61. Понятие государственного и муниципального долга. Управление государственным и муниципальным долгом.
Государственный и муниципальный долг – это долговые обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, возникающие в связи с привлечением денежных средств на преодоление бюджетного дефицита и погашения долговых обязательств.
Долговые обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований полностью обеспечиваются государственным и муниципальным имуществом, составляющим казну соответствующего общественно-территориального образования.
Долговые обязательства могут возникать в следующих видах (формах):
Долговые обязательства возникают вследствие выпуска займов, выраженных в виде государственных и муниципальных ценных бумаг (порядок эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг регулируется ФЗ от 29 июля 1998 года «О порядке эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»). Центральный банк в соответствии с ФЗ «О центральном банке» является генеральным агентом по государственным и муниципальным ценным бумагам. Он не имеет права приобретать государственные и муниципальные ценные бумаги при их первичной реализации.
Долговые обязательства могут возникать в виде кредитов, получаемых от кредитных организаций субъектов международного право. Центральный банк не имеет права выдавать кредиты на преодоление бюджетного дефицита. Такие кредиты выдаются коммерческими кредитными организациями.
Долговые обязательства в виде кредитов от бюджетов бюджетной системы (ст. 93.1-93.4 БК). Бюджетные кредиты выдаются на срок не более 3 лет. Независимо от уровня бюджета может даже вышестоящему выдавать.
Государственные и муниципальные гарантии (письменные обязательства исполнить обязанность третьих лиц) ст.115-117 БК.
Для субъектов РФ и муниципальных образований иные формы запрещены.
Для РФ долговые обязательства могут возникать в иных формах.
Долговые обязательства могут быть:
Краткосрочные (сроком до 1 года)
Среднесрочные (от 1 до 5 лет)
Долгосрочные (до 30 лет)
Для муниципальных образований долгосрочные долговые обязательства до 10 лет.
Государственный и муниципальный долг в зависимости от рынка обязательств может быть внутренним и внешним:
Внутренний долг – обязательство, выраженное в валюте РФ и включающее в свой состав:
Номинальную стоимость по выпущенным в обращение государственным и муниципальным ценным бумагам
Объем кредитов, полученных от кредитных организаций
Объем кредитов от бюджетов другого уровня (от других бюджетов бюджетной системы)
Объем предоставляемых гарантий
Для субъектов РФ объем обязательств перед РФ в иностранной валюте, полученной по целевым кредитам (целевые иностранные кредиты)
Объем непогашенных долговых обязательств.
Внешний долг – это долговые обязательства в валюте иностранного государства. Включают в свой состав:
Номинальную стоимость по государственным ценным бумагам, выраженную в валюте иностранного государства
Объем кредитов, полученных от субъектов международного права, кредитных организаций
Объем предоставленных гарантий, выраженных в валюте иностранных государств
Долговые обязательства регистрируются в книге долговых обязательств.
Долговые обязательства вносятся в книгу долговых обязательств в течение 5 дней с момента возникновения обязательства.
Долговые обязательства считаются прекращенным по истечении 3 лет со дня, следующего за днем погашения обязательства.
Управление государственным и муниципальным долгом – это мероприятия, связанные с размещением долгового обязательства, выплатой процентов по нему и прекращением долгового обязательства.
Управление государственным и муниципальным долгом осуществляется высшими исполнительными органами власти РФ, субъектов РФ либо уполномоченными или финансовыми органами, местными администрациями либо финансовыми органами местного самоуправления.
Мероприятия по управлению долгом:
Обслуживание долга включает в себя:
Размещение долгового обязательства
Выплату процентов по долговому обязательству
Погашение долгового обязательства
Погашение долгового обязательства – это выплата основного долга, процентов за пользование средствами, выплата штрафов за несвоевременное исполнение обязательств.
Обслуживание государственного и муниципального долга осуществляется Центральным банком, его территориальными управлениями, кредитными организациями. Они являются генеральными агентами и агентствами по обслуживанию долговых обязательств. Обслуживание долговых обязательств Центральным банком и его территориальными управлениями осуществляется безвозмездно. Вознаграждение федеральным агентам производится из соответствующих бюджетов по результатам исполнения бюджета.
Среди мероприятий по управлению долгом БК в настоящее время закрепляет лишь одно мероприятие – реструктуризация долга (это погашение долгового обязательства путем выпуска нового обязательства между теми же субъектами, но изменяющее условия обязательства и сроки погашения). Реструктуризация может проводиться с частичным списанием суммы основного долга. Также может производится списание суммы процентов – ст. 121 БК.
В ст. 122 БК предусматривается такое мероприятие как уступка прав требования. Оно принимается в отношении кредитов, предоставленных РФ субъектами международного права.
Есть ряд мероприятий, которые используются при управлении внешним долгом (проводится по согласованию сторон):
Погашение внешнего долга готовой продукции (т.е. кредитору вместо денежных средств предлагают забрать долг продукцией)
В счет долгового обязательства кредитору предлагают долю государственной собственности в каком-либо предприятии.
Реализация долгового обязательства с дисконтом на вторичном рынке долговых обязательств.
- Понятие и значение финансов.
- Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации.
- Сущность и особенности финансовой деятельности.
- Характеристика принципов финансовой деятельности.
- Методы финансовой деятельности: понятие и виды.
- Характеристика органов осуществляющих финансовую деятельность.
- Наука финансового права рф: ее предмет, методы и актуальные проблемы.
- Понятие и значение отрасли Российского финансового права.
- 9. Финансовое право в системе отраслей Российского права.
- 10.Система финансового права Российской Федерации.
- 11.Характеристика источников финансового права.
- 12. Понятие и особенности финансово-правовых норм.
- 13. Классификация финансово-правовых норм.
- 14. Действие финансово-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц. Формы реализации финансово-правовых норм.
- 15. Финансовое правоотношение: понятие виды и особенности.
- 16. Понятие и виды субъектов финансового права. Характеристика полномочий субъектов финансовых правоотношений.
- 17. Понятие, задачи и значение финансового контроля.
- 18. Характеристика принципов организации и проведения финансового контроля.
- 19. Общая характеристика видов финансового контроля.
- 20. Формы и методы финансового контроля.
- 21. Финансовый контроль представительных органов власти рф и субъектов рф.
- 22. Президентский контроль в финансовой сфере: понятие и компетенция органов осуществляющих данный вид контроля.
- 23. Контроль федеральных и региональных исполнительных органов власти общей компетенции в сфере финансов.
- 24. Бюджетный контроль исполнительных органов власти: понятие и полномочия органов его осуществляющих.
- 25. Налоговый контроль: понятие, характеристика органов его осуществляющих, методы проведения.
- 26. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.
- 27. Страховой надзор: понятие и полномочия органов его осуществляющих.
- 28. Банковский надзор: понятие, формы. Меры ответственности, применяемые Центральным банком рф к нарушителям.
- 29. Контроль по противодействию легализации (отмыванию) доходов нажитых преступным путем: понятие и компетенция органов его осуществляющих.
- 30. Понятие и виды ведомственного финансового контроля.
- 31. Муниципальный финансовый контроль: понятие, виды и полномочия органов его осуществляющих.
- 32. Аудиторский контроль: понятие и виды.
- 33. Общественный контроль: понятие и виды.
- 34. Понятие финансовой ответственности. Формы защиты прав субъектов при проведении финансового контроля (дополнить).
- 35. Понятие бюджета.
- 36. Понятие и структура бюджетной системы рф,
- 37. Бюджетная классификация бюджетной системы рф.
- 38. Характеристика принципов построения бюджетной системы.
- 39. Бюджетное право рф.
- 40. Понятие и виды доходов бюджетов рф.
- 41. Понятие и виды расходов бюджетов рф.
- 42. Дефицит бюджета: понятие, причины возникновения и пути его преодоления.
- 43. Временная финансовая администрация: порядок введения, цели и компетенция.
- 44. Понятие межбюджетных отношений (дополнить).
- 45. Характеристика форм финансовой помощи из бюджетов одного уровня бюджетам другого, при реализации межбюджетных отношений.
- 46. Понятие, принципы, стадии бюджетного процесса.
- 47.Полномочия участников бюджетного процесса (дополнить!!!)..
- 48. Стадия составления проекта бюджета.
- 49. Стадия рассмотрения проекта бюджета.
- 50. Утверждение бюджета.
- 51. Порядок рассмотрения и утверждения Федерального закона вносящего изменения в действующий Федеральный закон «о Федеральном бюджете».
- 52. Стадия исполнения бюджета.
- 53. Основы составления, внешней проверки, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.
- 54. Меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства. Органы государственной власти, имеющие право применять меры принуждения.
- 55. Понятие, цели, виды, источники формирования внебюджетных денежных фондов.
- 56. Налоги: понятие, признаки, сущность, функции, виды и отличительные признаки от других обязательных платежей.
- 57. Понятие и структура налоговой системы.
- 58. Характеристика принципов налогообложения.
- 59. Таможенные доходы: понятие и виды. Классификация таможенных пошлин.
- 60. Понятие, функции государственного и муниципального кредита и его отличие от банковского кредита.
- 61. Понятие государственного и муниципального долга. Управление государственным и муниципальным долгом.
- 62. Характеристика форм долговых обязательств бюджетов всех уровней бюджетной системы.
- 63. Порядок осуществления государственных и муниципальных займов, путем выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг.
- 64. Понятие, функции и особенности страхования.
- 65. Понятие и виды страховых резервов страховой организации.
- 66. Виды страхования.
- 67. Финансы предприятий: понятие, функции, виды финансовых отношений, в которые вступает предприятие, его финансовые ресурсы.
- 68. Понятие финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий и их особенности.
- 69. Понятие денежной системы рф. Характеристика её элементов.
- 70. Правовые основы и порядок осуществления наличного денежного обращения.
- 71. Расчеты по аккредитиву. Виды аккредитивов.
- 72. Правовые основы расчетов чеками и векселями.
- 73. Правовые основы расчетов платежными поручениями.
- 74. Правовые основы расчетов по инкассо.
- 75. Правовые основы валютного регулирования. Органы валютного регулирования.