Формирование социальной устойчивости и тенденции изменения занятости
Опыт мирового развития показывает, что одним из ключевых факторов социальной устойчивости является обеспечение эффективной занятости населения и недопущение высокой безработицы. Рыночная экономика обычно сопровождается безработицей. Ее уровень изменяется в зависимости от экономической ситуации в стране, стадии экономического цикла и ряда других факторов. Соответственно, изменяется соотношения занятых экономической деятельностью и безработных в стране. Имеются страновые различия в естественных уровнях безработицы. Увеличение безработицы является одним из наиболее дестабилизирующих факторов экономической и социальной жизни. Система мер общества, направленных на поддержание эффективной занятости и смягчение последствий безработицы, является непременным элементом государственного регулирования экономики любой страны.
Оценки занятости и безработицы в Казахстане осуществляются на основе следующих показателей, которые используется официальной статистикой.
Занятые в экономике — лица, которые в рассматриваемый период выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход - работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников; временно отсутствовали на работе по раз личным причинам (болезнь, отпуск, командировка, переподготовка и т.д.); выполняли работу на семейном предприятии. Занятыми считаются также лица, выполняющие работы по производству в домашнем хозяйстве продукции, предназначенной для реализации (полностью или частично).
Изменения в занятости своеобразным образом отражают общие процессы в экономике, а также закономерности изменения рынка труда. В ходе преобразований обозначился ряд тенденции к изменению положения занятостью и безработицей, которые по-разному проявили себя на первом и на современных этапах трансформации экономики.
Опережающее развитие форм занятости, связанных с предпринимательской деятельностью. Объективные тенденции формирования рыночной системы находят свое явственное проявление в структурных сдвигах занятости, продиктованных изменением форм собственности, появлением новых институтов рынка, новых организационных форм предпринимательской деятельности. Однозначная тенденция переходной экономики — рост числа занятых в частном секторе экономики. Если в 1994 г. численность занятого населения в частном секторе составляла 18,8 % и 61,8 – в государственном секторе, то в 2005 г. в государственном секторе только 24,5 %, а в частном -уже 73,1 %. Структурное преобразование занятости в сторону частных форм и предпринимательской деятельности создает базу для более быстрого изменения характера социально-трудовых отношений в экономике в целом.
Изменение отраслевой структуры занятости. Характерные для переходной экономики Казахстана падения производства, происходившие на первом этапе в ряде отраслей промышленности и в инвестиционной сфере, не могли не сказаться на отраслевом распределении рабочей силы. В результате за 90-е годы отраслевая структура занятости изменилась в пользу торговли, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, финансов и страхования, органов управления и некоторых других отраслей, связанных с формированием и обслуживанием рыночной экономики. Так, доля занятых в торговле возросла с 12,9 % (1994 г.) до 22,9 % (1999 г.).
В названных отраслях происходил не только относительный рост в результате общего падения занятости, но и абсолютное увеличение количества работающих. В то же время в промышленности и строительстве, доля занятых значительно уменьшилась и составила в 1999 г. 18,3 %. Подъем экономики привел к изменению данной тенденции. За 2000-2005гг. положение с занятостью в строительстве и промышленности стабилизировалось (на уровне 18,0 %). \
Методы государственного регулирования рынка труда
Как показывает мировой опыт, на рынке труда государство всегда действует активнее, чем на других рынках. И это понятно, ибо носители рабочей силы — граждане, интересы которых оно призвано защищать. Государство вмешивается в рыночные отношения каждый раз, когда рынок или не срабатывает, или приводит к последствиям, которые не согласуются с распространенными в обществе представлениями о справедливости. Государственное регулирование в отличие от рыночного, которое достигается с помощью добровольных сделок на рынке, базируется на официальных предписаниях и рекомендациях. В завершенном виде система государственного регулирования трудовых отношений сложилась в послевоенные годы. Существенную роль в данном процессе сыграли конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), в работе которой принимают участие представители правительств, профсоюзов и предпринимателей. Обязательную юридическую силу для национального законодательства страны-члена МОТ нормы конвенции имеют лишь в случае их ратификации на государственном уровне. Рекомендации же МОТ ратификации не подлежат, но играют важную роль при разработке национального законодательства. Основными направлениями деятельности государства на рынке труда являются регулирование оплаты труда, занятости, режима и условий труда. Регулирование оплаты труда осуществляется через следующие формы основных государственных гарантий по оплате труда:
- величину минимальной заработной платы;
- меры, обеспечивающие повышение уровня реальной заработной платы;
-ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
- ограничение оплаты труда в натуральной форме;
- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с республиканскими законами;
- государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым кодексом Республики Казахстан, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями;
- сроки и очередность выплаты заработной платы.
Изменение характера трудовых отношений предполагает создание механизма согласования интересов, выработки эффективных решений на рынке труда. Это достигается во многом благодаря социальному партнерству.
- Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) ne3202, ne3203, ne3204, ne3209
- Содержание
- Рабочая учебная программа дисциплины ne3202, ne3203, ne3204, ne3209
- 6. Задачи изучения дисциплины
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских)
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- Кафедра «Экономическая теория» силлабус (учебная программа дисциплины)
- Ne3202, ne3203, ne3204, ne3209
- 7. Задачи изучения дисциплины
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- 14. Система оценки знаний студента
- 14.1 Шкала выставления рейтинга студента*
- 14.2 Расчет итоговой оценки
- 14.3 Балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений студента с переводом в традиционную шкалу оценок
- 14.4 Политика академического поведения
- Тема1.Предмет и объекты дисциплины «Национальная экономика»
- 1.2. Социально- экономическая система страны.
- Особенности экономического развития рк.
- Тема2. Экономический строй и экономический порядок.
- 3. Принципы формирования национальной модели экономики
- Тема3. Собственность и ее преобразование в переходной экономике.
- 2.Основные черты экономического содержания собственности
- Результаты, этапы и формы казахстанской приватизации
- Тема4.Экономическая роль государства
- 1.Экономическая роль и экономическая политика государства. Методы государственного регулирования экономики
- Функции государства в экономике
- 3.Методы и формы государственного регулирования в рамках экономической политики
- Тема5.Фирмы и предпринимательство в Казахстане
- 1. Экономическая природа и признаки предпринимательства
- 5.3. Институциональные условия развития предпринимательства в Казахстане.
- Тема 6. Домашние хозяйства в экономической системе страны
- Тема 7. Денежно-кредитная политика.
- 1.Содержание структуры и элементы кредитной системы.
- 2Банковская система рк
- 3.Основные направления денежно-кредитного регулирования.
- Тема8. Бюджетно –налоговая политика.
- 8.1. Бюджетная система Республики Казахстан
- 2.Состав и структура доходов и расходов бюджета в Казахстане
- Прогноз ненефтяных доходов в государственный бюджет на 2007-2009 годы.
- Бюджетный потенциал
- Содержание и основные черты налогов, принципы ее построения
- Тема 9. Структурная политика в Казахстане
- Особенности структурной политики
- Тема10. Инвестиционно –инновационная политика.
- 1. Содержание инвестиции и их формы
- 2.Тенденции в инвестиционной деятельности в экономике Казахстана
- 2.Пути совершенствования инвестиционной деятельности
- 4.Иностранные инвестиции и их формы
- Тема11Социальная политика и ее направления.
- 1.Доходы населения и тенденции их изменения
- Проблемы сокращения бедности
- Основные направления социальной защиты населения в рк.
- Тема12.Формирование трудовых отношений в рыночной экономике и социальная защита населения
- Формирование социальной устойчивости и тенденции изменения занятости
- Социальное партнерство
- Тема 13. Экологическая политика Казахстана.
- 3.Становление экологического контроля в рк.
- Тема14.Внешнеэкономическая политика рк. Проблемы присоединения Казахстана к вто.
- 1.Основные черты и формы открытой экономики
- Тема:15. Национальная экономика Казахстана в мировом хозяйстве и пути обеспечения её конкурентоспособности.
- 1.Мировое хозяйство его характеристика. Положение Казахстана в мировом хозяйстве
- 2.Понятие конкурентоспособности
- Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова
- Тема 1. Предмет дисциплины Национальная экономика»
- Тема 2. Содержание и принципы анализа национальной экономической системы
- Тема 3. Переходная экономика и формирование национальной модели экономики Казахстана
- Тема 4. Собственность и ее преобразования.
- Тема 5. Экономическая роль государства
- Тема 6. Содержание и формы среды предпринимательства
- Тема 7. Доходы и уровень жизни. Проблема бедности.
- Тема 8. Формирование системы социальной защиты населения.
- Тема 9 Финансовая система. Бюджет и межбюджетные отношения
- Тема 10. Инвестиции в расширенном воспроизводстве
- Тема 11. Национальные счета
- Тема 12. Формирование открытой экономики. Проблемы присоединения Казахстана к вто.
- Тема 13. Глобализация и международная региональная экономическая интеграция
- Тема 14. Платежный баланс и внешнеэкономическая деятельность Казахстана
- Тема 15. Национальная экономика Казахстана в мировом хозяйстве
- Карта учебно – методической обеспеченности