38. Центральный банк рф
Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных банков, чьи банкноты могли наиболее успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Государство издавало активно способствующие этому процессу законы. В конце XIX — начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном центральном эмиссионном банке. Это название полностью определило место банка в банковской системе.
С точки зрения собственности на капитал центральные банки бывают государственные, акционерные, смешанные.
Фактическая независимость центрального банка служит необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, например приближающимися очередными выборами. Независимость центрального банка особенно важна для ограничения воз можностей правительства использовать денежную эмиссию для покрытия бюджетного дефицита.
В то же время независимость центрального банка от правительства относительна в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики.
Цели и структура Банка России. В соответствии с Законом «О Центральном банке (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Однако государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Деятельность Банка России подчинена следующим целям:
защите и обеспечению устойчивости рубля;
развитию и укреплению банковской системы России;
• обеспечению эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России, хотя его прибыль весьма значительна. Прибыль Банка определяется как разница между суммой доходов от банковских операций и сделок и расходов, связанных с осуществлением Банком своих функций.
Банк России перечисляет в федеральный бюджет 80% фактически полученной по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Оставшаяся прибыль направляется в резервы и фонды различного назначения.
Банк России подотчетен Государственной Думе РФ, которая:
назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ;
назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;
направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
рассматривает годовой отчет Банка и принимает по нему решение;
принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Такое решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
В пределах, разрешенных Конституцией и законами, Банк России независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти и другие органы власти не имеют права вмешиваться в его деятельность. Более того, нормативные акты, изданные ЦБ РФ в пределах его компетенции, обязательны для федеральных органов государственной власти
Органы управления Банка России. Во главе Банка России стоит Совет директоров под руководством Председателя. Совет директоров состоит из 12 членов. Члены Совета директоров работают на постоянной основе.
Совет директоров выполняет следующие функции:
во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, обеспечивает ее выполнение;
утверждает годовую финансовую отчетность Банка;
утверждает отчет о деятельности Банка, готовит анализ состояния экономики России;
рассматривает и представляет в Национальный банковский совет на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года общий объем расходов на содержание служащих Банка, их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование, капитальных вложений Банка, прочих административно-хозяйственных расходов Банка;
утверждает смету расходов Банка исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемов его расходов;
принимает решения об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, о величине резервных требований, об изменении процентных ставок Банка, об определении лимитов операций на открытом рынке, об участии в международных организациях, о купле-продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки), о выпуске банкнот и монет нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монет старого образца, о порядке формирования резервов кредитными организациями, о размещении облигаций Банка;
утверждает порядок работы Совета директоров;
утверждает структуру Банка, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка;
в соответствии с федеральными законами определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России;
устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы России, правила бухгалтерского учета и отчетности.
Национальный банковский совет — коллегиальный орган Банка. В состав Совета входят 12 человек, из которых двое направляются
Советом Федерации из числа его членов, трое — Государственной Думой из числа ее депутатов, трое — Президентом РФ, трое — Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.
Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают заработную плату за эту деятельность.
В компетенцию Национального банковского совета входит:
рассмотрение годового отчета Банка России;
на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года утверждение общего объема расходов на содержание служащих Банка России, на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка, общего объема капитальных вложений, прочих административно-хозяйственных расходов;
утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных административно-хозяйственных расходов;
рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы России;
рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России — реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, банковского регулирования и банковского надзора, реализации политики валютного регулирования и валютного контроля, организации системы расчетов в Российской Федерации, исполнения сметы расходов Банка, подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;
определение аудиторской организации — аудитора годовой финансовой отчетности Банка;
утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка, его структурных подразделений и учреждений;
утверждение по предложению Совета директоров порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в его распоряжении;
• утверждение по предложению Совета директоров отчета о расходах Банка на административно-хозяйственные нужды.
Структура Банка России. Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка.
Банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства.
Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, в соответствии с которым территориальные учреждения Банка — это его обособленные подразделения, осуществляющие на территории субъекта РФ часть его функций и входящие в единую централизованную систему Банка России.
Территориальные учреждения участвуют в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; обеспечивают развитие и укрепление банковской системы, эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов, регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций, организацию и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг, организацию валютного контроля; анализ состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.
Полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с федеральными законами, а также с нормативными актами Банка России.
Полевые учреждения Банка России — это воинские учреждения, которые руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместно Банком России и Министерством обороны РФ.
Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка, в тех случаях, когда создание и функционирование его территориальных учреждений невозможны.
Операции и сделки Банка России. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ:
предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;
покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
выдавать поручительства и банковские гарантии;
осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях;
выставлять чеки и векселя в любой валюте;
осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц.
В регионах, где отсутствуют кредитные организации, Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями.
Банк России не имеет права:
• осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских
операций, и с физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных законом;
осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением своей деятельности;!
заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Операции Банка делятся на пассивные и активные. К пассивным относятся операции, с помощью которых образуются его ресурсы, к активным — операции по размещению ресурсов.
Основным источником ресурсов Банка России является эмиссия банкнот, на втором по важности месте находятся средства коммерческих банков на корреспондентских счетах, на счете обязательных резервов, депозиты коммерческих банков и средства бюджета. В пассиве баланса Банка также отражен его уставный капитал в размере 3 млрд руб.
Основная масса средств Банка России вложена в ценные бумаги, на втором по объему месте находятся средства, вложенные в валютные ценности, размещенные у нерезидентов.
- Сущность государственных финансов.
- Финансовая система рф
- Государственные органы управления финансами
- Сущность финансовой политики
- Элементы финансовой политики
- Финансовый механизм
- Типы финансовой политики
- Финансовая политика в рф на современном этапе
- Содержание и задачи финансового контроля
- Организация и задачи финансового контроля
- Сущность и функции государственного кредита
- I. Понятие и сущность государственного кредита
- II. Функции государственного кредита
- Понятие и виды государственного кредита
- Основные формы покрытия внутреннего государственного долга
- Управление государственным долгом
- Территориальные финансы
- Территориальные финансы. Собственные и регулирующие доходы
- Структура территориальных финансов
- Экономическая сущность и содержание бюджета
- Бюджетное устройство и бюджетная система
- Принципы функционирования бюджетной системы рф
- Бюджетный федерализм
- Доходы бюджета
- Расходы бюджета
- 26. Составление проектов бюджетов
- 27. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета
- Государственные внебюджетные фонды
- 1. Пенсионный фонд Российской Федерации
- 2. Фонд социального страхования Российской Федерации
- 3. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (фомс)
- Сущность финансов предприятия и их функции
- Активы и капитал предприятий
- Принципы организации финансов предприятия
- Сущность кредита. Функции кредита
- 33. Норма ссудного процента
- 34.Принципы кредита
- 35. Формы кредита
- 36. Виды кредита
- 37. Структура кредитной системы рф
- 38. Центральный банк рф
- 39. Функции Банка России
- 40. Кредитный договор банка