logo search
Лекции по дисциплине Финансы

3. Понятие бюджетного устройства и структура бюджетной системы рф.

Бюджетное устройство принципы организации и построе­ния бюджетной системы. Организация бюджетной системы опре­деляется формой государственного и административного устрой­ства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все госу­дарства подразделяются следующим образом: 1) унитарные; 2) федеративные (объединенные, союзные); 3) конфедеративные.

Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономи­ческими, социальными и политическими процессами.

Федеративное (объединенное, союзное) государство — форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах, распределенных между ними и центром компетенций.

Конфедеративное государство — постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или воен­ных целей.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регу­лируемая законодательством РФ совокупность федерального бюд­жета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов го­сударственных внебюджетных фондов.

Нормативно-правовой базой развития бюджетной системы являются Конституция РФ (ст. 71 и 132), Бюджетный кодекс РФ (гл. 3).

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюд­жетных фондов РФ;

  2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных госу­дарственных внебюджетных фондов;

  3. местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.

Необходимо помнить, что форма разработки и утверждения бюджетов различна.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюд­жетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме феде­ральных законов.

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государ­ственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждают­ся в форме законов субъектов РФ.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муни­ципальных образований.