logo
sovoe_pravo_otvety_na_ekzamen

9. Финансовое право в системе отраслей Российского права.

(провести сравнительную характеристику с несколькими отраслями права).

Сейчас практически всеми специалистами признается самостоятельность отрасли ФП.

НО: есть несколько точек зрения по этому вопросу:

1) Алексеев, Ёф: финансовое право не является самостоятельной отраслью, а его нормы лишь конкретизируют нормы государственного и административного права в сфере финансов.

2) Финансовое право – самостоятельная отрасль права. Различие у представителей лишь в определении времени возникновения отрасли => делится на 2 подгруппы:

А) Административная школа (Коросёва, Ципкин, Искотин). Финансовое право как самостоятельная отрасль выделилось из государственного и административного права.

- Финансовая деятельность является разновидностью исполнительно-распорядительной деятельности.

- Общественные отношения в сфере финансовой деятельности представляют собой организационно-управленческий вид отношений.

- управленческий вид отношений.

Б) «чистые финансисты» (Химичева, Горбунова, раввинский).

Финансовое право как отрасль права не выделялась ни из каких других отраслей, а возникла в момент возникновения государственного и административного права, в момент появления таких институтов, как займы, кредиты, налоги.

3) Финансовое право является самостоятельной комплексной отраслью права (Андреев)

Включает в себя такие отрасли, как: бюджетное право, налоговое право, страховое право, банковское право и правовую организацию сберегательного дела.

Тесная связь административного и финансового права проявляется через ≪пересечение≫ предметов правового регулирования этих отраслей права. Предметом административного права являются общественные отношения, непосредственно связанные

с реализацией исполнительной власти и возникающие в процессе деятельности других государственных органов. А предметом права финансового, как известно, являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Последние также в большинстве случаев реализуются в ходе деятельности исполнительной власти. Так, в частности, Правительство РФ составляет федеральный бюджет и его исполняет, МНС России, подчиненные ему органы и ГТК России взимают налоги и сборы, а также осуществляет контроль за налогообложением. Таким образом, существует некоторая сложность в разграничении административного и финансового права по предмету правового регулирования.

Однако метод правового регулирования, т.е. дополнительный критерий отграничения отраслей права у административного и финансового права один и тот же. Им является метод властных предписаний (императивный метод). А значит, он не может выступать в качестве критерия при отграничении этих двух отраслей права. В связи с этим в основу отграничения

весьма тесно взаимосвязанных административного и финансово- го права должен быть положен все же предмет правового регулирования, должна быть учтена специфика его проявления в

этих отраслях права.

Специфика предмета финансового права в сравнении с административным заключается в том, что в сферу финансово-правового регулирования включаются только те отношения с участием органов исполнительной власти, через которые непосредственно

реализуется функция финансового обеспечения государства и муниципальных образований. Иначе говоря, предметом финансового права являются только те отношения, которые непосредственно обеспечивают образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов. Предметом же административного права являются иные отношения, возникающие в связи с реализацией исполнительной власти. Это отношения, обеспечивающие осуществление иных функций государства: национальной безопасности, природоохранную, социальную и т.д.

Например, предметом административного права являются самые различные отношения между Министерством обороны РФ, Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ и воинскими подразделениями в связи с оперативным управлением войсками Вооруженных Сил РФ и т.д. Предметом административного права являются и некоторые отношения с участием финансово-кредитных органов, т.е. с участием МНС России, ФСНП России и т.д., которые также являются органами исполнительной власти. Однако это лишь те отношения, которые являются внутриорганизационными, внутрисистемными. К ним относятся отношения, связанные: а) с формированием управленческих структур в системе финансово-кредитных органов; б) с определением основ взаимодействия между этими структурами; в) с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками финансово-кредитных органов и т.д. Таким образом, надо иметь в виду, что все внутриорганизационные отношения с участием финансово-кредитных органов являются предметом административного

права, а все иные отношения с участием этих органов, обеспечивающие образование, распределение и использование денежных фондов государства и муниципальных образований, являются предметом финансового права. Вместе с тем предметом финансового права являются аналогичные отношения с участием иных органов исполнительной власти: Правительства РФ, администраций субъектов РФ, ГТК России и т.д.

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права. Это значит, что его нормы являются определяющими для регулирования общественных отношений всеми отраслями права,

в том числе и финансовым. Так, нормы конституционного права устанавливают обязанность Правительства РФ разрабатывать и

представлять Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивать его исполнение, а также представлять Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (п. ≪а≫ ч. 1

ст. 114 Конституции РФ). Кроме того, они устанавливают обязанность Совета Федерации рассматривать принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов (п. ≪а≫ и ≪б≫ ст. 106 Конституции РФ). На основе этих норм в нормах финансового права устанавливается подробный порядок прохождения федерального бюджета в Правительстве РФ и Федеральном Собрании РФ.

Норма ст. 57 Конституции РФ, закрепившая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, является базовой для конкретизации прав и обязанностей налогоплательщика в нормах финансового права.

Учитывая сказанное, надо иметь в виду, что конституционно-правовые нормы, будучи базовыми для финансового права, остаются в рамках права конституционного, и возникающие на их основе правоотношения являются только конституционно-правовыми со всеми присущими им особенностями. Таким образом, конституционное и финансовое право являются отраслями смежными,

но не пересекающимися. Иначе говоря, финансовое право является совершенно самостоятельной отраслью права, в которую включены исключительно финансово-правовые нормы.