logo
УМКД НЭ РУСДВК Паша

8.1. Бюджетная система Республики Казахстан

Современная практика показывает, что государственный бюджет становится активным инструментом государственного регулирования национальной экономики в целях обеспечения стабилизации и устойчивого развития., сохраняя свою ведущую роль, как источника централизованных финансовых ресурсов. В условиях перехода на рыночные отношения изменяются методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима формирования и расходования бюджетных средств. Сегодня развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, как прежде, а с помощью адекватных форм и методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики.

Государственный бюджет выполняет важную роль ведущего звена финансового хозяйства страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественных благ, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Централизация денежных средств обусловлена необходимостью бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат, необходимых для выполнения государством своих функций в социальной сфере, решении задач оборонного характера, общественного порядка, управлении, также финансировании приоритетных отраслей экономики.

Бюджет - важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом. Переход к экономике, управляемой рынком, корпорациями и государством, требует глубокой реконструкции государственного бюджета, финансов предприятий и отраслей, скачкообразного развития нового блока финансовых отношений регионального и местного уровня, внебюджетных фондов.

Новый тип бюджета основывается на подходе к бюджету и налогам на основе категории общественных благ, предоставляемых государством членам общества, налогоплательщикам. Данный подход свойственен рыночным воззрениям на бюджет, его функции в современной жизни. Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага, общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления).

Отличительной чертой государственного бюджета является его возрастающая роль в распределении и перераспределении национального дохода, что обусловлено действием распределительной функции. Объемы перераспределения составляют 30 % национального дохода, 20 % валового внутреннего продукта. Кроме того, через госбюджет распределяются денежные средства между между сферами общественной жизни, различными отраслями экономики, территориями и отдельными группами граждан. В рамках распределительной функции бюджета следует обозначить характерные подфункции: аккумуляции финансовых ресурсов, стабилизации экономики. Другой не менее важной функцией бюджета является контрольная функция - осуществление контроля за движением бюджетных ресурсов, своевременностью и полнотой поступления финансовых ресурсов, эффективностью их использования. Функции бюджета тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля находит отражение в создаваемом государством бюджетном механизме. Бюджетный механизм – совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Бюджетный механизм используется в процессе проведения крупных структурных сдвигов; развития наукоемких производств; внедрения инновационных технологий ит.д. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования денежными средствами поступающими в распоряжение государства, влияя на темпы и пропорции развития общественного производства.

Основной целью бюджетной политики является обеспечение устойчивого роста экономики, стимулирование диверсификации и развития несырьевых отраслей, максимальное увеличение поступлений в государственный бюджет без увеличения налоговой нагрузки, проведение сдержанной политики государственных расходов, совершенствование межбюджетных отношений и управление государственным долгом.

Бюджетная система и ее структура.

Государственный бюджет как система экономических отношений имеет специфическую особенность, которая состоит в том, что эти отношения возникают в распределительном процессе, где непременным участником выступает государство и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств. Аккумулирование денежных средств в руках государства обусловлено необходимостью бесперебойного финансирования национальной экономики, удовлетворения общественных потребностей его субъектов. Являясь финансовым планом страны, госбюджет отражает источники формирования и направления использования его доходов и расходов, показатели которых обязательны для неукоснительного исполнения в соответствии с утверждаемым законом о республиканском бюджете.

В рамках реализации задач фискальной политики финансовые ресурсы государства необходимо распределить таким образом, чтобы обеспечитьмаксимально эффективное и полное выполнение функций государственного управления. Для этого необходимо создать целостную систему экономического и бюджетного планирования, адаптированную к условиям рыночной экономики. Новизной в бюджетном планировании является составление прогноза бюджета на предстоящий трехлетний период, который ориентирован на результат, обеспечивающий рациональное использование бюджетных средств. Эффективное управление бюджетными средствами напрямую связано с бюджетным процессом, который включает планирование, рассмотрение, утверждение, исполнение, а также контроль за исполнением бюджета.

Бюджетная система- это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан: бюджетная система – это совокупность бюджетов и Национального фонда РК, а также бюджетных процесса и отношений. Организация бюджетной системы определяется государственным устройством страны. По типу национально–государственного устройства. Казахстан относится к унитарным и бюджетная система, повторяя его, включает два звена: центральный бюджет и местные бюджеты.

В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят бюджеты следующих уровней:

республиканский бюджет;

местные бюджеты: областной, бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения).¹

В Казахстане в соответствии с административно – территориальным делением насчитывается 14 областей (Акмолинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Джамбульская, Кызылординская, Карагандинская, Мангыстауская, Талды - Курганская, Северо – казахстанская и др), каждая из которых имеет свой бюджет и соответствующие структурные бюджетные звенья.

Бюджетная система претерпела существенные изменения на каждом этапе своего реформирования. Важным этапом в процессе формирования бюджетной системы является принятие ряда законодательных актов, предусматривающих расширение демократических принципов построении бюджетной системы и усиление территориальных подходов в управлении.

Приняв Декларацию о государственном суверенитете, Казахстан приступил к выработке собственной бюджетной политики. Одним из первых законов, принятых суверенной республикой, стал Закон «О бюджетной системе». Законодательное регулирование межбюджетных отношений в Республике Казахстан начинает свою историю с этого законодательного акта.

Этот закон зафиксировал независимость местных бюджетов от республиканского бюджета. Кроме того, закон запрещал вышестоящим органам вмешиваться в процесс формирования бюджетов нижних уровней, объявлял незаконным изъятие излишков средств, остающихся в местных бюджетах, в республиканский бюджет. Местным органам власти предоставлялось право самостоятельно решать вопрос о том, как они будут использовать свои средства, независимо оттого, из какого источника эти средства получены.

В 1996 г. был принят новый Закон РК «О бюджетной системе». Принятие этого закона стало еще одним шагом развития бюджетной системы. В нем были четко обозначены принципы бюджетной системы, регламентирован порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением бюджета. В бюджетную практику вводилась новые понятия и термины: субвенции, государственные гарантии, займы, заимствование, долг и т.д. Введено деление доходов государственного бюджета на общегосударственные налоги, сборы, платежи и местные налоги и сборы. В этот период создан Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета как орган, осуществляющий контроль за эффективностью использования бюджетных средств.

В 1999г. принят третий закон «О бюджетной системе». В этом законе сбалансированность местных бюджетов обеспечивалась единым для всех регионов распределением доходов и установленным механизмом бюджетных изъятий и субвенций. В соответствии с этой редакцией закона осуществлено разделение доходной части между республиканским и местным бюджетами по видам поступлений, финансируемые, соответственно, из республиканского и местных бюджетов, установлены долговременные размеры официальных трансфертов между бюджетными уровнями.

В организационном плане бюджетная система основывается на следующих принципах:

  1. принцип единства - обеспечение применения единого бюджетного законодательства, использование единой бюджетной классификации, единых процедур осуществления бюджетного процесса на территории Республики Казахстан;

2) принцип полноты - отражение в бюджетах и Национальном фонде всех поступлений и расходов, предусмотренных законодательством страны;

  1. принцип реалистичности - соответствие параметров бюджета показателям текущего состояния экономики, а также параметрам и направлениям социально-экономического развития Республики Казахстан и регионов;

  2. принцип транспарентности - обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства, открытость бюджетного процесса, проведение государственного финансового контроля;

  3. принцип последовательности - соблюдение органами государственного управления принятых ранее решений в сфере бюджетных отношений;

  4. принцип эффективности и результативности - разработка и исполнение бюджетов, исходя из необходимости достижения определенных результатов, предусмотренных паспортами бюджетных программ;

7) принцип приоритетности - осуществление бюджетного процесса в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития республики или региона;

8) принцип ответственности - привлечение участников бюджетного процесса к ответственности за нарушение бюджетного законодательства;

9) принцип самостоятельности бюджетов - установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней

Государственный бюджет - это сводный бюджет, который объединяет республиканский и местные бюджеты. В бюджетной практике применяется понятие консолидированный бюджет.Консолидированный бюджет используется в качестве аналитической информации и не подлежит утверждению. Особенность консолидированного бюджета в Казахстане заключается в том, что его структура состоит из следующих разделов: республиканский бюджет, местные бюджеты и поступления в бюджет, направляемые в Национальный фонд республики.

В целях формирования реального бюджета, отражающего приоритеты социально-экономического развития страны, начиная с 2002 года бюджет был разделен на текущий бюджет, за счет которого осуществлялись программы, направленные на выполнение текущих нужд государства, и бюджет развития, включающий инвестиционные расходы в экономику, т.е. расходы на развитие инфраструктуры, градостроительство, создание и развитие информационных систем, науку, инвестиций в человеческий капитал и.т.п. Такое разделение бюджета позволило реально оценить стоимость выполнения государством своих функций, определенныхзаконодательством и направленных на содержание имеющейся сети государственных учреждений, и объем инвестиционного вклада государства на его социально-экономическое развитие, а также систематизировать бюджетные программы.