logo search
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1. Налоговая система российской федерации и ее особенности

Налоговая система любого государства представляет собой:

  1. совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

  2. систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов, сборов и иных налоговых платежей;

  3. систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.

Современная налоговая система РФ начала складываться в 1992г. Налоги, входящие в состав налоговой системы РФ, устанавливаются НК РФ и подразделяются на три группы: федеральные, региональные (налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.

Рассмотрим состав налоговой системы РФ на 1 января 2012 года.

К федеральным налогам РФотносятся:

  1. налог на добавленную стоимость (НДС)

  2. акцизы на отдельные виды товаров;

  3. государственная пошлина;

  4. водный налог;

  5. налог на прибыль организаций;

  6. налог на доходы физических лиц;

  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

  8. налог на добычу полезных ископаемых.

К региональным налогамотносятся:

  1. налог на имущество организаций;

  2. транспортный налог;

  3. налог на игорный бизнес.

К местным налогам и сборам относятся:

  1. налог на имущество физических лиц;

  2. земельный налог.

Кроме того, в состав налоговой системы РФ входят четыре специальных налоговых режима:

  1. упрощенная система налогообложения;;

  2. система налогообложения в виде единого налога на вмененный налог;

  3. единый сельскохозяйственный налог;

  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

При этом федеральные налоги вводятся в действие федеральными законами и являются обязательными к уплате на территории всей РФ, Региональные налоги вводятся региональными законами и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ, а местные налоги и сборы вводятся в действие нормативными актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования.

Рассмотрим систему законов и иных нормативных актов, формирующих отечественную налоговую систему. Все эти нормативные акты и документы имеют разный статус и различную юридическую силу в силу чего их можно распределить по следующим пяти категориям.

Во-первых,это Налоговый Кодекс РФ, состоящий из двух частей. В первой части рассматриваются общие вопросы налогообложения, а во второй части (которая еще не закончена) регламентируется порядок исчисления и уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов.

Во-вторых,это - указы Президента РФ, регулирующие отдельные элементы режима налогообложения до принятия соответствующих законодательных норм, а также ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете РФ, поскольку в них устанавливаются параметры распределения налоговых доходов (регулирующих налогов) между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.

В-третьих, это - группа законов субъектов РФ, регулирующих введение, режимы исчисления и уплаты налогов на территории каждого региона (ставки, льготы), а также те нормативные акты, которые устанавливают региональные льготы и ставки по федеральным налогам в части, предусмотренной федеральным законодательством.

Так, например, ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в доход бюджета субъекта РФ, определяется на региональном уровне в установленных федеральным законодательством границах.

К этой же группе следует отнести и законы субъектов РФ по формированию бюджетной системы региона, где определяются нормативы распределения регулирующих доходов между бюджетом субъекта РФ и муниципальными бюджетами на территории региона.

В-четвертых, это - нормативные акты представительных органов местного самоуправления, которые регламентируют в пределах собственной компетенции введение в действие, режимы исчисления и уплаты местных налогов на территории соответствующего муниципального образования.

В-пятых,это - группа подзаконных нормативных актов, включающая инструкции и методические рекомендации Федеральной налоговой службы РФ и Министерства финансов, детально описывающие предусмотренный законодательством порядок исчисления и уплаты в бюджет отдельных налогов.

В эту же группу входят инструкции, издаваемые финансовыми органами субъектов РФ, определяющие режимы исчисления и уплаты этих налогов.

Что касается третьей составляющей налоговой системы России (системы государственных институтов), то ее образуют законодательные органы РФ и ее субъектов, представительные органы местного самоуправления, Федеральная налоговая служба РФ, Государственный таможенный комитет и т.п.

Рассмотрим в самом общем виде особенностироссийской налоговой системы.

Прежде всего, необходимо отметить преобладание в ней косвенных налогов (НДС, акцизы) над прямыми (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и т.п.).

Что касается распределения налоговой нагрузки на юридические и физические лица, то в современной российской налоговой системе доля налогов, взимаемых с юридических лиц, в бюджете значительно выше, чем доля налогов, уплачиваемых физическими лицами. Весьма незначительна и доля имущественных налогов. А вот доля платежей за пользование природными ресурсами хотя и незначительна , но постепенно увеличивается.