logo
fin_kr_itog

37. Структура кредитной системы рф

Совокупность кредитных отношений, форм и методов их организа­ции составляет кредитную систему. К кредитным организациям обычно относят институты, выполняющие одну (или несколько) из следующих функций:

В соответствии с нормативными актами кредитная организация это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицен­зии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции.

Основу кредитной ^истемы составляют банки, поскольку, с одной стороны, они выполняют все три выше названные функции в комплексе, а с другой — только они ведут счета для проведения расчетов с поставщиками, уплаты налогов и любых других расчетов, без которых не может обойтись ни одно юридическое лицо.

Наряду с банками существуют и другие кредитные институты, которые, не имея статуса банка, тем не менее выполняют некоторые из функций кредитных организаций. В зависимости от выполняемых функций такие институты можно разделить на три группы.

Первая группа включает институты, которые мобилизуют временно свободные денежные средства и размещают их на финансовом рынке. К ним прежде всего можно отнести различные .инвестиционные фонды, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и другие.

Вторая группа кредитных организаций решает проблему недостатка собственных средств юридических и физических лиц. К этой группе относятся ломбарды, лизинговые и факторинговые компании, различные кредитные кооперативы,.

_Третья группа организаций берет на себя проведение расчетов. К ним в первую очередь относятся почта и телеграф.

Влияние кредитных организаций на экономику чрезвычайно велико, поскольку именно они обеспечивают функционирование финансового рынка, организуют перераспределение денежных средств между отдельными предприятиями, отраслями, территориями, физическими и юридическими лицами. При недостаточном развитии кредитной системы страдают темпы экономического развития, по­скольку предприятия, испытывая недостаток ресурсов для развития производства, не могут восполнить его за счет кредитных источников. Страдает и розничный сектор, поскольку население вынуждено подолгу накапливать средства вместо того, чтобы, взяв кредит, сразу же приобрести необходимый товар. Но оказывается и обратное влияние. Успешное развитие экономики способствует развитию и укреплению кредитной системы.

Создание кредитной системы Российской Федерации начинается с 1990-х годов. Для этого времени характерно появление многих банковских и страховых институтов. В соответствии с Указом Президента РФ в 1992 г. начинается создание негосударственных пенси­онных фондов. Однако для этого периода характерна неустойчивость российской кредитной системы, отсутствие достаточной нормативно-правовой базы, развитой системы контроля за ее участниками.

Принятие законов о негосударственных пенсионных фондах, инвестиционных фондах, кредитных кооперативах в конце 1990-х — начале 2000-х годов, создание системы государственного регулирования кредитных институтов, ужесточение требований к ним позволили значительно укрепить их надежность и доверие к ним со стороны населения, повысить их роль в решении социальных и экономических проблем предприятий и граждан России.

Банковская система Российской Федерации. Современная бан­ковская система Российской Федерации функционирует в соответ­ствии с Конституцией РФ, двумя специализированными федераль­ными законами: «О банках и банковской деятельности в РСФСР» № 396-1 1990 г. в редакции закона 1996 г. № 17-ФЗ с последующи­ми дополнениями и изменениями и Законом «О Центральном бан­ке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ с учетом до­полнений и изменений, а также Гражданским кодексом и другими нормативными актами.

К банковским операциям относятся:

Кроме того, банки вправе осуществлять следующие сделки:

• оказание консультационных и информационных услуг. Банкам запрещается заниматься производственной, торговой и

страховой деятельностью.

Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции.

По характеру проводимых операций небанковские кредитные организации (НКО) можно разделить на две группы.

1. Расчетные НКО, которые вправе:

В зависимости от функционального назначения НКО могут осуществлять обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг, осуществлять расчеты по пластиковым картам.

2. НКО, осуществляющие депозитив-кредитные операции и имеющие право:

Примером небанковской кредитной организации является Московская расчетная палата. Палата осуществляет открытие счетов, прием и выдачу наличных средств, установку электронной системы управления счетом «банк—клиент», встречные платежи для всех клиентов, зачисление денежных средств клиента «день в день» независимо от сумм поступлений, инкассацию денежных средств и ценных бумаг, платежи физических лиц без открытия счета.

Российская банковская система — двухуровневая. На первом уров­не находится Центральный банк (Банк России), который работает в основном с кредитными организациями (исключение составляют структурные единицы Федерального казначейства), на втором — коммерческие банки и небанковские кредитные организации. Кредитные ор­ганизации не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам кредитных организаций, кроме случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства.

Коммерческие банки. Коммерческие банки могут классифицироваться по ряду признаков.

По степени специализации банки делятся на специализированные на определенном направлении и универсальные.

К специализированным банкам, в частности, относятся:

Универсальные банки оказывают весь комплекс банковских услуг.

По организационно-правовой форме российская практика знает два основных вида банков: паевые и акционерные — открытого и закрытого типа.

В зависимости от источников формирования капитала банки могут быть с участием иностранного капитала или без него. В Рос­сии функционируют 144 кредитные организации с участием иностранного капитала, из них 48 со 100%-ным иностранным участием и 10 с иностранным участием от 50 до 100%.

Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций составляет 471 341 млн руб. (табл. 18.1).

Филиальная сеть российских КО на территории РФ по состоя­нию на 01.07.06 характеризуется следующими данными:

из них филиалов Сбербанка РФ — 923, их число также незначительно сократилось;

• филиалов банков со 100%-ным участием иностранного капитала — 79.

Кроме филиалов в России функционируют 12 737 дополнитель­ных офисов КО, в том числе Сберегательного банка России — 6166; операционных касс вне кассового узла кредитных организаций — 17 067; кредитно-кассовых офисов — 786.

Филиалы банков — нерезидентов на территории РФ отсутствуют. За рубежом функционируют три филиала российских КО, 13 представительств в ближнем зарубежье и 29 — в дальнем.

Страхование вкладов населения. Необходимость принятия закона о страховании вкладов в РФ возникла давно, тем более что такое страхование уже давно осуществляется в других странах.

Депозиты частных вкладчиков законодательно защищены при­мерно в 70 странах, из них в Европе — в 32 странах, Америке — в 14, Азии — в девяти. Однако во всех этих странах установлен разный объем ответственности страховой организации. Например, 100%-иое возмещение распространяется на 100 тыс. долл. в США, 25 тыс. долл. в странах Евросоюза, 4 тыс. долл. в Венгрии, 1,3 тыс. долл. в Казахстане.

Существует две принципиальные модели гарантий вкладов (остальные являются их разновидностями). Американская модель предусматривает создание особого государственного (или контролируемого государством) органа, участие кредитных организаций и совместное финансирование системы гарантий за счет как взносов банков, так и государственных средств. В германской модели управление системой гарантий осуществляют союзы кредитных организаций. Участие в ней формально добровольное, государственное финансирование отсутствует.

Современная банковская система РФ пережила уже два крупных кризиса. Первый, в августе 1995 г., выразился в крахе межбанковского кредитного рынка и неспособности многих банков рассчитаться по своим обязательствам.

Второй начался в августе 1998 г. Для него была характерна потеря ликвидности наиболее крупными банками, приостановка безналичных расчетов, потеря доверия к банковской системе со стороны населения. В. Геращенко, принявший руководство Банком России после этого кризиса, заявил, что потери российской банковской системы в результате финансового кризиса 1998 г. составили 100 млрд руб. По его словам, реальные активы банков сократились на 25%, а нехватка высоколиквидных активов составила 22 млрд руб. — почти 40% от необходимого объема. Кризис был настолько глубоким, что был преодолен только к концу 2000 г.

Кризисы кредитной системы породили недоверие к российской кредитной системе. Россияне предпочитали тезаврировать свои накопления, а не размещать их на счетах коммерческих банков. Для защиты прав вкладчиков, укрепления доверия к банковской системе, привлечения сбережений населения был принят Закон о страховании вкладов физических лиц в банках РФ от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ. Более подробно о страховании вкладов см. гл. 19.