logo
fin_kr_itog

38. Центральный банк рф

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее на­дежных банков, чьи банкноты могли наиболее успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Государство издавало активно способствующие этому процессу законы. В конце XIX — начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном центральном эмиссионном банке. Это название полностью определило место банка в банковской системе.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки бывают государственные, акционерные, смешанные.

Фактическая независимость центрального банка служит необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, например приближающимися очередными выборами. Независимость центрального банка особенно важна для ограничения воз можностей правительства использовать денежную эмиссию для по­крытия бюджетного дефицита.

В то же время независимость центрального банка от правительства относительна в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики.

Цели и структура Банка России. В соответствии с Законом «О Центральном банке (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Однако государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Деятельность Банка России подчинена следующим целям:

развитию и укреплению банковской системы России;

• обеспечению эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России, хотя его прибыль весьма значительна. Прибыль Банка определяется как разница между суммой доходов от банковских операций и сделок и расходов, связанных с осуществлением Банком своих функций.

Банк России перечисляет в федеральный бюджет 80% фактически полученной по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Оставшаяся прибыль направляется в резервы и фонды различного на­значения.

Банк России подотчетен Государственной Думе РФ, которая:

В пределах, разрешенных Конституцией и законами, Банк России независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти и другие органы власти не имеют права вмешиваться в его деятельность. Более того, нормативные акты, изданные ЦБ РФ в пределах его компетенции, обязательны для федеральных органов государственной власти

Органы управления Банка России. Во главе Банка России стоит Совет директоров под руководством Председателя. Совет директоров состоит из 12 членов. Члены Совета директоров работают на постоянной основе.

Совет директоров выполняет следующие функции:

Национальный банковский совет — коллегиальный орган Банка. В состав Совета входят 12 человек, из которых двое направляются

Советом Федерации из числа его членов, трое — Государственной Думой из числа ее депутатов, трое — Президентом РФ, трое — Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают заработную плату за эту деятельность.

В компетенцию Национального банковского совета входит:

утверждение по предложению Совета директоров порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в его распоряжении;

• утверждение по предложению Совета директоров отчета о расходах Банка на административно-хозяйственные нужды.

Структура Банка России. Банк России представляет собой еди­ную централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка.

Банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства.

Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, в соответствии с которым территориальные учреждения Банка — это его обособленные подразделения, осуществляющие на территории субъекта РФ часть его функций и входящие в единую централизованную систему Банка России.

Территориальные учреждения участвуют в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; обеспечивают развитие и укрепление банковской системы, эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов, регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций, организацию и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг, организацию валютного контроля; анализ состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.

Полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с федеральными законами, а также с нормативными актами Банка России.

Полевые учреждения Банка России — это воинские учреждения, которые руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместно Банком России и Министерством обороны РФ.

Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка, в тех случаях, когда создание и функционирование его территориальных учреждений невозможны.

Операции и сделки Банка России. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ:

В случаях, предусмотренных федеральными законами, Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц.

В регионах, где отсутствуют кредитные организации, Банк Рос­сии также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями.

Банк России не имеет права:

• осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских

операций, и с физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных законом;

Операции Банка делятся на пассивные и активные. К пассивным относятся операции, с помощью которых образуются его ресурсы, к активным — операции по размещению ресурсов.

Основным источником ресурсов Банка России является эмиссия банкнот, на втором по важности месте находятся средства коммерческих банков на корреспондентских счетах, на счете обязательных резервов, депозиты коммерческих банков и средства бюджета. В пассиве баланса Банка также отражен его уставный капитал в размере 3 млрд руб.

Основная масса средств Банка России вложена в ценные бумаги, на втором по объему месте находятся средства, вложенные в валютные ценности, размещенные у нерезидентов.