9. Финансовое право в системе отраслей Российского права.
(провести сравнительную характеристику с несколькими отраслями права).
Сейчас практически всеми специалистами признается самостоятельность отрасли ФП.
НО: есть несколько точек зрения по этому вопросу:
1) Алексеев, Ёф: финансовое право не является самостоятельной отраслью, а его нормы лишь конкретизируют нормы государственного и административного права в сфере финансов.
2) Финансовое право – самостоятельная отрасль права. Различие у представителей лишь в определении времени возникновения отрасли => делится на 2 подгруппы:
А) Административная школа (Коросёва, Ципкин, Искотин). Финансовое право как самостоятельная отрасль выделилось из государственного и административного права.
- Финансовая деятельность является разновидностью исполнительно-распорядительной деятельности.
- Общественные отношения в сфере финансовой деятельности представляют собой организационно-управленческий вид отношений.
- управленческий вид отношений.
Б) «чистые финансисты» (Химичева, Горбунова, раввинский).
Финансовое право как отрасль права не выделялась ни из каких других отраслей, а возникла в момент возникновения государственного и административного права, в момент появления таких институтов, как займы, кредиты, налоги.
3) Финансовое право является самостоятельной комплексной отраслью права (Андреев)
Включает в себя такие отрасли, как: бюджетное право, налоговое право, страховое право, банковское право и правовую организацию сберегательного дела.
Тесная связь административного и финансового права проявляется через ≪пересечение≫ предметов правового регулирования этих отраслей права. Предметом административного права являются общественные отношения, непосредственно связанные
с реализацией исполнительной власти и возникающие в процессе деятельности других государственных органов. А предметом права финансового, как известно, являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Последние также в большинстве случаев реализуются в ходе деятельности исполнительной власти. Так, в частности, Правительство РФ составляет федеральный бюджет и его исполняет, МНС России, подчиненные ему органы и ГТК России взимают налоги и сборы, а также осуществляет контроль за налогообложением. Таким образом, существует некоторая сложность в разграничении административного и финансового права по предмету правового регулирования.
Однако метод правового регулирования, т.е. дополнительный критерий отграничения отраслей права у административного и финансового права один и тот же. Им является метод властных предписаний (императивный метод). А значит, он не может выступать в качестве критерия при отграничении этих двух отраслей права. В связи с этим в основу отграничения
весьма тесно взаимосвязанных административного и финансово- го права должен быть положен все же предмет правового регулирования, должна быть учтена специфика его проявления в
этих отраслях права.
Специфика предмета финансового права в сравнении с административным заключается в том, что в сферу финансово-правового регулирования включаются только те отношения с участием органов исполнительной власти, через которые непосредственно
реализуется функция финансового обеспечения государства и муниципальных образований. Иначе говоря, предметом финансового права являются только те отношения, которые непосредственно обеспечивают образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов. Предметом же административного права являются иные отношения, возникающие в связи с реализацией исполнительной власти. Это отношения, обеспечивающие осуществление иных функций государства: национальной безопасности, природоохранную, социальную и т.д.
Например, предметом административного права являются самые различные отношения между Министерством обороны РФ, Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ и воинскими подразделениями в связи с оперативным управлением войсками Вооруженных Сил РФ и т.д. Предметом административного права являются и некоторые отношения с участием финансово-кредитных органов, т.е. с участием МНС России, ФСНП России и т.д., которые также являются органами исполнительной власти. Однако это лишь те отношения, которые являются внутриорганизационными, внутрисистемными. К ним относятся отношения, связанные: а) с формированием управленческих структур в системе финансово-кредитных органов; б) с определением основ взаимодействия между этими структурами; в) с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками финансово-кредитных органов и т.д. Таким образом, надо иметь в виду, что все внутриорганизационные отношения с участием финансово-кредитных органов являются предметом административного
права, а все иные отношения с участием этих органов, обеспечивающие образование, распределение и использование денежных фондов государства и муниципальных образований, являются предметом финансового права. Вместе с тем предметом финансового права являются аналогичные отношения с участием иных органов исполнительной власти: Правительства РФ, администраций субъектов РФ, ГТК России и т.д.
Конституционное право является ведущей отраслью в системе права. Это значит, что его нормы являются определяющими для регулирования общественных отношений всеми отраслями права,
в том числе и финансовым. Так, нормы конституционного права устанавливают обязанность Правительства РФ разрабатывать и
представлять Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивать его исполнение, а также представлять Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (п. ≪а≫ ч. 1
ст. 114 Конституции РФ). Кроме того, они устанавливают обязанность Совета Федерации рассматривать принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов (п. ≪а≫ и ≪б≫ ст. 106 Конституции РФ). На основе этих норм в нормах финансового права устанавливается подробный порядок прохождения федерального бюджета в Правительстве РФ и Федеральном Собрании РФ.
Норма ст. 57 Конституции РФ, закрепившая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, является базовой для конкретизации прав и обязанностей налогоплательщика в нормах финансового права.
Учитывая сказанное, надо иметь в виду, что конституционно-правовые нормы, будучи базовыми для финансового права, остаются в рамках права конституционного, и возникающие на их основе правоотношения являются только конституционно-правовыми со всеми присущими им особенностями. Таким образом, конституционное и финансовое право являются отраслями смежными,
но не пересекающимися. Иначе говоря, финансовое право является совершенно самостоятельной отраслью права, в которую включены исключительно финансово-правовые нормы.
- Понятие и значение финансов.
- Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации.
- Сущность и особенности финансовой деятельности.
- Характеристика принципов финансовой деятельности.
- Методы финансовой деятельности: понятие и виды.
- Характеристика органов осуществляющих финансовую деятельность.
- Наука финансового права рф: ее предмет, методы и актуальные проблемы.
- Понятие и значение отрасли Российского финансового права.
- 9. Финансовое право в системе отраслей Российского права.
- 10.Система финансового права Российской Федерации.
- 11.Характеристика источников финансового права.
- 12. Понятие и особенности финансово-правовых норм.
- 13. Классификация финансово-правовых норм.
- 14. Действие финансово-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц. Формы реализации финансово-правовых норм.
- 15. Финансовое правоотношение: понятие виды и особенности.
- 16. Понятие и виды субъектов финансового права. Характеристика полномочий субъектов финансовых правоотношений.
- 17. Понятие, задачи и значение финансового контроля.
- 18. Характеристика принципов организации и проведения финансового контроля.
- 19. Общая характеристика видов финансового контроля.
- 20. Формы и методы финансового контроля.
- 21. Финансовый контроль представительных органов власти рф и субъектов рф.
- 22. Президентский контроль в финансовой сфере: понятие и компетенция органов осуществляющих данный вид контроля.
- 23. Контроль федеральных и региональных исполнительных органов власти общей компетенции в сфере финансов.
- 24. Бюджетный контроль исполнительных органов власти: понятие и полномочия органов его осуществляющих.
- 25. Налоговый контроль: понятие, характеристика органов его осуществляющих, методы проведения.
- 26. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.
- 27. Страховой надзор: понятие и полномочия органов его осуществляющих.
- 28. Банковский надзор: понятие, формы. Меры ответственности, применяемые Центральным банком рф к нарушителям.
- 29. Контроль по противодействию легализации (отмыванию) доходов нажитых преступным путем: понятие и компетенция органов его осуществляющих.
- 30. Понятие и виды ведомственного финансового контроля.
- 31. Муниципальный финансовый контроль: понятие, виды и полномочия органов его осуществляющих.
- 32. Аудиторский контроль: понятие и виды.
- 33. Общественный контроль: понятие и виды.
- 34. Понятие финансовой ответственности. Формы защиты прав субъектов при проведении финансового контроля (дополнить).
- 35. Понятие бюджета.
- 36. Понятие и структура бюджетной системы рф,
- 37. Бюджетная классификация бюджетной системы рф.
- 38. Характеристика принципов построения бюджетной системы.
- 39. Бюджетное право рф.
- 40. Понятие и виды доходов бюджетов рф.
- 41. Понятие и виды расходов бюджетов рф.
- 42. Дефицит бюджета: понятие, причины возникновения и пути его преодоления.
- 43. Временная финансовая администрация: порядок введения, цели и компетенция.
- 44. Понятие межбюджетных отношений (дополнить).
- 45. Характеристика форм финансовой помощи из бюджетов одного уровня бюджетам другого, при реализации межбюджетных отношений.
- 46. Понятие, принципы, стадии бюджетного процесса.
- 47.Полномочия участников бюджетного процесса (дополнить!!!)..
- 48. Стадия составления проекта бюджета.
- 49. Стадия рассмотрения проекта бюджета.
- 50. Утверждение бюджета.
- 51. Порядок рассмотрения и утверждения Федерального закона вносящего изменения в действующий Федеральный закон «о Федеральном бюджете».
- 52. Стадия исполнения бюджета.
- 53. Основы составления, внешней проверки, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.
- 54. Меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства. Органы государственной власти, имеющие право применять меры принуждения.
- 55. Понятие, цели, виды, источники формирования внебюджетных денежных фондов.
- 56. Налоги: понятие, признаки, сущность, функции, виды и отличительные признаки от других обязательных платежей.
- 57. Понятие и структура налоговой системы.
- 58. Характеристика принципов налогообложения.
- 59. Таможенные доходы: понятие и виды. Классификация таможенных пошлин.
- 60. Понятие, функции государственного и муниципального кредита и его отличие от банковского кредита.
- 61. Понятие государственного и муниципального долга. Управление государственным и муниципальным долгом.
- 62. Характеристика форм долговых обязательств бюджетов всех уровней бюджетной системы.
- 63. Порядок осуществления государственных и муниципальных займов, путем выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг.
- 64. Понятие, функции и особенности страхования.
- 65. Понятие и виды страховых резервов страховой организации.
- 66. Виды страхования.
- 67. Финансы предприятий: понятие, функции, виды финансовых отношений, в которые вступает предприятие, его финансовые ресурсы.
- 68. Понятие финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий и их особенности.
- 69. Понятие денежной системы рф. Характеристика её элементов.
- 70. Правовые основы и порядок осуществления наличного денежного обращения.
- 71. Расчеты по аккредитиву. Виды аккредитивов.
- 72. Правовые основы расчетов чеками и векселями.
- 73. Правовые основы расчетов платежными поручениями.
- 74. Правовые основы расчетов по инкассо.
- 75. Правовые основы валютного регулирования. Органы валютного регулирования.