. Особенно важна роль госзаказов в поддержке отечественных товаропроизводителей, «точек роста». Поэтому доля госзакупок в конечном спросе весьма велика. В развитых странах госзакупки составляют 20 – 30% ВВП, причем особо значительная доля госзакупок в продукции военно-промышленного комплекса – свыше 50%.

Государственные закупки продукции (работ, услуг) осуществляются для удовлетворения важнейших государственных нужд, имеющих два уровня: федеральный и региональный (субъектов РФ).

Поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:

Поставки продукции для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей. Поставки продукции для региональных нужд обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ, а также привлекаются внебюджетные источники.

Для организации работы по обеспечению поставок для государственных нужд Правительство Российской Федерации утверждает государственных заказчиков. Ими могут быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие, государственное учреждение, орган исполнительной власти субъекта РФ, коммерческие и некоммерческие организации, корпорации.

Одной из основных функций государственного заказчика является выбор поставщиков продукции, то есть размещение госзаказов на поставку продукции для государственных нужд. Как правило, госзаказы размещаются на конкурсной основе, то есть путем проведения открытых или закрытых конкурсов, которые состоят из двух этапов. Наиболее предпочтительным видом конкурса является открытый конкурс. Закрытые конкурсы проводятся в случае закупки товаров (работ, услуг) для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну. Некоторые виды продукции (драгоценные металлы и драгоценные камни, музейные ценности, редкие книги, рукописи, архивные документы и др.) закупаются для государственных нужд без проведения конкурсов [19 стр. 43 - 49].

Участником конкурса может быть только поставщик (исполнитель), имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров (работ, услуг). Иностранные поставщики (исполнители) могут принимать участие в конкурсе в случае, если производство данных товаров (работ, услуг) для государственных нужд в Российской Федерации отсутствует или экономически нецелесообразно. Срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе не может быть менее 45 дней со дня опубликования извещения о проведении конкурса в официальном издании уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

С поставщиком (исполнителем) товаров (работ, услуг), победившем на открытом конкурсе, государственный заказчик заключает государственный контракт. В случае если победитель на конкурсе не подписал государственный контракт, организатор конкурса определяет нового победителя конкурса из числа остальных участников конкурса. Поставщики-монополисты не вправе отказываться от заключения госконтракта в случае, если исполнение госзаказа не влечет за собой убытки. Для казенных предприятий, как правило, вводится режим обязательного заключения государственных контрактов на поставку продукции для государственных нужд.

Государственный контракт - основной документ, определяющий права и обязанности государственного заказчика и поставщика продукции для государственных нужд. В государственном контракте отражаются:

Контрактом может также предусматриваться: контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению контракта и оказание помощи поставщику (без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего); экономическое стимулирование (льготы по налогам, целевые дотации и субсидии, льготное кредитование). На основе контракта поставщик продукции для государственных служб и покупатель (государственный заказчик) подписывают договор поставки. Изменение и расторжение договора осуществляется по соглашению сторон и оформляется дополнительным соглашением.

В настоящее время формируются различные виды государственных заказов:

Оборонный заказ. Его формирование обусловлено необходимостью поддержания на должном уровне обороноспособности и безопасности страны. Основой формирования является: военная доктрина РФ, федеральные программы производства вооружений и военной техники, мобилизационные планы, соглашения о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами, проекты Федерального бюджета на соответствующий год.

Проект основных показателей оборонного заказа (количество поставляемой продукции, ее стоимость, сроки поставок, перечень государственных заказчиков, предполагаемые исполнители и др.) формируется в Минэкономразвития России, согласовывается с Минфином России и заказчиками и вносится в Правительство Российской Федерации. Утверждает основные показатели оборонного заказа Президент РФ одновременно с подписанием закона о федеральном бюджете.

Оборонный заказ размещается на конкурсной основе. Исполнителями оборонного заказа могут быть любые предприятия и организации любой формы собственности, имеющие лицензии на занятие соответствующим видом деятельности. Исполнитель оборонного заказа действует на основе контракта с государственным заказчиком или головным исполнителем. В контракте могут быть предусмотрены виды и размеры экономического стимулирования выполнения оборонного заказа. К ним относятся: гарантирование фиксированного уровня рентабельности продукции (не выше 25% к себестоимости); индексация средств в связи с инфляцией; авансирование (до 40%); льготное налогообложение и др.

Госзаказ на научные исследования. Цель формирования этого заказа - обеспечить ускорение освоения отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений. Госзаказы в науке формируются по приоритетным направлениям развития науки и техники: фундаментальные исследования, информационные технологии и электроника, производственные технологии, новые материалы и химические продукты, технологии живых систем, транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование.

Отбор предложений ученых, потребителей продукции, товаропроизводителей проводится на конкурсной основе. Затем проводится государственная экспертиза отобранных предложений исходя из перспективности исследований, эффективности использования бюджетных средств, потребностей рынка, обеспечения государственной безопасности.

Госзаказ на северный завоз. Формирование этого заказа обусловлено необходимостью восстановления системы государственной поддержки экономического и социального развития Севера. С переходом к рыночной экономике Север выпал из состава государственных приоритетов, сократилась государственная поддержка завоза продукции в северные районы. Государственные закупки продукции для нужд Севера перешли с федерального уровня на региональный.

Ответственность за поставки товаров по северному завозу возложена на органы исполнительной власти 27 субъектов РФ, относящимся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. В их функции по организации северного завоза входит: оформление заявок; заключение договоров; финансирование за счет собственных и заемных средств; ведение реестра предприятий, организаций, банков, участвующих в поставках; проведение тендеров для отбора предприятий, осуществляющих централизованные поставки в районы Севера.

Финансирование северного завоза осуществляется за счет средств федерального и регионального финансовых фондов, а также ссуд, выделяемых непосредственно предприятиям и организациям - поставщикам. Региональные фонды образуются за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств федерального бюджета., выделяемых им на возвратной основе. Для обеспечения государственной поддержки северного завоза Правительством РФ утвержден перечень товаров, по которым частично возмещаются транспортные расходы. В этот перечень включаются нефть, нефтепродукты, продовольствие (мясо, мясные консервы, масло животное, сыр, сахар, чай, мука, крупа, соль, яйцо, детское питание и др.).

Госзаказ на поставку продукции в государственный материальный резерв. Государственный резерв является особым федеральным запасом материальных ценностей. В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации, запасы стратегических материалов и товаров, без которых невозможно эффективное государственное управление.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном материальном резерве» (ст. 3) государственный резерв предназначен для:

Формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва возложено на Российское агентство по государственным резервам и его территориальные органы, предприятия, организации. В функции агентства входят отбор (на конкурсной основе) поставщиков материальных ценностей в госрезерв, заключение государственных контрактов с с поставщиками, определение конкретных получателей материальных ценностей, обеспечение расчетов с поставщикам и в соответствии с контрактом. Объемы госзакупок материальных ценностей, необходимые для формирования, пополнения госрезерва, устанавливаются Правительством РФ в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Госзаказ на подрядные работы формируется государственным заказчиком на выполнение подрядных работ для государственных нужд. В состав госзаказа входит: возведение объектов, зданий и сооружений для государственных нужд, осуществление строительно-монтажных работ и строительно-ремонтных услуг для госучреждений и бюджетных организаций, строительство жилья.

На основе госзаказа государственный заказчик заключает с подрядными организациями (победившими на конкурсе) государственные контракты на весь период строительства объектов. В контрактах отражаются: объемы и стоимость подлежащих выполнению работ; сроки их начала и окончания; порядок финансирования и оплаты работ; способы обеспечения исполнения обязательств сторонами.

Финансирование подрядных строительных работ для удовлетворения государственных нужд осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.