14. Действие финансово-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц. Формы реализации финансово-правовых норм.
Действие любой нормы начинается с момента вступления её в юридическую силу и до момента прекращения действия.
Нормы вступают в юридическую силу в соответсвии со следующими нормативными актами:
ФЗ «О порядке опубликования и вступления в юридическую силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального собрания от 14 июня 1994 года.
Указ президента РФ «О порядке опубликования и вступления в юридическую силу актов президента, правительства и федеральных органов исполнительной власти».
Ст. 5 Налогового кодекса.
Нормы о времени действия:
Нормы вступают в юридическую силу по следующим основаниям:
1) А) Через десять дней после их официального опубликования.
Б) Акты президента и правительства – через 7 дней.
Все остальные – 10 дней.
Акты налогового законодательства вступают в юридическую силу по истечении месяца со дня их официального опубликования, но не ранее 1 числа нового налогового периода.
Акты о сборах вступают в юридическую силу через 1 месяц со дня их официального опубликования.
Исключением из этого правила являются:
П. 2 ст. 5: акты, вводящие новые налоги, вступаютв юридическую силу с 1 января года, следующего за годом принятия.
2) Вступает в юридическую силу с момента подписания нормы, либо с момента, указанного в НПА, принимаемом специально по этому поводу.
Норма вступает в юридическую силу с момента принятия или официального опубликования.
Прекращает своё действие по следующим основаниям:
В связи с истечением срока действия.
В связи с отменой.
В связи с принятием нового НПА, регулирующего те же отношения.
Действие нормы в пространстве ограничивается определенной территорией:
Федеральные нормы – вся территория РФ.
Нормы субъектов – на территории субъекта, принявшего норму.
Нормы муниципальных образований – на территории принявшего муниципального образования.
Действие норм по кругу лиц происходит на основании 2х принципов:
Принцип территориальности – федеральные нормы распространяют своё действие на всех субъектов, находящихся на территории РФ; нормы субъектов РФ – на субъектов, находящихся на территории соответствующих субъектов; нормы органов местного самоуправления – на субъектов соответствующих муниципальных образований.
Принцип резидентства – резидентами являются лица, постоянно проживающие и осуществляющие деятельность на территории РФ не менее 183 дней в году (без перерывов).
- Понятие и значение финансов.
- Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации.
- Сущность и особенности финансовой деятельности.
- Характеристика принципов финансовой деятельности.
- Методы финансовой деятельности: понятие и виды.
- Характеристика органов осуществляющих финансовую деятельность.
- Наука финансового права рф: ее предмет, методы и актуальные проблемы.
- Понятие и значение отрасли Российского финансового права.
- 9. Финансовое право в системе отраслей Российского права.
- 10.Система финансового права Российской Федерации.
- 11.Характеристика источников финансового права.
- 12. Понятие и особенности финансово-правовых норм.
- 13. Классификация финансово-правовых норм.
- 14. Действие финансово-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц. Формы реализации финансово-правовых норм.
- 15. Финансовое правоотношение: понятие виды и особенности.
- 16. Понятие и виды субъектов финансового права. Характеристика полномочий субъектов финансовых правоотношений.
- 17. Понятие, задачи и значение финансового контроля.
- 18. Характеристика принципов организации и проведения финансового контроля.
- 19. Общая характеристика видов финансового контроля.
- 20. Формы и методы финансового контроля.
- 21. Финансовый контроль представительных органов власти рф и субъектов рф.
- 22. Президентский контроль в финансовой сфере: понятие и компетенция органов осуществляющих данный вид контроля.
- 23. Контроль федеральных и региональных исполнительных органов власти общей компетенции в сфере финансов.
- 24. Бюджетный контроль исполнительных органов власти: понятие и полномочия органов его осуществляющих.
- 25. Налоговый контроль: понятие, характеристика органов его осуществляющих, методы проведения.
- 26. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.
- 27. Страховой надзор: понятие и полномочия органов его осуществляющих.
- 28. Банковский надзор: понятие, формы. Меры ответственности, применяемые Центральным банком рф к нарушителям.
- 29. Контроль по противодействию легализации (отмыванию) доходов нажитых преступным путем: понятие и компетенция органов его осуществляющих.
- 30. Понятие и виды ведомственного финансового контроля.
- 31. Муниципальный финансовый контроль: понятие, виды и полномочия органов его осуществляющих.
- 32. Аудиторский контроль: понятие и виды.
- 33. Общественный контроль: понятие и виды.
- 34. Понятие финансовой ответственности. Формы защиты прав субъектов при проведении финансового контроля (дополнить).
- 35. Понятие бюджета.
- 36. Понятие и структура бюджетной системы рф,
- 37. Бюджетная классификация бюджетной системы рф.
- 38. Характеристика принципов построения бюджетной системы.
- 39. Бюджетное право рф.
- 40. Понятие и виды доходов бюджетов рф.
- 41. Понятие и виды расходов бюджетов рф.
- 42. Дефицит бюджета: понятие, причины возникновения и пути его преодоления.
- 43. Временная финансовая администрация: порядок введения, цели и компетенция.
- 44. Понятие межбюджетных отношений (дополнить).
- 45. Характеристика форм финансовой помощи из бюджетов одного уровня бюджетам другого, при реализации межбюджетных отношений.
- 46. Понятие, принципы, стадии бюджетного процесса.
- 47.Полномочия участников бюджетного процесса (дополнить!!!)..
- 48. Стадия составления проекта бюджета.
- 49. Стадия рассмотрения проекта бюджета.
- 50. Утверждение бюджета.
- 51. Порядок рассмотрения и утверждения Федерального закона вносящего изменения в действующий Федеральный закон «о Федеральном бюджете».
- 52. Стадия исполнения бюджета.
- 53. Основы составления, внешней проверки, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.
- 54. Меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства. Органы государственной власти, имеющие право применять меры принуждения.
- 55. Понятие, цели, виды, источники формирования внебюджетных денежных фондов.
- 56. Налоги: понятие, признаки, сущность, функции, виды и отличительные признаки от других обязательных платежей.
- 57. Понятие и структура налоговой системы.
- 58. Характеристика принципов налогообложения.
- 59. Таможенные доходы: понятие и виды. Классификация таможенных пошлин.
- 60. Понятие, функции государственного и муниципального кредита и его отличие от банковского кредита.
- 61. Понятие государственного и муниципального долга. Управление государственным и муниципальным долгом.
- 62. Характеристика форм долговых обязательств бюджетов всех уровней бюджетной системы.
- 63. Порядок осуществления государственных и муниципальных займов, путем выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг.
- 64. Понятие, функции и особенности страхования.
- 65. Понятие и виды страховых резервов страховой организации.
- 66. Виды страхования.
- 67. Финансы предприятий: понятие, функции, виды финансовых отношений, в которые вступает предприятие, его финансовые ресурсы.
- 68. Понятие финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий и их особенности.
- 69. Понятие денежной системы рф. Характеристика её элементов.
- 70. Правовые основы и порядок осуществления наличного денежного обращения.
- 71. Расчеты по аккредитиву. Виды аккредитивов.
- 72. Правовые основы расчетов чеками и векселями.
- 73. Правовые основы расчетов платежными поручениями.
- 74. Правовые основы расчетов по инкассо.
- 75. Правовые основы валютного регулирования. Органы валютного регулирования.