logo
УМКД НЭ РУСДВК Паша

Прогноз ненефтяных доходов в государственный бюджет на 2007-2009 годы.

в процентах к ВВП

Наименование

2007 год

2008 год

2009 год

Ненефтяных доходы

налоговые поступления

неналоговые поступления

поступления от продажи основного капитала

18,2

17,2

0,39

0,61

17,4

16,5

0,34

0,53

16,6

16,1

0,30

0,20

Представленный прогноз в среднесрочном периоде отражает особенности, проводимые как в политике доходов, так и в политике затрат. Как это следует из таблицы налоговая политика будет направлена на стимулирование развития ненефтяного (преимущественно несырьевого) сектора. Развитие налоговой базы, не зависящей от нефтяных доходов, будет способствовать достижению целей по диверсификации экономики и обеспечит устойчивость проводимой фискальной политики.

Характерной особенностью расходной части бюджета является его социально-экономическая направленность

Проводимая политика затрат направлена в целом на повышение эффективности и результативности государственных расходов. Динамика расходной части в целом характеризуется устойчивым ростом: в 2005г. объем затрат по сравнению с предыдущим периодом возрос на 62%. В тоже время по отдельным функциональным группам ситуация складывается несколько иная. Расходы на оборону, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и помощь ежегодно возрастают, а финансирование расходов в промышленность, строительство, ТЭК и др. имеет тенденцию снижения

Прогнозный номинальный темп роста общего объема расходов в 2007 году относительно 2005 года составляет 24%. При этом темп роста расходов государственного бюджета ниже темпов роста ВВП. Это обусловлено высокими прогнозными темпами роста ВВП ввиду благоприятной мировой конъюнктуры, особенно в нефтегазовом секторе. В условиях высоких мировых цен на нефть фискальная политика будет направлена на вывод из обращения части сверхдоходов путем их аккумулирования в Национальном фонде и последующего размещения на мировых финансовых рынках. Это позволит не допустить роста инфляции и «перегрева» экономики.

Правильность такого подхода подтверждает многолетний опыт стран-экспортеров нефти. Он показывает, что неразумно высокие государственные расходы в отдельные благоприятные годы впоследствии, в годы циклического снижения цен на нефть, зачастую приводят к низкому уровню жизни ввиду макроэкономического разбалансирования экономики и нарушению устойчивости баланса государственных доходов и расходов. Для предотвращения этого необходимо постоянно предпринимать и совершенствовать меры по достижению баланса потребления доходов от природных ресурсов в отдельные периоды времени.

Таблица 12.4. Расходы республиканского бюджета за 2004-2006 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

млн.тг.

%

млн.тг.

%

млн.тг.

%

ІІ ЗАТРАТЫ

948 888,9

100

1 537 658, 9

100

1 518 760, 6

100

1. Государственные услуги общего характера.

61 640, 9

6,5

82 784, 5

5,4

81 332, 3

5,4

2. Оборона.

48 235, 3

5,1

71 707, 9

4,7

97 867, 1

6,4

3. Общественный порядок и безопасность.

94 787, 4

10,0

125 086, 7

8,1

147 244, 7

9,7

4. Образование.

34 570, 5

3,6

66 249, 4

4,3

101 542, 8

6,7

5. Здравоохранение.

29 224, 2

3,1

56 282, 9

3,7

81 428, 4

5,4

6. Соц. Обеспечение и социальная помощь.

232 998, 1

24,6

314 709, 5

20,5

393 019, 9

25,9

7. Жилищно-коммунальное хозяйство.

26 275, 2

2,8

26 450, 9

1,7

52 794, 8

3,5

8. Культура, спорт, туризм и информационное пространство.

18 989, 4

2,0

26 025, 2

1,7

39 855, 8

2,6

9. Топливно-энергический комплекс и недропользование.

24 875, 5

2,6

24 413, 4

1,6

29 684, 9

2,0

10. Сельское, лесное, водное хозяйство и охрана окружающей среды.

64 367, 8

6,8

62 896, 3

4,1

73 579, 1

4,8

11. Промышленность и строительство.

1 597, 6

0,2

1 274, 2

0,1

1 381, 4

0,1

12. Транспорт и связь.

82 464, 2

8,7

90 386, 9

5,9

124 548, 8

8,2

13. Прочие.

51 036, 5

5,4

59 632,5

3,9

102 476, 9

6,7

14. Обслуживание долга.

34 121, 4

3,6

29 644, 8

1,9

28 236, 9

1,9

15. Официальное трансферты

143 704, 2

15,1

500 113, 7

32,5

163 766, 8

10,8

*Источник: по данным Министерства финансов РК.

Структура расходов бюджета отражает политику государства в удовлетворении общественных потребностей производства товаров и социальных нужд. Объем расходов на социальные цели обусловливает рост государственных расходов не только в абсолютных суммах, но и рост их доли в ВВП, характеризуя в конечном счете возможности централизованных финансовых ресурсов государства в удовлетворении общественных потребностей. Местные бюджеты сегодня стали нести значительную часть затрат по финансированию социально-культурных мероприятий.

В структуре доходов и расходов имеет значение распределение их по уровням бюджетной системы. В структуре местных бюджетов налоговые поступления занимают свыше 2!3 доходов, но в последние годы идет тенденция снижения их удельного веса в общем объеме. Пропорции распределения доходов и расходов между местным и вышестоящим бюджетами отражают существующую систему распределения налоговой базы и налогового потенциала, а также бюджетных функций в процессе финансирования социально-культурных мероприятий. Другой характерной особенностью является существенный рост поступлений трансфертов до 37% за этот же период. Следовательно, идет усиление зависимости местных бюджетов от финансовой поддержки вышестоящего уровня. Механизм разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы нуждается в совершенствовании. Реальная самостоятельность местных бюджетов зависит от собственных источников пополнения доходной базы, поэтому следует пересмотреть существующий порядок формирования местных бюджетов путем разграничения поступления отдельных налогов (НДС, корпоративный подоходный налог) между республиканским и местным бюджетом в определенной пропорции, которая позволит регионам самостоятельно формировать собственную базу.

В ходе проведения бюджетной реформы были четко определены границы в бюджетной сфере, разделены функции между центральными органами, а также между центральными и местными органами власти, законодательно утверждено распределение направлений расходования бюджетных средств, поступлении между республиканским и местными бюджетами, осуществлен переход к среднесрочному прогнозированию основных параметров государственного бюджета.

Бюджетная политика основана на оценке относительной эффективности участия государства в различных отраслях экономики и направлена на сокращение расходования бюджетных средств по тем направлениям, где участие государства несвойственно или нецелесообразно. При этом важным моментом является концентрация бюджетных ресурсов на комплексном решении ключевых стратегических задач при одновременном выполнении текущих обязательств.

В рамках реализации задач фискальной политики финансовые ресурсы государства необходимо распределить таким образом, чтобы обеспечить максимально эффективное и полное выполнение функций государственного управления. Для этого необходимо создать целостную систему экономического и бюджетного планирования, адаптированную к условиям рыночной экономики. Неотъемлемым элементом этой работы будут являться оптимизация и унификация программных документов, установление четкой взаимосвязи их мероприятий с расходами бюджета