Бюджетный потенциал
Эффективность функционирования бюджетной системы и бюджетной политики в рыночной экономике в существенной степени зависит от бюджетного потенциа способности бюджетного механизма аккумулировать в руках государства финансовые ресурсы.
Бюджетный (бюджетно-налоговый) потенциал характеризует возможности государства в целом и отдельных территорий в аккумулировании финансовых ресурсов в рамках бюджетной системы. Необходимо различать бюджетный потенциал как оценку потенциальных возможностей субъекта бюджетных отношений по аккумулированию финансовых ресурсов и фактический объем бюджетных средств, аккумулируемых на том или ином уровне бюджетной системы.
Фактический объем собранных бюджетных средств может быть исчислен в текущих ценах (номинальный бюджет) и в ценах с учетом показателей инфляции (реальный объем бюджетных ресурсов — реальные доходы и реальные расходы бюджетной системы).
Бюджетный потенциал страны характеризует ряд индикаторов: установленные федеральными законами доходные ресурсы государства; степень мобилизации бюджетно-налогового потенциала (т.е. соотношение установленных законами доходных ресурсов государства и имеющегося в стране бюджетно-налогового потенциала); основные бюджетно-налоговые резервы и потери; факторы роста бюджетно-налогового потенциалам их реализация в среднесрочной и долгосрочной перспективе; индикаторы бюджетно-финансовой безопасности государства и т.д.
Информативной с точки зрения оценки эффективности функционирования бюджетной системы является степень расхождения между бюджетным потенциалом страны, региона или территории, находящейся в местном самоуправлении, и фактически собранным на данном уровне объемом бюджетных средств.
Бюджетный потенциал позволяет оценить возможности реализации государством своих функций, включая функции государственного регулирования и поддержки национальной экономики. Рост или падение бюджетного потенциала сказывается на этих возможностях.
Как правило, экономикам, переживающим процесс трансформации, свойственно значительное сокращение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между потенциалом и фактическим бюджетом в силу низкой собираемости налогов. Например, в России в 1996—1997 гг. коэффициент собираемости налогов снизился до 50—55% от законодательно установленных параметров. Более взвешенная финансово-экономическая политика позволила после 2000 г. повысить собираемость налогов и мобилизовать дополнительные бюджетные ресурсы.
В определенные периоды для финансовой политики имеют существенное значение различия между номинальным и реальным бюджетами. В условиях роста инфляции возникают инфляционные источники роста доходов и соответствующего инфляционного расширения расходных обязательств. Наоборот, в условиях снижения инфляции бюджет теряет инфляционные доходы и, если смена инфляционной конъюнктуры не учитывается в полной мере в финансовой политике, недостаток бюджетных средств может послужить одним из факторов возникновения бюджетного кризиса.
Оценка бюджетного потенциала имеет большое значение при разработке бюджетно-налоговой политики, финансового законодательства, механизма межбюджетных отношений, инвестиционной политики.Для максимизации эффекта исполнения бюджетных программ в Казахстане разрабатывается Среднесрочная фискальная политика. В этом документе определены основные цели, задачи и направления налогово-бюджетной политики на среднесрочный период, инструменты и политика доходов и затрат.
Эффективность функционирования бюджетной системы в значительной степени определяется бюджетным потенциалом, а также способностью бюджетного механизма аккумулировать в централизованном фонде финансовые ресурсы. Бюджетный потенциал представляется как интегральный параметр с помощью которого государством отчуждается часть созданного общественного продукта в пользу удовлетворения общественных потребностей. Определение объема финансовых ресурсов , необходимых для выполнения разнообразных государственных функций лежит в основе оценки бюджетного потенциала. Рост или падение бюджетного потенциала отражается на реализации этих функций. По своей природе бюджетный потенциал делится на фактический (реальный) и возможный. В первом случае подразумевается фактический объем бюджетных ресурсов, аккумулируемых бюджетной системой в целом, а во втором случае – это потенциальные (возможные) к аккумулированию финансовые ресурсы.
На формирование бюджетного потенциала оказывают свое воздействие налоговая политика и политика в области государственных расходов, т.е налогово-бюджетная политика (фискальная), действенность ее влияния на развитие предпринимательской среды. В тоже время эффективность использования бюджетных ресурсов неразрывно связана с целесообразностью и своевременностью расходования этих денежных средств.
Бюджетный потенциал в экономике республики формируется свыше 80% за счет налоговых поступлений, из которых подавляющая часть приходится на налоговые платежи юридических лиц, а доля индивидуального подоходного налога с физических лиц, поступающего в полном объеме в местные бюджеты составляет 30 %, а совокупности с социальным налогом составляет более 74%, характерным становится снижение удельного веса налоговых поступлений в бюджет, в частности, в местные.
В качестве ближайших задач при определении бюджетного потенциала предусматривается максимальное увеличение поступлений в государственный бюджет без увеличения налоговой нагрузки, проведение сдерживающей политики государственных расходов путем повышения их эффективности и результативности.
Бюджетный потенциал рассматривается в качестве исходной позиции при разработке фискальной (налогово-бюджетной) политики, в процессе которой используются инструменты, связанные с формированием и расходованием бюджетных средств. В республиканской практике с 2006г. разрабатывается среднесрочная фискальная политика на трехлетний период, содержащая основные механизмы реализации основных направлений социально-экономического развития – политику доходов и затрат, бюджетное кредитование, межбюджетные отношения, управление финансовыми активами, государственным долг Специальные внебюджетные фондыв Казахстане включают: Государственный накопительный пенсионный фонд, Государственный фонд социального страхования, Инвестиционный фонд, Инновационный фонд, Национальный фонд, через которые перераспределяются значительные объемы финансовых ресурсов. Так, в последние годы масштабы перераспределения достигли порядка 10 % валового внутреннего продукта страны.Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) осуществляет деятельность по привлечению пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выплаты получателям, а также по формированию пенсионных активов, инвестируя их в государственные ценные бумаги, депозиты банков, ценные бумаги международных финансовых институтов. Государственный накопительный пенсионный фонд формируется путем перечисления ежемесячно работодателями в форме обязательных пенсионных взносов 10% оплаты труда, включая все виды заработной платы, премии, доплаты, надбавки, при этом ежемесячный доход не должен превышать 75-кратный минимальный размер заработной платы (9752тенге). За счет этих взносов формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Пенсионные выплаты осуществляются из Государственного центра по выплате пенсий, гражданам, достигшим пенсионного возраста – мужчины 63 года, женщины -58 лет и имеющим трудовой стаж соответственно 25 и 20 лет.
Помимо государственного накопительного пенсионного фонда в Казахстанской практике функционируют негосударственные пенсионные накопительные фонды (НПФ), которые делятся на открытые и корпоративные. В настоящее время в республике действуют 14 накопительных пенсионных фондов. Главной задачей НПФ является защита денег вкладчиков от инфляции и приумножение их. С этой целью НПФ вкладывают накопления в различные инвестиционные инструменты, которыми могут быть акции, облигации, депозиты, золото, вклады в Национальном банке, ценные бумаги международных финансовых организаций и другие инструменты, разрешенные регулятором. Самым распространенным инструментом среди НПФ считаются облигации: ипотечные, инфраструктурные, Банка Развития Казахстана, входящие в официальный список фондовой биржи. Список разрешенных финансовых инструментов строго определен государством, что само по себе является одной из ступеней механизма защиты накоплений вкладчиков.
Государственный фонд социального страхования является некоммерческой организацией в форме акционерного общества, учредителем которого выступает государство. Он предназначен обеспечивать своевременность социальных выплат за счет аккумулированных обязательных социальных отчислений и комиссионного вознаграждения. Активы фонда могут быть использованы для следующих целей: осуществление социальных выплат, размещение в финансовые инструменты, а также для возврата излишне уплаченных сумм социальных отчислений. Инвестиционная деятельность осуществляется путем размещения активов фонда в финансовые инструменты через Национальный банк на основании заключенного договора. Социальные отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере от 1.5% - с 2005г; 2% - с 2006г; 3% - с 2007г. от объекта исчисления социальных отчислений. Социальные выплаты включают следующие виды: 1.на случай потери кормильца;2.на случай утраты трудоспособности; 3.на случай потери работы.
Инвестиционный фондявляется национальным институтом развития, единственным акционером которого является национальная управляющая компания. Данный фонд создан с целью реализации задач Стратегии индустриально-инновационного развития республики на 2003-2015гг. путем привлечения инвестиций в проекты вновь создаваемых и действующих перспективных организаций, выпускающих конкурентоспособную продукцию, а также стимулирования частных инвестиций в несырьевой сектор экономики. Деятельность фонда направлена на инвестирование и привлечение инвестиций в перспективные организации, которые осуществляют окупаемые и эффективные проекты. Обязательными условиями выделения инвестиций фондом являются, во –первых, соответствие проекта основным направлениям проводимой в стране индустриально- инновационной политики, во-вторых, привлекательность проекта по экономическим и финансовым параметрам, в-третьих, направленность на наращивание технологического потенциала предприятий, повышение качества и рост объема производства продукции и услуг, выпуск высокотехнологичной продукции.
Национальный инновационный фондявляется коммерческой организацией, единственным акционером которого является национальная управляющая компания. Цель фонда состоит в повышении инновационной активности в стране, путем развития высокотехнологичных и наукоемких производств, инновационной инфраструктуры. Источниками фонда являются уставный капитал, доходы национального инновационного фонда, а также гранты, предоставляемые международными финансовыми институтами и организациями. Особенностью данного фонда является то, что он не осуществляет инвестиции в производство алкогольной, табачной продукции, а также в игорный бизнес. К задачам фонда относится развитие инновационной инфраструктуры, продвижение отечественных инноваций на внешние рынки, финансирование создания и внедрения инноваций путем финансового лизинга. Деятельность национального инновационного фонда определяется Меморандумом об инвестиционной политике фонда, который содержит основные положения по осуществлению инвестиционной деятельности, мониторингу и реализации финансируемых проектов, финансового состояния инвестируемых компаний и т.д.
В 2006 года в Бюджетном кодексе были внесены изменения и дополнения в механизм перечисления средств в Национальный фонд, который был создан в 2001году с целью обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений, снижения зависимости экономики от нефтяного сектора и от воздействия неблагоприятных внешних факторов.
Национальный фондосуществляет сберегательную и стабилизационную функции. Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и их доходность в долгосрочной перспективе при умеренном риске. Стабилизационная функция предназначена для поддержания достаточного уровня ликвидности его активов.
Формирование и использование Национального фонда определяется с учетом конъюнктуры мировых и внутренних товарных и финансовых рынков, экономической ситуации в государстве и за рубежом, приоритетов социально – экономического развития республики с сохранением при этом макроэкономической и фискальной стабильности и соблюдением основных целей и задач этого фонда. В соответствии с Концепцией формирования и использования средств Национального фонда в действующей практике используется метод сбалансированного бюджета, при котором все поступления от нефтяных доходов полностью направляются в этот фонд, а доходная часть республиканского бюджета будет формироваться только за счет не нефтяного сектора.
В этой связи и ввиду благоприятных прогнозов мировых цен на нефть в среднесрочной перспективе планируется продолжить политику накопления средств в Национальном фонде<•Источниками формирования Национального фонда являются поступления в, состоящие из:
а) прямых налогов от предприятий нефтяного сектора, (корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль; роялти, бонусы, доля по разделу продукции; рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат);
б) поступлений от приватизации госимущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;
в) поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения;
Инвестиционные доходы от управления Национальным фондом РК, которые образуются от размещения в зарубежные финансовые инструменты, а также иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством республики
Использование Национального фонда осуществляется в виде гарантированного и целевых трансфертов в республиканский бюджет на реализацию бюджетных программ развития на соответствующий финансовый год, а также на покрытие расходов, связанных с управлением Национальным фондом и проведением ежегодного аудита.
Национальный фонд РК не может использоваться на кредитование физических и юридических лиц, в качестве обеспечения исполнения обязательств. На начало 2007г. сумма средств Национального фонда составила свыше 20млрд. долларов США или около половины от всех золотовалютных запасов страны, соотношение сберегательного и стабилизационного портфелей составляет 90 / 10 %. В перспективе предусматривается расширить функции фонда по инвестированию крупных проектов реального сектора экономики,что будет способствовать реализации поставленных задач обеспечения устойчивого развития.
- Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) ne3202, ne3203, ne3204, ne3209
- Содержание
- Рабочая учебная программа дисциплины ne3202, ne3203, ne3204, ne3209
- 6. Задачи изучения дисциплины
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских)
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- Кафедра «Экономическая теория» силлабус (учебная программа дисциплины)
- Ne3202, ne3203, ne3204, ne3209
- 7. Задачи изучения дисциплины
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- 14. Система оценки знаний студента
- 14.1 Шкала выставления рейтинга студента*
- 14.2 Расчет итоговой оценки
- 14.3 Балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений студента с переводом в традиционную шкалу оценок
- 14.4 Политика академического поведения
- Тема1.Предмет и объекты дисциплины «Национальная экономика»
- 1.2. Социально- экономическая система страны.
- Особенности экономического развития рк.
- Тема2. Экономический строй и экономический порядок.
- 3. Принципы формирования национальной модели экономики
- Тема3. Собственность и ее преобразование в переходной экономике.
- 2.Основные черты экономического содержания собственности
- Результаты, этапы и формы казахстанской приватизации
- Тема4.Экономическая роль государства
- 1.Экономическая роль и экономическая политика государства. Методы государственного регулирования экономики
- Функции государства в экономике
- 3.Методы и формы государственного регулирования в рамках экономической политики
- Тема5.Фирмы и предпринимательство в Казахстане
- 1. Экономическая природа и признаки предпринимательства
- 5.3. Институциональные условия развития предпринимательства в Казахстане.
- Тема 6. Домашние хозяйства в экономической системе страны
- Тема 7. Денежно-кредитная политика.
- 1.Содержание структуры и элементы кредитной системы.
- 2Банковская система рк
- 3.Основные направления денежно-кредитного регулирования.
- Тема8. Бюджетно –налоговая политика.
- 8.1. Бюджетная система Республики Казахстан
- 2.Состав и структура доходов и расходов бюджета в Казахстане
- Прогноз ненефтяных доходов в государственный бюджет на 2007-2009 годы.
- Бюджетный потенциал
- Содержание и основные черты налогов, принципы ее построения
- Тема 9. Структурная политика в Казахстане
- Особенности структурной политики
- Тема10. Инвестиционно –инновационная политика.
- 1. Содержание инвестиции и их формы
- 2.Тенденции в инвестиционной деятельности в экономике Казахстана
- 2.Пути совершенствования инвестиционной деятельности
- 4.Иностранные инвестиции и их формы
- Тема11Социальная политика и ее направления.
- 1.Доходы населения и тенденции их изменения
- Проблемы сокращения бедности
- Основные направления социальной защиты населения в рк.
- Тема12.Формирование трудовых отношений в рыночной экономике и социальная защита населения
- Формирование социальной устойчивости и тенденции изменения занятости
- Социальное партнерство
- Тема 13. Экологическая политика Казахстана.
- 3.Становление экологического контроля в рк.
- Тема14.Внешнеэкономическая политика рк. Проблемы присоединения Казахстана к вто.
- 1.Основные черты и формы открытой экономики
- Тема:15. Национальная экономика Казахстана в мировом хозяйстве и пути обеспечения её конкурентоспособности.
- 1.Мировое хозяйство его характеристика. Положение Казахстана в мировом хозяйстве
- 2.Понятие конкурентоспособности
- Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова
- Тема 1. Предмет дисциплины Национальная экономика»
- Тема 2. Содержание и принципы анализа национальной экономической системы
- Тема 3. Переходная экономика и формирование национальной модели экономики Казахстана
- Тема 4. Собственность и ее преобразования.
- Тема 5. Экономическая роль государства
- Тема 6. Содержание и формы среды предпринимательства
- Тема 7. Доходы и уровень жизни. Проблема бедности.
- Тема 8. Формирование системы социальной защиты населения.
- Тема 9 Финансовая система. Бюджет и межбюджетные отношения
- Тема 10. Инвестиции в расширенном воспроизводстве
- Тема 11. Национальные счета
- Тема 12. Формирование открытой экономики. Проблемы присоединения Казахстана к вто.
- Тема 13. Глобализация и международная региональная экономическая интеграция
- Тема 14. Платежный баланс и внешнеэкономическая деятельность Казахстана
- Тема 15. Национальная экономика Казахстана в мировом хозяйстве
- Карта учебно – методической обеспеченности