Особенности структурной политики
Структурная политика, или политика трансформации состава и внутренних взаимосвязей экономической системы или ее крупных блоков путем стимулирования совокупного предложения, привлекла внимание ученых и практиков в конце экономически развитых стран в 1970 — начале 1980-х годов прошлого столетия. Это было вызвано стремлением переломить тенденцию замедления темпов экономического роста, преодолеть возрастающую безработицу, высокую инфляцию, большие бюджетные дефициты. Стало очевидным, что краткосрочные стабилизационные меры воздействия на совокупный спрос бессильны в борьбе со стагфляцией (дилемма «безработица/инфляция» в рамках традиционной кривой Филлипса — увеличение государственных расходов => снижение безработицы => рост инфляции, и наоборот - уже не срабатывала), а тем более в обеспечении условий долгосрочного безинфляционного роста.
Фактически речь шла о корректировке структуры отдельных рынков и институтов, которая позволила бы повысить качество работы рыночного механизма и обеспечить наиболее эффективное распределение ресурсов в экономике. Государство превращалось, по сути, в ту «видимую руку», которая по ходу действия убирала бы препятствия на пути прохождения рыночных стимулов и дополняла бы рыночный механизм искусственно встроенными фискальными и денежными инструментами (налоги, процентные ставки, в отдельных случаях льготы и субсидии и т. д.). Все это должно было создать условия для устойчивого роста потенциала экономики.
В условиях трансформации в постсоциалистических странах структурная политика государства решает гораздо более широкий круг проблем. Речь идет о стимулировании роста совокупного предложения на качественно иной основе. Структурная политика включает как формирование институциональных основ деятельности экономических агентов, создание условий для долгосрочного экономического роста, так и меры, направленные на увеличение текущего объема производства через повышение эффективности использования факторов производства и эффективного их распределения между конкурирующими областями применения.
Среди основных направлений такой структурной политики следует выделитъ: преобразование структуры народного хозяйства; создание системы рынков факторов производства, товарных рынков, рынков ценных бумаг и др.; создание условий для формирования новых стоимостных пропорций в экономике, в том числе системы относительных цен, соответствующих современному состоянию НТП, стимулирующих прогрессивные направления развития факторов производства.
Либерализация цен, осуществляемая под непосредственным контролем государства, также может рассматриваться в качестве составной части и первого шага структурной политики, поскольку призвана решать проблему формирования новых стоимостных пропорций в экономике. Приватизацию и формирование целого спектра различных отношений собственности также можно рассматривать как форму структурной политики в связи с изменением распределения ресурсов.
Особым элементом структурной политики в широком смысле слова в является преобразование структуры народного хозяйства. В связи с затяжным спадом производства, сопровождающим процессы трансформации экономических систем, в народном хозяйстве появляется значительная доля убыточных предприятий. Поэтому перед государством всегда встает вопрос об экономической целесообразности сохранения таких предприятий или отраслей с точки зрения эффективности их функционирования в новых условиях и о возможности замены их продукции импортом. Однако критерии рыночной эффективности не всегда совпадают с критериями общественных интересов — поддержанием экономической безопасности, сохранением занятости и социальной стабильности, особенно если речь идет о градообразующих предприятиях в малых городах и т. д. В этом состоит особая сложность структурной политики в переходных экономиках.
Следовательно, в переходной экономике должна возрасти роль собственно промышленной политики. В условиях необходимости преобразования прежней структуры народного хозяйства и еще не сформировавшихся рыночных механизмов и институтов отсутствие такой политики может привести к разрушению накопленного богатства страны и целых отраслей экономики. Активная промышленная политика в собственном смысле слова (через реализацию государственных программ, стимулирование прогрессивного изменения структуры народного хозяйства) позволяет сгладить остроту противоречий переходной экономики и ускорить создание конкурентных преимуществ национальной экономики.
Спад производства, характерный для переходной экономики, усиливает ее отставание от передовых стран как по уровню дохода на душу населения, так и по производительности труда, по освоению новых направлений научно-технического прогресса. Во всех развитых странах государство берет на себя функции организации и финансирования фундаментальных и прикладных исследований, научно-производственной инфраструктуры, помогает формированию предприятий новейших технологических укладов, которые становятся центрами притяжения капитала, уходящего из угасающих отраслей. Это дает возможность сохранять лидирующие позиции на мировом рынке. Тем более подобная деятельность государства актуальна для переходных экономик. Отсутствие у государства достаточного объема средств для поддержки всех отраслей народного хозяйства требует их концентрации в передовых высокотехнологических, наукоемких производствах, несмотря на обусловленное текущими выгодами стремление оказать поддержку сохранившимся экспортным (часто сырьевым) отраслям. В этом плане структурная политика, в отличие от стабилизационной, должна следовать долгосрочным приоритетам модернизации экономики.
Очевидно, что все перечисленные направления структурной реформы, даже если исключить их юридический аспект, не могут быть осуществлены неким гипотетическим «свободным рынком», а требуют активной деятельности государства.
В условиях открытой экономики и высокой степени либерализации внешней торговли на начальных этапах переходного процесса актуальной становится государственная поддержка формирования конкурентоспособных отраслей и предприятий, выходящих на внешний рынок, а также поддержка отечественного производства, конкурирующего с помошью субсидий, льготных кредитов, мер внешнеторговой политики (тарифов, квот) и т.д. Необходимость этого связана с тем, что сама по себе смена формы собственности не означает мгновенного прироста производительности и способности успешно конкурировать с высокоэффективными зарубежными фирмами, уже завоевавшими себе место на мировом рынке. «Входные барьеры» современной конкурентной индустрии в форме высоких затрат на исследования и разработки оказываются практически непреодолимыми для молодых приватизированных предприятий. Поэтому на первых порах без наличия конкурентных преимуществ в виде принципиально новых продуктов и процессов необходимость в государственном руководстве и поддержке в условиях либерализации внешней торговли становится еще большей, чем прежде.
Для первого этапа преобразований была характерна односторонность структурных преобразований. Экономика Казахстана характеризовалась использованием главным образом структурных преобразований, связанных с формированием рыночной системы (преобразования собственности, либерализация цен как средство ликвидации стоимостных пропорций и т.д.) и одновременно явной недооценкой необходимости преобразований структуры народного хозяйства. Это выразилось в отсутствии на первом этапе реформ взвешенной промышленной политики, недооценке поддержки обрабатывающей промышленности и даже высокотехнологичных отраслей и производств, недооценке мер по защите отечественных производителей и ряда других аспектов.
Лишь на втором этапе преобразований по мере формирования рыночных основ экономики и укрепления национальной экономики создаются предпосылки для более эффективного и целенаправленного преобразования структуры народного хозяйства и проведения эффективной промышленной политики.
Важнейшей задачей структурной политики государства в переходной экономике, как в плане текущего регулирования совокупного предложения, так и в плане долгосрочного экономического роста, является создание финансовой системы, которая соединяла бы потоки сбережений и инвестиций в экономике. Это предполагает реформирование банковской сферы и фондового рынка для мобилизации сбережений и направления их в эффективные инвестиционные проекты. Как показывает опыт, роль государства при переходе от планового распределения кредитных ресурсов к косвенному регулированию ставки процента, денежной массы и в целом денежных потоков в экономике значительно усложняется. На практике соединение потоков сбережений домашних хозяйств и инвестиций реального сектора требует сложного сочетания фискальных и денежных инструментов: регулирования процентных ставок по вкладам и ссудам, доходности государственных ценных бумаг и объемов государственного заимствования на финансовых рынках, регулирования налоговых ставок на сбережения и инвестиции и т.п.
В переходной экономике разделение стабилизационной и структурной политики оказывается в значительной степени условным.
Структурная политикав отличие от стабилизационной в большей степени влияет на долгосрочную динамику экономики и связана с воздействием на совокупное предложение. Она включает меры государства, стимулирующие рост эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения, эффективности использования факторов производства. Сюда относятся: поддержка государством конкуренции (в том числе антимонопольная политика, приватизация); налоговые реформы (с целью сокращения «налогового клина» между ценами и предельными издержками и стимулирования роста инвестиций и др.); реформа финансовой системы, играющей главную роль в мобилизации свободных денежных ресурсов (сбережений) и направлении их для осуществления наиболее эффективных инвестиций (реформа банковской системы, создание фондовых бирж, политика в области процентных ставок и т.д.); совершенствование рынков труда (в том числе политика доходов, профессиональная подготовка работников, особенно в случаях несоответствия между спросом и предложением труда данной квалификации и др.); пересмотр в целом системы льгот и дотаций и другие меры. Очевидно, что указанные меры, с одной стороны, направлены на «очищение» рынков и формирование такой структуры относительных цен, которая могла бы выполнять свойственную ей в рыночной системе сигнальную функцию в деле эффективного распределения ресурсов. С другой стороны, государство дополняет или корректирует работу рынка, например, там, где необходимо стимулирование долгосрочных программ экономического роста, не дающих быстрого эффекта и малопривлекательных для частного сектора (инвестиции в образование, создание (новых технологий, инфраструктуру и т. д.), а также осуществляет целый ряд институциональных реформ в целях создания наиболее благоприятных условий для долгосрочного роста экономики.
В более узком смысле под структурной политикой понимают промышленную политику — совокупность мер, воздействующих на экономическую жизнь и положение отраслей и предприятий или групп предприятий путем специальных государственных решений и мер, а не только созданием общих условий хозяйствования. Промышленная политика с помощью прямых и косвенных инструментов изменяет структуру экономики промышленности), решает региональные проблемы, поддерживает тот или иной тип бизнеса (малый, средний, иностранный и т. д.). Промышленная политика широко используется в различных странах мира (как индустриальных, так и развивающихся) для защиты национальных рынков, создания новых отраслей экономики. Однако сам термин «промышленная политика» не принято использовать в западной теории, поскольку он ассоциируется со всевозможными льготами, субсидиями, поддержкой неэффективных отраслей и предприятий, т.е. мерами, слабо совместимыми с принципами рыночной экономики. Но на практике все страны используют те или иные способы стимулирования производства и защиты рабочих мест от импорта или поддержки экспорта, хотя во многих случаях официально декларируется отсутствие промышленной политики.
Традиционной для развитых стран формой проведения промышленной политики в современных условиях является выбор приоритетных направлений развития экономики исходя из глобальных закономерностей научно-технического прогресса и национальных конкурентных преимуществ и их реализация с помощью государственных целевых программ, институтов развития, госзакупок, льготных кредитов, поддержки конкурентоспособных производственно-технологических структур. Важнейшими инструментами промышленной (структурной) политики являются индикативное планирование и долгосрочное прогнозирование научно-технического развития.
В нашей экономической мысли структурная политика обычно рассматривалась как деятельность государства по совершенствованию производственно-технологической структуры экономики на основе внедрения новых высокоэффективных технологий, освоения передовых направлений научно-технического прогресса, стимулирования инновационной и инвестиционной активности в перспективных направлениях экономического роста. Однако в последние годы трактовка структурной политики стала более широкой и расплывчатой, а приоритеты, способные привести экономику к освоению новых технологий и на этой основе вывести ее из кризисного состояния (не переводя на путь «догоняющего развития»), исчезли; каких-либо специальных программ с конкретными инструментами и этапами реализации создано не было.
В области политики стимулирования совокупного предложения также можно выделить меры прямого и косвенного воздействия на экономику. Прямое воздействие связано прежде всего с целевыми государственными программами, предполагающими адресное расходование средств на поддержку или создание отдельных предприятий, отраслей, на фундаментальные научные исследования, подготовку кадров для отдельных секторов экономики и т. д. Косвенное воздействие может быть обеспечено, например, налоговой реформой, рассчитанной на то, что снижение налогов в долгосрочном периоде будет стимулировать инвестиции, предложение труда, а значит, увеличивать объем производства, расширяя тем самым и налоговую базу.
Стимулирование роста объема производства в рыночной экономике затрагивает более широкую проблему — реформирование институциональной среды развития бизнеса. Поэтому структурная политика государства в ее широком понимании включает не только непосредственное воздействие государства на совокупное предложение через налоги, субсидии, льготы процентные ставки и т. д., т.е. через известные инструменты фискальной и денежной политики, но и создание институциональных условий, благоприятных для эффективного функционирования бизнеса и стимулирующих экономический рост. Институциональные изменения включают реформу отношений собственности, налоговой системы, развитие финансовых институтов, служб занятости и т.д. Кроме того, государство в современных условиях курирует и те отрасли, которые влияют на качество факторов производства, а значит, на возможности долгосрочного устойчивого развития экономики: фундаментальную науку и прикладные исследования, сферу образования, здравоохранение, защиту окружающей среды и другие.
В целом выделение двух типов экономической политики — стабилизационной и структурной — в значительной мере условно, поскольку они тесно связаны между собой и пересекаются по многим направлениям. Без макроэкономической стабильности невозможен долгосрочный устойчивый экономический рост. А без надежной системы рыночных институтов, включая определенный тип поведения и реакции экономических агентов, невозможно успешное использование инструментов стабилизационной политики. Например, снижение процентных ставок в результате политики Национального банка может способствовать росту производства, если экономические агенты реагируют на это снижение увеличением инвестиций. Но такая реакция предполагает развитую банковскую систему и отлаженный механизм связи между ней и реальным сектором экономики. Если же такой связи нет, а объем инвестиций реагирует не столько на динамику ставки процента, сколько на общий спад в экономике, то стабилизирующего эффекта с помощью данного инструмента денежной политики добиться невозможно.
Особое значение в национальной экономической системе имеет региональная политика, которая должна обеспечивать не только выполнение общеэкономических задач микроуровневой и макроуровневой политики, но и целостность национальной экономической системы. Без учета региональной политики другие формы экономической политики при своей реализации не могут достичь успеха в странах с развитой региональной структурой.
- Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) ne3202, ne3203, ne3204, ne3209
- Содержание
- Рабочая учебная программа дисциплины ne3202, ne3203, ne3204, ne3209
- 6. Задачи изучения дисциплины
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских)
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- Кафедра «Экономическая теория» силлабус (учебная программа дисциплины)
- Ne3202, ne3203, ne3204, ne3209
- 7. Задачи изучения дисциплины
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- 14. Система оценки знаний студента
- 14.1 Шкала выставления рейтинга студента*
- 14.2 Расчет итоговой оценки
- 14.3 Балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений студента с переводом в традиционную шкалу оценок
- 14.4 Политика академического поведения
- Тема1.Предмет и объекты дисциплины «Национальная экономика»
- 1.2. Социально- экономическая система страны.
- Особенности экономического развития рк.
- Тема2. Экономический строй и экономический порядок.
- 3. Принципы формирования национальной модели экономики
- Тема3. Собственность и ее преобразование в переходной экономике.
- 2.Основные черты экономического содержания собственности
- Результаты, этапы и формы казахстанской приватизации
- Тема4.Экономическая роль государства
- 1.Экономическая роль и экономическая политика государства. Методы государственного регулирования экономики
- Функции государства в экономике
- 3.Методы и формы государственного регулирования в рамках экономической политики
- Тема5.Фирмы и предпринимательство в Казахстане
- 1. Экономическая природа и признаки предпринимательства
- 5.3. Институциональные условия развития предпринимательства в Казахстане.
- Тема 6. Домашние хозяйства в экономической системе страны
- Тема 7. Денежно-кредитная политика.
- 1.Содержание структуры и элементы кредитной системы.
- 2Банковская система рк
- 3.Основные направления денежно-кредитного регулирования.
- Тема8. Бюджетно –налоговая политика.
- 8.1. Бюджетная система Республики Казахстан
- 2.Состав и структура доходов и расходов бюджета в Казахстане
- Прогноз ненефтяных доходов в государственный бюджет на 2007-2009 годы.
- Бюджетный потенциал
- Содержание и основные черты налогов, принципы ее построения
- Тема 9. Структурная политика в Казахстане
- Особенности структурной политики
- Тема10. Инвестиционно –инновационная политика.
- 1. Содержание инвестиции и их формы
- 2.Тенденции в инвестиционной деятельности в экономике Казахстана
- 2.Пути совершенствования инвестиционной деятельности
- 4.Иностранные инвестиции и их формы
- Тема11Социальная политика и ее направления.
- 1.Доходы населения и тенденции их изменения
- Проблемы сокращения бедности
- Основные направления социальной защиты населения в рк.
- Тема12.Формирование трудовых отношений в рыночной экономике и социальная защита населения
- Формирование социальной устойчивости и тенденции изменения занятости
- Социальное партнерство
- Тема 13. Экологическая политика Казахстана.
- 3.Становление экологического контроля в рк.
- Тема14.Внешнеэкономическая политика рк. Проблемы присоединения Казахстана к вто.
- 1.Основные черты и формы открытой экономики
- Тема:15. Национальная экономика Казахстана в мировом хозяйстве и пути обеспечения её конкурентоспособности.
- 1.Мировое хозяйство его характеристика. Положение Казахстана в мировом хозяйстве
- 2.Понятие конкурентоспособности
- Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова
- Тема 1. Предмет дисциплины Национальная экономика»
- Тема 2. Содержание и принципы анализа национальной экономической системы
- Тема 3. Переходная экономика и формирование национальной модели экономики Казахстана
- Тема 4. Собственность и ее преобразования.
- Тема 5. Экономическая роль государства
- Тема 6. Содержание и формы среды предпринимательства
- Тема 7. Доходы и уровень жизни. Проблема бедности.
- Тема 8. Формирование системы социальной защиты населения.
- Тема 9 Финансовая система. Бюджет и межбюджетные отношения
- Тема 10. Инвестиции в расширенном воспроизводстве
- Тема 11. Национальные счета
- Тема 12. Формирование открытой экономики. Проблемы присоединения Казахстана к вто.
- Тема 13. Глобализация и международная региональная экономическая интеграция
- Тема 14. Платежный баланс и внешнеэкономическая деятельность Казахстана
- Тема 15. Национальная экономика Казахстана в мировом хозяйстве
- Карта учебно – методической обеспеченности