logo
sovoe_pravo_otvety_na_ekzamen

61. Понятие государственного и муниципального долга. Управление государственным и муниципальным долгом.

Государственный и муниципальный долг – это долговые обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, возникающие в связи с привлечением денежных средств на преодоление бюджетного дефицита и погашения долговых обязательств.

Долговые обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований полностью обеспечиваются государственным и муниципальным имуществом, составляющим казну соответствующего общественно-территориального образования.

Долговые обязательства могут возникать в следующих видах (формах):

  1. Долговые обязательства возникают вследствие выпуска займов, выраженных в виде государственных и муниципальных ценных бумаг (порядок эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг регулируется ФЗ от 29 июля 1998 года «О порядке эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»). Центральный банк в соответствии с ФЗ «О центральном банке» является генеральным агентом по государственным и муниципальным ценным бумагам. Он не имеет права приобретать государственные и муниципальные ценные бумаги при их первичной реализации.

  2. Долговые обязательства могут возникать в виде кредитов, получаемых от кредитных организаций субъектов международного право. Центральный банк не имеет права выдавать кредиты на преодоление бюджетного дефицита. Такие кредиты выдаются коммерческими кредитными организациями.

  3. Долговые обязательства в виде кредитов от бюджетов бюджетной системы (ст. 93.1-93.4 БК). Бюджетные кредиты выдаются на срок не более 3 лет. Независимо от уровня бюджета может даже вышестоящему выдавать.

  4. Государственные и муниципальные гарантии (письменные обязательства исполнить обязанность третьих лиц) ст.115-117 БК.

Для субъектов РФ и муниципальных образований иные формы запрещены.

Для РФ долговые обязательства могут возникать в иных формах.

Долговые обязательства могут быть:

Для муниципальных образований долгосрочные долговые обязательства до 10 лет.

Государственный и муниципальный долг в зависимости от рынка обязательств может быть внутренним и внешним:

Долговые обязательства регистрируются в книге долговых обязательств.

Долговые обязательства вносятся в книгу долговых обязательств в течение 5 дней с момента возникновения обязательства.

Долговые обязательства считаются прекращенным по истечении 3 лет со дня, следующего за днем погашения обязательства.

Управление государственным и муниципальным долгом – это мероприятия, связанные с размещением долгового обязательства, выплатой процентов по нему и прекращением долгового обязательства.

Управление государственным и муниципальным долгом осуществляется высшими исполнительными органами власти РФ, субъектов РФ либо уполномоченными или финансовыми органами, местными администрациями либо финансовыми органами местного самоуправления.

Мероприятия по управлению долгом:

Погашение долгового обязательства – это выплата основного долга, процентов за пользование средствами, выплата штрафов за несвоевременное исполнение обязательств.

Обслуживание государственного и муниципального долга осуществляется Центральным банком, его территориальными управлениями, кредитными организациями. Они являются генеральными агентами и агентствами по обслуживанию долговых обязательств. Обслуживание долговых обязательств Центральным банком и его территориальными управлениями осуществляется безвозмездно. Вознаграждение федеральным агентам производится из соответствующих бюджетов по результатам исполнения бюджета.

Среди мероприятий по управлению долгом БК в настоящее время закрепляет лишь одно мероприятие – реструктуризация долга (это погашение долгового обязательства путем выпуска нового обязательства между теми же субъектами, но изменяющее условия обязательства и сроки погашения). Реструктуризация может проводиться с частичным списанием суммы основного долга. Также может производится списание суммы процентов – ст. 121 БК.

В ст. 122 БК предусматривается такое мероприятие как уступка прав требования. Оно принимается в отношении кредитов, предоставленных РФ субъектами международного права.

Есть ряд мероприятий, которые используются при управлении внешним долгом (проводится по согласованию сторон):

  1. Погашение внешнего долга готовой продукции (т.е. кредитору вместо денежных средств предлагают забрать долг продукцией)

  2. В счет долгового обязательства кредитору предлагают долю государственной собственности в каком-либо предприятии.

  3. Реализация долгового обязательства с дисконтом на вторичном рынке долговых обязательств.