68. Понятие финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий и их особенности.
Государственные и муниципальные предприятия особо выделяются и в аспекте финансово-правовых отношений. Это обусловлено тем, что они, в отличие от других предприятий, входят в сферу действия функций государственного управления, которые распространяются и на их финансовую деятельность. Поэтому круг финансовых отношений государственно-властного характера с участием государственных и муниципальных предприятий является более широким, чем с участием других предприятий. Последние же вступают в финансовые правоотношения в основном по поводу обязательных платежей (налогов и др.) в бюджетную систему, в определенных случаях — в связи с оказанием им финансовой поддержки за счет государственных средств. Такие правоотношения свойственны и государственным (муниципальным) предприятиям, однако помимо них они вступают и в другие финансовые отношения государственно-властного характера.
Имущество таких предприятий находится соответственно в государственной или муниципальной собственности. Государственные и муниципальные предприятия действуют в форме унитарных1. Это означает, что имущество их является неделимым, не распределяется по вкладам и паям. Причем в форме унитарных могут быть образованы только государственные и муниципальные предприятия.
Среди них законодательство выделяет предприятия, основанные на праве: 1) хозяйственного ведения и 2) оперативного управления, именуемые казенными предприятиями (ст. 113—115 ГК РФ).
Унитарные государственные и муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, который утверждает и их устав. Данное предприятие несет ответственность по своим обязательствам, но не отвечает по обязательствам собственника (государства и муниципальных образований).
Создание казенных предприятий было предусмотрено еще до принятия ГК РФ Указом Президента РФ от 25 мая 1994 г. «О реформе государственных предприятий»2, касавшимся ликвидируемых убыточных федеральных предприятий. Учреждение таких предприятий обусловлено разными государственными задачами. Это могут быть промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия.
В отношении государственных унитарных предприятий предприняты меры по усилению контроля за их деятельностью, включая финансовую. В частности, в отношении федеральных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, предписано обязательное проведение ежегодных аудиторских проверок, включив это требование в устав предприятия1.
В связи с функционированием финансов государственных и муниципальных предприятий возникают экономические (денежные) отношения, в которых участвуют предприятия, объединения, их вышестоящие органы управления, органы создаваемых предприятиями на добровольной основе межотраслевых государственных объединений, финансовые и налоговые государственные органы.
Они различны по своему содержанию, основаниям, кругу субъектов, в связи с чем регулируются разными отраслями права. Значительную часть их регулирует финансовое право.
Соответствующие финансово-правовые нормы содержатся в ряд финансово-правовых институтов, в частности, институтах налого вого права, государственных и муниципальных расходов и др.
Вместе с тем определенную совокупность представляю1 нормы, закрепляющие организацию финансов государственных и муниципальных предприятий, объединений и отраслей экономики в целом. К ним относятся финансово-правовые нормы, определяющие виды денежных фондов предприятий, объединений, отраслевых органов государственного управления, источники их образования, порядок планирования и целевое назначение, права и обязанности предприятий, объединений, органов государственного управления по планированию, образованию и использованию денежных фондов, распределению накоплений. Совокупность таких норм характеризует правовой режим финансов
государственных и муниципальных предприятий как особое подразделение финансового права.
При осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных данными финансово-правовыми нормами, государственные и муниципальные предприятия вступают в правоотношения с вышестоящими органами государственного управления, финансовыми и налоговыми органами, органами государственных межотраслевых объединений. Возникают также правоотношения между теми и другими названными государственными органами. Основанием возникновения этих отношений обычно является финансовый план предприятия, а также индивидуальные финансово-правовые акты отраслевого органа государственного управления. При этом права и обязанности предприятия в области финансов связаны с осуществляемой им производственно-хозяйственной деятельностью, а органа государственного управления — с организацией и руководством этой деятельностью.
Для активной финансовой деятельности и эффективного использования финансов важно четкое правовое регулирование и закрепление компетенции в этой области как низовых, так и руководящих звеньев отрасли экономики, что на настоящем этапе не достигло еще должностного уровня.
Государственным и муниципальным предприятиям для реализации своих производственных и социальных задач необходимо использовать находящиеся в их распоряжении финансовые ресурсы. В связи с этим они осуществляют финансовую деятельность, основное содержание и целенаправленность которой определяются упомянутыми задачами.
- Понятие и значение финансов.
- Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации.
- Сущность и особенности финансовой деятельности.
- Характеристика принципов финансовой деятельности.
- Методы финансовой деятельности: понятие и виды.
- Характеристика органов осуществляющих финансовую деятельность.
- Наука финансового права рф: ее предмет, методы и актуальные проблемы.
- Понятие и значение отрасли Российского финансового права.
- 9. Финансовое право в системе отраслей Российского права.
- 10.Система финансового права Российской Федерации.
- 11.Характеристика источников финансового права.
- 12. Понятие и особенности финансово-правовых норм.
- 13. Классификация финансово-правовых норм.
- 14. Действие финансово-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц. Формы реализации финансово-правовых норм.
- 15. Финансовое правоотношение: понятие виды и особенности.
- 16. Понятие и виды субъектов финансового права. Характеристика полномочий субъектов финансовых правоотношений.
- 17. Понятие, задачи и значение финансового контроля.
- 18. Характеристика принципов организации и проведения финансового контроля.
- 19. Общая характеристика видов финансового контроля.
- 20. Формы и методы финансового контроля.
- 21. Финансовый контроль представительных органов власти рф и субъектов рф.
- 22. Президентский контроль в финансовой сфере: понятие и компетенция органов осуществляющих данный вид контроля.
- 23. Контроль федеральных и региональных исполнительных органов власти общей компетенции в сфере финансов.
- 24. Бюджетный контроль исполнительных органов власти: понятие и полномочия органов его осуществляющих.
- 25. Налоговый контроль: понятие, характеристика органов его осуществляющих, методы проведения.
- 26. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.
- 27. Страховой надзор: понятие и полномочия органов его осуществляющих.
- 28. Банковский надзор: понятие, формы. Меры ответственности, применяемые Центральным банком рф к нарушителям.
- 29. Контроль по противодействию легализации (отмыванию) доходов нажитых преступным путем: понятие и компетенция органов его осуществляющих.
- 30. Понятие и виды ведомственного финансового контроля.
- 31. Муниципальный финансовый контроль: понятие, виды и полномочия органов его осуществляющих.
- 32. Аудиторский контроль: понятие и виды.
- 33. Общественный контроль: понятие и виды.
- 34. Понятие финансовой ответственности. Формы защиты прав субъектов при проведении финансового контроля (дополнить).
- 35. Понятие бюджета.
- 36. Понятие и структура бюджетной системы рф,
- 37. Бюджетная классификация бюджетной системы рф.
- 38. Характеристика принципов построения бюджетной системы.
- 39. Бюджетное право рф.
- 40. Понятие и виды доходов бюджетов рф.
- 41. Понятие и виды расходов бюджетов рф.
- 42. Дефицит бюджета: понятие, причины возникновения и пути его преодоления.
- 43. Временная финансовая администрация: порядок введения, цели и компетенция.
- 44. Понятие межбюджетных отношений (дополнить).
- 45. Характеристика форм финансовой помощи из бюджетов одного уровня бюджетам другого, при реализации межбюджетных отношений.
- 46. Понятие, принципы, стадии бюджетного процесса.
- 47.Полномочия участников бюджетного процесса (дополнить!!!)..
- 48. Стадия составления проекта бюджета.
- 49. Стадия рассмотрения проекта бюджета.
- 50. Утверждение бюджета.
- 51. Порядок рассмотрения и утверждения Федерального закона вносящего изменения в действующий Федеральный закон «о Федеральном бюджете».
- 52. Стадия исполнения бюджета.
- 53. Основы составления, внешней проверки, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.
- 54. Меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства. Органы государственной власти, имеющие право применять меры принуждения.
- 55. Понятие, цели, виды, источники формирования внебюджетных денежных фондов.
- 56. Налоги: понятие, признаки, сущность, функции, виды и отличительные признаки от других обязательных платежей.
- 57. Понятие и структура налоговой системы.
- 58. Характеристика принципов налогообложения.
- 59. Таможенные доходы: понятие и виды. Классификация таможенных пошлин.
- 60. Понятие, функции государственного и муниципального кредита и его отличие от банковского кредита.
- 61. Понятие государственного и муниципального долга. Управление государственным и муниципальным долгом.
- 62. Характеристика форм долговых обязательств бюджетов всех уровней бюджетной системы.
- 63. Порядок осуществления государственных и муниципальных займов, путем выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг.
- 64. Понятие, функции и особенности страхования.
- 65. Понятие и виды страховых резервов страховой организации.
- 66. Виды страхования.
- 67. Финансы предприятий: понятие, функции, виды финансовых отношений, в которые вступает предприятие, его финансовые ресурсы.
- 68. Понятие финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий и их особенности.
- 69. Понятие денежной системы рф. Характеристика её элементов.
- 70. Правовые основы и порядок осуществления наличного денежного обращения.
- 71. Расчеты по аккредитиву. Виды аккредитивов.
- 72. Правовые основы расчетов чеками и векселями.
- 73. Правовые основы расчетов платежными поручениями.
- 74. Правовые основы расчетов по инкассо.
- 75. Правовые основы валютного регулирования. Органы валютного регулирования.