logo search
УМКД НЭ РУСДВК Паша

1.Основные черты и формы открытой экономики

Важным направлением формирования национальной модели экономической системы РК является создание эффективной системы внешнеэкономических отношений, переход к открытой экономике. Экономика СССР и других социалистических государств представляла собой относительно замкнутую экономическую систему, которая была в значительной мере автономна от остальной части мировой экономики.

Реальная закрытость советской экономики имела ряд неизбежных проявлений и особенностей: в стране действовала система цен, корен­ным образом отличавшаяся от мировых; рубль не являются конвертируемой валютой; предприятия прямо не были связаны с мировым рынком и не имели опыта работы на нём.

В русле рыночных преобразований в РК произошел коренной поворот во всей системе внешнеэкономических связей страны. Его основные черты состоят в том, что прежняя ориентация на относительную замкнутость уступила место курсу на «открытие» экономики и ее реальную интеграцию в систему мирохозяйственных связей, либерализацию всех форм внешнеэкономической деятельности. Это принципиально изменило условия взаимодействия отечественной экономики с мировым хозяйством и условия внутреннего хозяйствования: если относительная замкнутость экономики позволяла лишь в ограниченной мере учитывать вли­яние внешних факторов, в частности мировых экономических кризисов и неблагоприятной конъюнктуры, на развитие народного хозяйства стра­ны, то при переходе к открытой экономике оно становится зависимым от ситуации, складывающейся на международных товарных и финансовых рынках, от политических событий на мировой арене. Национальное производство при «открытости» РК для внешнего мира начинает соперничать с иностранными конкурентами уже не только на внешних рын­ках, но и на своем, внутреннем, рынке. Все это значительно повышает степень ответственности государства за выработку последовательных конкретных шагов на пути перехода страны к большой открытой экономике.

Важнейшими стратегическими целями внешнеэкономической политики Казахстана в этих условиях являются:

В сложившихся условиях и новой геополитической обстановке теку­щая внешнеэкономическая политика РК на современном этапе нацелена на решение следующих первоочередных задач:

♦ осуществление активной торгово-политической поддержки рос­сийских экономических интересов на потенциальных рынках экспорта продукции перерабатывающих, особенно высокотехнологичных, производств;

♦ обеспечение умеренного протекционизма по отношению к вновь создаваемым импортозамещающим производствам, особенно в машиностроении и агропромышленном комплексе. Как показывает мировой опыт, основой эффективной внешнеэконо­мической деятельности в условиях движения к открытой экономике являются развитие наукоемкого экспортного потенциала и всемерное содей­ствие национальным экспортерам.

Позиции стран в мировой экономике и торговле в условиях глобализации в решающей мере определяются их конкурентоспособностью. В зависимости от уровней конкурентоспособности отраслей и фирм складываются объемы и структура экспорта и импорта, торговый и платежный балансы каждой конкретной страны.

Формирование такой среды, которая благоприятствовала бы поддержанию конкурентоспособности на фирменном уровне, — одна из важнейших задач государства. Благоприятствующие факторы в этом отношении рост совокупного спроса, инвестиционной и инновационной ак­тивности, сохранение и развитие научно-технического потенциала, в том числе за счет расширения финансирования фундаментальной и приклад­ной науки, исследований и разработок, а также образования и инноваци­онной деятельности.

Казахстан в силу особенностей национальной экономики стоит перед необходимостью формирования международной специализации, базирующейся на природно-ресурсном и научно-техническом потенциале. В связи с этим важно осуществить кардинальную перестройку структуры внешнеторгового оборота страны, прежде всего экспорта. 2.Направления развития международных экономических связей

Основными направлениями и формами меж­дународных экономических связей являются: международная торговля товарами и услугами; международные кооперационные связи в области производства; движение капиталов вообще и прямых иностранных инвестиций — в частности; международная миграция рабочей силы; обмен в области науки и техники; валютно-финансовые и кредитные отношения.

Соответственно этому в современном мировом хозяйстве функционируют, тесно взаимодействуя друг с другом, мировые рынки:

Все вместе они образуют единый мировой рынок, охватывающий отношения купли-продажи, складывающиеся между национальными экономиками в рамках мирового хозяйства. Эти отношения, или обмен, включают и движение факторов производства через национальные границы. Ведущей формой международных экономических отношений является международная торговля, по каналам которой опосредуется основной объем операций, проходящих в рамках прочих форм внешнеэкономических связей. Помимо «классического» оборота товаров в сферу обмена поступают и разнообразные услуги. Международная торговля использу­ёт сложный комплекс методов, форм и средств по обмену товарами и ус­лугами между странами.

По мере насыщения потребительского рынка товарами, а производ­ственной сферы — новой техникой и технологиями, растет спрос на услуги как потребительского, так и производственного назначения, в том числе научно-технологического, а также строительно-ремонтного характера. Обмен, осуществляемый на рынке услуг, становится все более разнообразным и включает в себя лицензии и патенты, ноу-хау, инженерно-консультационные и транспортные услуги и т.п. С развитием научно-техническо­го прогресса и совершенствованием производственной специализации и кооперации в мире происходит дальнейшее своеобразное «отпочкование» отдельных видов современных услуг в самостоятельные формы междуна­родных экономических отношений.

Распад Советского Союза привел к серьезным изменениям в географической направленности и структуре внешней торговли. Это было вызвано ухудшением транспортной инфраструктуры, что повлекло за собой резкое возрастание транспортной составляющей в цене товаров; потерей многих традиционных для нашей страны рынков сбыта и многолетних партнеров из числа развивающихся государств и стран Восточной Европы; недостаточной конкурентоспособностью готовой продукции на новых рынках, прежде всего на рынках развитых западных государств; необходимостью компенсировать эти потери и неизбежный в таких условиях рост импорта наращиванием вывоза топливно-сырьевых товаров, полуфабрикатов и изделий первичной степени обработки.

Внешняя торговля являлась стабилизирующим фактором и фактором экономического роста экономики Казахстана, ее оборот возрос с 9,05 млрд. долл. в 1995 г. до 45,2 млрд. долл. в 2005 г. Восстановление объемов внешней торговли России шло в основном благодаря росту экспорта сырьевых товаров. Положительное сальдо торгового баланса возросло с 1,45 млрд. долл. в 1995г. до 10,5 млрд. долл. в 2005 г. Финансовые поступления от взимания пошлин, налогов и акцизов от экспортно-импортных операций составляют почти четверть доходной части федерального бюджета, а по­ложительное сальдо торгового баланса является главным источником валютных резервов. Значительные изменения произошли в экспорте и импорте. Положительное сальдо в торговле товарами сочетается с отрица­тельными сальдо в торговле услугами. Относительно снижается доля внешнеторгового оборота со странами СНГ, особенно за счет импорта из этих стран в Казахстан..

При этом более 50% всего российского внешнеторгового оборота приходится на долю стран EC, ставших основными торговыми партнерами России. Среди них лидирующие позиции в торговле с нашей страной занимают ФРГ, Италия, Нидерланды. В последние годы увеличился объем торгово-экономических связей России и США. Помимо стран Запада видное место во внешней торговле России занимают Республика Беларусь и Украина. Важными торговыми партнерами Российской Федерации являются также Китай и в Восточной Европе — Польша.

Положительное сальдо торгового баланса РК образуется в основ­ном за счет следующих факторов:

а) активного наращивания физических объемов экспорта топливно-сырьевых товаров, металлов, полуфабрикатов и сохранения высокого удельного веса этих товарных групп, составляющего не мёнее 70% в струк­туре нашего экспорта; при этом удельный вес готовой продукции, в том числе машиностроения, составляет лишь немногим более 11%;

б) обеднения структуры импорта, сведения его главной роли к поставкам потребительских товаров и продовольствия в ущерб ввозу инвестиционных товаров, прежде всего машин и оборудования.

Главными проблемами современного казахстанского экспорта продолжают оставаться: неконкурентоспособность отечественной продукции обрабатывающей промышленности и сильная зависимость от международной конъюнктуры на топливно-сырьевые товары и продукцию первичной степени обработки. Благоприятная конъюнктура и рост цен на эти виды продукции привели к тому, что сформировалась устойчивая тенденция к повышению доли экспорта в производстве нефти и нефтепродуктов, угля, круглого леса, целлюлозы и ряда других товаров. Так, с 1990 по 2005 г. доля экспорта в производстве нефти увеличилась с 55до76%.

Экономический рост после 2000 г. не сопровождался, к сожалению, позитивными структурными изменениями импорта. Доля машин и оборудования в нём оставалась фактически неизменной, не произошло значительного увеличения импорта высокотехнологичных товаров.

Изменение сложившихся неблагоприятных тенденций в структуре внешней торговли предполагает:

Составной и неотъемлемой частью современных международных эко­номических отношений во всем мире стала также международная миграция рабочей силы — перемещение трудовых ресурсов через национальные границы. Любой процесс миграции представляет собой одновременно как эмиграцию, так и иммиграцию рабочей силы. Эмиграция — это выезд из страны, переселение в другие страны с целью постоянного или временного проживания. Иммиграция — это въезд в страну граждан других государств на постоянное или временное вселение.

В настоящее время в мире насчитывается более 45 млн. официально зарегистрированных мигрантов, а с учетом членов их семей — не мёнее 100 млн. человек.

Помимо официально фиксируемой, легальной миграции, существу­ет и нелегальная миграция населения. Подобно легальной она также определяется в основном экономическими факторами, хотя в ее формировании важную роль играют и политические, и военные причины, побуждающие те или иные категории населения покидать свою страну в поис­ках спасения за ее пределами.

Казахстан продолжает выступать поставщиком квалифицированных кадров в более благополучные страны, отличающиеся более высоким уровнем оплаты труда и возможностями создания соответствующих социально-бытовых условий. Это в свою очередь, ведет к обеднению потенциала наукоемких и социально значимых сфер народного хозяйства, еще большему усилению в них кризисных явлений.

С другой стороны, Казахстан испытывает трудности, связанные с нелегальной иммиграции. Так, по данным российских правоохранительных органов, на начало 2005 г. на территории Российской Федерации находилось до 4 тыс. нелегальных иммигрантов. В основном — это выходцы из бывших союзных республик СССР (ныне — стран СНГ), а также граждане некоторых государств «дальнего зарубежья», использующие несовершенство пограничного и регистрационно-правового режимов в самой РК для инфильтрации на ее территорию. В современных условиях предпринимаются значительные шаги по упорядочению миграционных процессов, повышению роли миграционной службы, созданию правовых и экономических условий для легализации миграционных потоков.

Все большее значение в структуре современных международных экономических связей приобретает международное движение (миграция) капиталов: перемещение через национальные границы денежных по­токов в форме займов, кредитов, официальной межгосударственной помощи, а также инвестиций. Основной формой международного движения капиталов являются иностранные инвестиций. При этом если раньше потоки иностранного капитала направлялись преимущественно в экономически отсталые страны с целью извлечения сверхприбылей (за счет использования дешевого труда и более доступных полезных ископаемых), то в последние десятилетия на первый план выдвинулось дви­жение капиталов между равными (или относительно равными) по уровню развития государствами, превратившись в неотъемлемую составную и постоянную форму сотрудничества и одновременно соперничества между ними.

В подъеме экономического потенциала современного Казахстана существенное значение могут и должны играть иностранные инвестиций, в особенности прямые, направляемые, прежде всего в производственную сферу, а также в инфраструктурные отрасли.

Современная структура и состояние международных экономичес­ких отношений Казахстана определяются, прежде всего, текущим положением экономики и геополитическими реалиями, в которых оказалась наша страна.

Международные экономические отношения нашей страны далеко продвинулись на пути перехода от относительно замкнутой экономичес­кой системы к открытой экономической системе, включенной и интегрированной в мировое хозяйство. Однако в российской экономике наряду с развитыми формами внешнеэкономической деятельности, характерными для большинства развитых стран мира, все еще значительную роль играют переходные формы.

Всемирная торговая организация (ВТО). Проблемы присоединения Казахстана к ВТО

ВТО1 — правопреемница образованного вскоре после Второй мировой войныГенерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)2. Как записано в учредительных документах ГАТТ/ВТО, эта организация представляет собой постоянно действующий международный форум, предназначенный для организации торгово-экономических взаимоотношений между странами-участницами на недискриминационной основе, разрешения торговых споров исключительно путем консультаций и переговоров, без сило­вого давления и т.д. Страны — члены ВТО (а ранее — ГАТТ) обязуются поступательно сокращать импортные пошлины и тарифы во взаимной торговле, избегать применения по отношению друг к другу так называемых нетарифных (количественных и иных) ограничений при осуществлении операций по торговле товарами и услугами.

Указанные цели деятельности ВТО одновременно означают и выго­ды, которые получают страны от пребывания в этой организации. В самом деле, сокращение пошлин и прочих ограничений во взаимной тор­говле позволяет продавцам продавать покупателям свои товары и услуги дешевле, тем самым увеличивается благосостояние народов участвующих в ВТО стран. Помимо товаров и услуг правила ВТО касаются и облегчения взаимного доступа инвестиций из входящих в эту организацию государств на территорию друг друга.

Привлекательность лежащих в основе деятельности ВТО идеи, есте­ственное желание стран выиграть в условиях колоссального роста объе­мов международной торговли, который пришелся на последние десятилетия, привели к многократному расширению перечня государств, входивших в эту организацию. На сегодняшний день в ВТО входят 149 госу­дарств — по сравнению с 23 странами, первоначально составлявшими костяк участников ГАТТ в январе 1948 г.; кроме того, значительная груп­па стран, включая Россию, стоит «в очереди на принятие». На долю государств — членов ВТО сейчас приходится свыше 90% всего мирового товарооборота.

1 Англ. Wor/d Trade Organization. 2Англ. Genera/ Agreement on Tariffs and Trade.

Помимо прочего членство в ВТО предоставляет возможности входящим в ее состав странам обращаться с жалобой в специальный Орган по разрешению споров в случае, если они считают, что их права в области внешнеэкономической деятельности нарушены действиями других стран — участниц ВТО. Наиболее частое взаимное обвинение входящих в ВТО государств — использование демпинга. Демпингом называется по­литика, при которой предприниматели одной страны продают свои то­вары и услуги на рынке других стран дешевле, чем на собственном. Делается это практически всегда благодаря государственной поддержке национальных предпринимателей, в основном в виде специальных экспортных субсидий, а целью такой политики обычно является завоевание рынка другой страны, посредством вытеснения конкурентов, включая предпринимателей этой же страны. Правила ВТО трактуют подобную практику как «нечестную», препятствующую свободе торговле, и разрешают в этом случае применение ответных ограничительных мер, а также повышенных, так называемых «карательных», пошлин.

При этом ВТО требуёт, чтобы каждый случай обвинения входящих в эту организацию стран друг друга в демпинге был доказан в ходе специальной процедуры, называемой «тестом на причинение ущерба внут­реннему рынку», и лишь после этого национальные органы власти посчитавшего себя потерпевшим государства вправе прибегнуть к антидемпинговым мерам. Что касается стран, не являющихся членами ВТО, то они попросту лишены права апеллировать к этой организации по поводу неправомерных, по их мнению, действий в отношении них. Иными словами, в отношении страны, не входящей в ВТО, разорительные пошлины могут быть введены, что называется, с ходу и без всякого права на апелляцию. Это полностью относится к современному Казахстану. Это оборачивается ежегодными многомиллионными убытками для казахстанской экономики.

Это не означает, что вступление в ВТО автоматически приносит лишь выгоды государству. В деятельности ВТО, как и всех других международных организации, отражаются все противоречия современных международных отношении и, прежде всего тот факт, что весь период деятель­ности ГАТТ/ВТО сопровождался применением и расширением политики государственного протекционизма, в том числе непосредственно в облас­ти внешнеэкономической деятельности. Вся более чем 58-летняя деятельность ГАТТ/ВТО разворачивался в условиях одновременного развития двух противоположных тенденций: борьбы за установление более или менее равноправных отношении в мировой торговле и одновременно активного применения протекционистских, т.е. фактически ограничивающих свободную торговлю мер.

При этом в более привилегированном положении оказываются правительства ведущих западных государств, использующих все более жеВТО меры против иностранных конкурентов для максимальной защиты своего национального рынка в интересах своих, национальных производителей. Неудивительно поэтому, что членство в ВТО на практике отнюдь не спасает от периодических вспышек на почве применения дискриминационно-ограничительных мер взаимных конфликтов и даже - «торговых войн», возникающих даже между такими экономическими гигантами, как США и Япония, США и Европейский союз.

В еще большей степени страдают от этого слаборазвитые страны. По итогам состоявшихся в 1996—1999 гг. первых трех конференций ВТО на уровне министров стран-участниц западные державы фактически записали за собой («в виде исключения») право введения ограничений на импорт сырья, продовольствия и изделий легкой промышленности, т.е. всех товаров, составляющих основу экспорта и главный источник дохо­да для большинства развивающихся государств. Таким образом, реаль­но ВТО как международная организация не препятствует использованию развитыми странами своих экономических и политических преимуществ в отношениях с государствами «третьего мира», что вызывает кон­фликты по данным вопросам внутри членов ВТО.

В настоящее время после успешного вступления в 2001 г. в ВТО Китая на долю государств, входящих в эту организацию, приходится свыше 90% всего мирового товарооборота; кроме того, на страны-члены ВТО приходится 85% объемов внешней торговли России. Членами ВТО являются такие государства из числа входящих в СНГ, как Молдавия, Армения, Грузия, а также член ЕврАзЭС — Киргизия.

По сути, из всех крупных торговых партнеров нашей страны вне рядов ВТО остаются пока лишь Россия, Белоруссия и Украина, но и они ведут переговоры о присоединении к ВТО. Таким образом, в случае возможного отказа от присоединения к ВТО казахстанские предприниматели неизбежно были бы обречены на мёнее выгодные условия экономическо­го сотрудничества с подавляющим большинством зарубежных партнеров, чьи условия торговой и коммерческой деятельности заведомо лучше и позволяют им существенно экономить на издержках. Выход — в поиске баланса интересов, которого следует добиваться Казахстану в ходе перегово­ров, как и каждой стране, стремящейся в ВТО.

Процесс вступления в ВТО глубоко индивидуален для каждой страны, зависит от множества как чисто торгово-экономических, так и откровенно политических моментов ее взаимоотношений с окружающим миром (которые, однако, на словах часто маскируются под исключительно экономические).

Формально главным юридическим условием, открывающим возможность вступления в ВТО, является соответствие национального законодательства, административных правил и существующей в данной конкретной стране практики регулирования внешней торговли товарами и услугами принципам и правовым нормам, заложенным в систему ВТО. Поэтому юридически процедура приема той или иной страны в ВТО завершается присоединением этой страны к целому ряду многосторонних соглашений и договоренностей, составляющих правовой и организационный базис функционирования ВТО. Однако этому моменту предшествует длительный процесс двусторонних переговоров страны-кандидата на вступление с ее основными торгово-экономическими партнерами из числа стран — членов ВТО, которые формируют так называемую ра­бочую группу по переговорам.

Именно в ходе этих переговоров (которые при самом благоприятном их течении продолжаются не один год) определяются те самые конкретные условия, на которых страна войдёт в ВТО. Перечень этих конкретных условий и покажет баланс плюсов и минусов от присоединения каж­дой конкретной национальной экономики к ВТО.

В свою очередь, эти конкретные условия также можно подразделить на две составляющие. Первая — это то, что требуют от любой страны-кандидата на вступление. Например, в ходе переговоров практически со всеми членами рабочей группы ВТО страна-кандидат оговаривает некие «пороговые» уровни финансовой поддержки своих национальных производителей, с тем, чтобы впоследствии эти уровни не увеличивать. Иными словами, какие условия государству удалось отстоять в пользу отече­ственных производителей, такие отныне и будут определять его возмож­ности поддерживать национальное предпринимательство, а все сверх того станет в дальнейшем трактоваться как «нечестная конкуренция» со все­ми вытекающими последствиями, о которых шла речь выше, Это — чрезвычайно важный и во многом критический элемент переговоров, поскольку здесь-то фактически и заложены будущие права национально­го государства по поддержке таких приоритетных отраслей реального сектора экономики, как сельское хозяйство или, скажем, наукоемкие отрасли промышленного производства, а также банковско-финансовая и страховая сферы.

Вторая составляющая конкретных условий, выставляемых каждой стране, стремящейся в ВТО, это те самые «пороговые» (т.е. находящиеся на стыке экономических и политических требований) уступки, кото­рых от неё добиваются ведущие партнеры в зависимости от политичес­кого веса, влияния данной страны и той опасности, которую она просто-напросто представляет как потенциальный конкурент, причем не только в экономике, но и в политике. Таким образом, задача официальной делегации, сформированной правительством любой из стремящихся в ВТО стран, на переговорах в рамках упомянутой рабочей группы сводится к тому, чтобы максимально жестко отстаивать «пороговые» уров­ни поддержки приоритетных для этой страны отраслей, а также не мё­нее жестко отбивать всякого рода неэкономические, связанные с политиканством требования. Иногда эта задача растягивается не на одно де­сятилетие, пример чему — переговоры о вступлении в ВТО Китайской Народной Республики.

Переговоры о присоединении Китая к ВТО продолжались в течение 15 лет; в результате китайская сторона добилась согласованных условий, на которых страна и вошла в ВТО в декабре 2001 г. Во-первых, одновременно с переговорным процессом проходило масштабное приоритетное стимулирование как целых отраслей (например, черной метал­лургии), так и отдельных предприятий, имеющих стратегическое значение для китайской экономики. Тем самым китайское государство «точечными» капиталовложениями, системой налоговых амортизаторов и льгот готовило отечественных производителей к решающей схватке с серьезными зарубежными конкурентами. Во-вторых, в результате самих переговоров Китай добился для себя как будущего члена ВТО важных преимуществ по защите своего рынка и национальных производителей.

Национальная экономическая безопасность

Национальная экономическая безопасность является важнейшей качественной характе­ристикой экономической системы. Экономи­ческая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному совершенствованию. Экономическая безопасность определяет способность экономики постоянно поддерживать последова­тельную реализацию национально-государственных интересов, устойчивую дееспособность хозяйствующих субъектов, нормальные условия жизнедеятельности населения.

Экономическая безопасность охватывает различные аспекты хозяйствования: финансовую, внешнеэкономическую, продовольственную, от­раслевую, региональную составляющие и т.д. Внешнеэкономическая безопасность страны реализуется при проведении независимой внешнеторговой политики, направленной на формирование национального хозяйства, интегрированного в мировую экономику и устойчивого к воздействию неблагоприятных внешних факторов. Необходимой основой для реализации внешнеэкономической безопасности является конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке.

Различаются внешние и внутренние угрозы экономической безопас­ности страны. Среди внешних угроз выделяют: опасность консервации России в роли узкоспециализированного экспортера природных ресурсов;

нарастание импортной зависимости; рост внешней задолженности; мас­штабы утечки капитала за рубеж; неблагоприятный инвестиционный климат.

Анализ основных внешнеэкономических угроз показывает, что они являются вторичными по отношению к внутренним факторам эконо­мической безопасности. Можно выделить следующие важнейшие эле­менты внутренней структуры национальной экономической безопасно­сти:

Следует особо выделять конкретные угрозы внешнеэкономической безопасности страны. К ним могут относиться: резкое падение цен на важные экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемую продукцию; введение эмбарго на торговлю с каким-либо государством или группой государств, представляющих важные рынки сбы­та или поставляющих продукцию для России; высокая степень зависи­мости экономики от поставок отдельных видов продукции (например, тех или иных продовольственных товаров) из одной страны или группы стран; высокая степень финансовой зависимости от иностранных государств, которая давала бы кредиторам возможность навязывать России выгодную только им экономическую политику, и т.д.

Для оценки национальной экономической безопасности государства используются как качественные, так и количественные параметры. Принято выделять пороговые экономические показатели, которые выступают своеобразными индикаторами обеспечения национальной безопас­ности. Экономика страны может приспосабливаться к меняющимся условиям, поэтому пороговые показатели имеют подвижный характер. Важны не только абсолютные значения показателей, но и их динами­ка. Именно динамика отражает изменение близости показателей к опасным пороговым значениям, указывая, в каком направлении происходит развитие системы. Мониторинг и анализ динамики хозяйства мо­гут способствовать прогнозированию направлений возникновения кри­зиса.

Для анализа уровня экономической безопасности можно использовать трехуровневую систему показателей. Первый уровень служит ориентиром при проведении экономической политики для достижения устойчивого экономического роста. Эти показатели наиболее важны для оценки долгосрочных перспектив развития экономики страны.

Второй уровень показателей экономической безопасности — критериальные величины, при которых экономическая система может существовать в условиях спада. Ухудшение реальных показателей по сравнению с показателями второго уровня может привести к дальнейшему углублению кризиса. Показателями опасных изменений могут служить: исчерпание ресурсов национального банка, девальвация национальной валюты, ухудшение условий обслуживания рынка государственных заимствований, изменение режима внешней торговли, усиление налоговой нагрузки и т.п.

Третий уровень экономической безопасности характеризует пороговые показатели, приближение к которым означает угрозу серьезного структурного кризиса. Использование этих показателей наряду с показа­телями экономической безопасности второго уровня помогло бы спрогнозировать кризис обслуживания долга и разрушение финансовой системы страны летом-осенью 1998 г. Данные показатели являются актуальными для российской экономики, поскольку они помогают определить наиболее слабый в данный отрезок времени элемент экономической системы. Возможны другие варианты подхода к уровням и системе показателей национальной экономической безопасности.

Состояние и изменение внешнеэкономической безопасности России комплексно может быть охарактеризовано следующим набором показа­телей:

  1. Индексом «условий торговли», т.е. соотношением экспортных и импортных цен в международной торговле, показывающим, во что обходится национальной экономике изменение мировых цен на экспортируемые и импортируемые товары, больше или меньше отечественных ресурсов приходится расходовать на оплату единицы импорта, т.е. сумму потерь или выигрышей при сложившейся структуре товарооборота.

  2. Масштабами иностранной конкуренции на внутреннем рынке, т.е. долей импорта в потреблении, взятой в потоварном и пофирменном (только по крупнейшим фирмам) разрезах, особенно по той продукции, для производства которой страна располагает достаточным потенциалом.

  3. Мерой техникоемкости внешнеторгового оборота, т.е. удельным весом машин и оборудования, лицензий, лизинга (долгосрочная аренда машин и оборудования) и прочим в экспорте и импорте.

  4. Степенью диверсификации внешних рынков сбыта и источников импортных ресурсов, т.е. страновой и фирменней структурой экспорта и импорта.

  5. Коэффициентом обслуживания внешнего долга, т.е. отношением суммы ежегодных выплат для его погашения и процентов к объему выручки от экспорта за тот или иной год.

  6. Отношением величины золотовалютных резервов к объему импор­та или к сумме выплат в погашение внешнего долга и процентов за какой-либо год.

Ухудшение показателей свидетельствует, в конечном счете, о сужении возможностей для осуществления воспроизводства и обеспечения эко­номического роста. Непринятие надлежащих мер в таких странах может привести к таким нежелательным последствиям, как экономический спад, сокращение занятости, снижение эффективности национального производства.