logo
УМКД НЭ РУСДВК Паша

Формирование социальной устойчивости и тенденции изменения занятости

Опыт мирового развития показывает, что од­ним из ключевых факторов социальной ус­тойчивости является обеспечение эффективной занятости населения и недопущение вы­сокой безработицы. Рыночная экономика обычно сопровождается безработицей. Ее уровень изменяется в зависимости от экономической ситуации в стране, стадии экономического цикла и ряда других факто­ров. Соответственно, изменяется соотношения занятых экономической деятельностью и безработных в стране. Имеются страновые различия в естественных уровнях безработицы. Увеличение безработицы является одним из наиболее дестабилизирующих факторов экономической и со­циальной жизни. Система мер общества, направленных на поддержание эффективной занятости и смягчение последствий безработицы, яв­ляется непременным элементом государственного регулирования эконо­мики любой страны.

Оценки занятости и безработицы в Казахстане осуществляются на основе следующих показателей, которые используется официальной статистикой.

Занятые в экономике — лица, которые в рассматриваемый период выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход - работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников; временно отсутствовали на работе по раз личным причинам (болезнь, отпуск, командировка, переподготовка и т.д.); вы­полняли работу на семейном предприятии. Занятыми считаются также лица, выполняющие работы по производству в домашнем хозяйстве продукции, предназначенной для реализации (полностью или частично).

Изменения в занятости своеобразным образом отражают общие про­цессы в экономике, а также закономерности изменения рынка труда. В ходе преобразований обозначился ряд тенденции к изменению положения занятостью и безработицей, которые по-разному проявили себя на первом и на современных этапах трансформации экономики.

Опережающее развитие форм занятости, связанных с предпринима­тельской деятельностью. Объективные тенденции формирования рыночной системы находят свое явственное проявление в структурных сдвигах занятости, продиктованных изменением форм собственности, появлением новых институтов рынка, новых организационных форм предприниматель­ской деятельности. Однозначная тенденция переходной экономики — рост числа занятых в частном секторе экономики. Если в 1994 г. численность занятого населения в частном секторе составляла 18,8 % и 61,8 – в государственном секторе, то в 2005 г. в государственном секторе только 24,5 %, а в частном -уже 73,1 %. Структурное преобразование занятости в сторону частных форм и предпринимательской деятельности создает базу для более быстрого изменения характера социально-трудовых отношений в экономике в целом.

Изменение отраслевой структуры занятости. Характерные для переход­ной экономики Казахстана падения производства, происходившие на первом этапе в ряде отраслей промышленности и в инвестиционной сфере, не могли не сказаться на отраслевом распределении рабочей силы. В результате за 90-е годы отраслевая структура занятости изменилась в пользу торговли, жилищно-коммунального хозяйства и бытово­го обслуживания, финансов и страхования, органов управления и некото­рых других отраслей, связанных с формированием и обслуживанием рыночной экономики. Так, доля занятых в торговле возросла с 12,9 % (1994 г.) до 22,9 % (1999 г.).

В названных отраслях происходил не только относительный рост в результате общего падения занятости, но и абсолютное увеличение количества работающих. В то же время в промышленности и строительстве, доля занятых значительно уменьшилась и составила в 1999 г. 18,3 %. Подъем экономики привел к изменению данной тенденции. За 2000-2005гг. положение с занятостью в строительстве и промыш­ленности стабилизировалось (на уровне 18,0 %). \

Методы государственного регулирования рынка труда

Как показывает мировой опыт, на рынке тру­да государство всегда действует активнее, чем на других рынках. И это понятно, ибо носители рабочей силы — граждане, интересы которых оно призвано защищать. Государство вмешивается в рыночные отношения каждый раз, когда рынок или не срабатывает, или приводит к последствиям, которые не согласуются с распространенными в обществе пред­ставлениями о справедливости. Государственное регулирование в отличие от рыночного, которое достигается с помощью добровольных сделок на рын­ке, базируется на официальных предписаниях и рекомендациях. В завершенном виде система государственного регулирования трудо­вых отношений сложилась в послевоенные годы. Существенную роль в данном процессе сыграли конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), в работе которой принимают участие представители правительств, профсоюзов и предпринимателей. Обязательную юридическую силу для национального законодательства страны-члена МОТ нормы конвенции имеют лишь в случае их ратификации на государственном уровне. Рекомендации же МОТ ратификации не подлежат, но играют важную роль при разработке национального законодательства. Основными направлениями деятельности государства на рынке труда являются регулирование оплаты труда, занятости, режима и условий труда. Регулирование оплаты труда осуществляется через следующие фор­мы основных государственных гарантий по оплате труда:

- величину минимальной заработной платы;

- меры, обеспечивающие повышение уровня реальной заработной платы;

-ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

- ограничение оплаты труда в натуральной форме;

- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с республиканскими законами;

- государственный надзор и контроль за полной и своевременной вып­латой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оп­лате труда;

- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым кодексом Республики Казахстан, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями;

- сроки и очередность выплаты заработной платы.

Изменение характера трудовых отношений предполагает создание ме­ханизма согласования интересов, выработки эффективных решений на рын­ке труда. Это достигается во многом благодаря социальному партнерству.