41. Типы дивидендной политики
Тип политики
| Преимущества | Недостатки |
1. Начисление дивидендов по остаточному принципу | 1. Обеспечение максимально возможных темпов роста фирмы и требуемого уровня финансирования за счет внутренних источников | 1. Нестабильность и неопределенность будущих дивидендов. 2. Негативный фактор для потенциальных инвесторов и рынка |
2. Поддержание целевого норматива коэффициента дивидендных выплат PR | 1. Стабильный уровень дивидендов. 2. Четко определенная и предсказуемая дивидендная политика для инвесторов | 1. Снижает возможность и темп роста фирмы за счет внутренних источников. 2. Необходимость привлечения внешних источников финансирования в случае благоприятных инвестиционных возможностей. 3. Необходимость снижать уровень выплат при неблагоприятных условиях |
3. Гарантированный минимум + дополнительные (экстра) дивиденды | 1. Возможность гибко увеличивать дивиденды при росте прибыли и не сокращать их при ее снижении. 2. Поощряет заинтересованность менеджмента и акционеров в повышении прибыльности компании. 3. Определяя экстра-выплаты как возможные, менеджмент сигнализирует о том, что они не являются постоянными | 1. Необходимость зарабатывать некоторый минимум прибыли для выплаты гарантированных дивидендов. 2. Негативная реакция инвесторов и рынка в случае изменения дивидендной политики |
4. Постоянное значение дивиденда на акцию | 1. Прогнозируемый денежный поток для инвесторов. 2. Удобство планирования движения денежных средств для компании | 1. Невыплата дивиденда при отсутствии или недостаточности прибыли. 2. Недополучение дохода инвесторами в случае роста прибыли |
40. Основные теории дивидендной политики
1. Теория независимости дивидендов (авторы Ф. Модильям и М. Миллер - ММ).
Авторы утверждают, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость акций, ни на благосостояние акционеров, так как доходность компании зависит не столько от величины капитализируемой прибыли, сколько от избранной инвестиционной политики. Для будущих инвесторов важна общая доходность.
2. Теория предпочтительности дивидендов («Синица в руках». Авторы М.Гордон и Д. Линтнер).
Авторы данной теории утверждают, что дивидендная политика влияет на благосостояние акционеров. Согласно этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительнее капитализации прибыли.
3. Сигнальная теория дивидендов.
Согласно этой теории высокие дивиденды «сигнализируют» о том, что компания на подъеме, следовательно, ожидается существенный рост прибыли, что является привлекательным для инвесторов и акционеров.
4. Теория налоговой дифференциации.
С позиций акционеров приоритетной является не дивидендная, а катализируемая доходность, так как дивиденды облагаются большим налогом, чем катализируемая прибыль, имеющая налоговую защиту. Но такой подход не устраивает многочисленных мелких акционеров с низким уровнем дохода, которые нуждаются в текущих дивидендных выплатах. Вследствие этого может упасть спрос на акции с небольшим уровнем дивидендов.
К основным факторам, влияющим на дивидендную политику, относятся следующие:
инвестиционные возможности компании;
стоимость привлечения дополнительного капитала;
наличие резерва собственных средств, сформированного в предыдущем периоде;
доступность кредитов на рынке;
уровень налогообложения дивидендов, имущества, прибыли;
эффект финансового рычага;
ликвидность (недостаток денежных средств затрудняет выплату дивидендов; компания может взять кредит под выплату дивидендов, но это крайне невыгодно);
уровень дивидендных выплат фирм-конкурентов (низкий уровень дивидендов может привести к массовому «сбросу» акций; может возникнуть риск захвата компании конкурентом).
Различные варианты дивидендной политики (Ia, IIb и IIIc) на прогнозный период.
Вариант Ia предполагает выплату фиксированного дивиденда на протяжении рассматриваемого периода.
Варианты IIb и IIIc — увеличение дивидендных выплат.
Этапы составления дивидендной политики в соответствии с выделенными этапами.
1. Разработка плана бюджета капиталовложений на планируемый период
2. Определение целевого коэффициента дивидендных выплат. Коэффициент дивидендных выплат PR определяется по формуле:
3. Анализ осуществимости и выбор оптимального варианта дивидендной политики (таблица 7.4).
- 1. Принципы построения финансовой отчетности. Содержание финансовой отчетности.
- 2. Анализ финансового состояния предприятия
- Отчет об изменениях капитала
- Отчет о движении денежных средств
- 4. Финансирование внеоборотных активов компании
- 5. Показатели эффективности использования оборотных активов
- 6. Классификация оборотных активов
- 7. Операционный, производственный и финансовый цикл оборотных активов;
- 8. Собственные и чистые оборотные активы
- 9. Потребность компании в собственных оборотных средствах
- 10. Модели стратегии финансирования оборотных активов
- 11. Нормирование размера текущих запасов
- 12. «Система abc».
- 13. Определение оптимального размера остатка денежных активов по модели Баумоля и модели Миллера-Орра
- 14. Оценка эффективности использования собственного капитала
- 15. Расчет чистых активов компании
- 16-17. Оценка стоимости собственного капитала за счет внутренних источников привлечения
- 18. Операционный рычаг как метод управления прибылью
- 19. Эффект финансового левериджа
- 20. Оценка стоимости привлекаемого заемного капитала из различных источников.
- 2)Стоимость облигационного займа
- 21. Средневзвешенная стоимость капитала и предельная стоимость капитала.
- 22. Методы оптимизации структуры капитала;
- 23. Анализ денежных потоков компании
- 24. Оптимизация денежных потоков компании
- 2. Базовые концепции финансового менеджмента
- 1.3. Механизм финансового менеджмента
- Финансового менеджмента
- 4. Понятие информационной системы финансового менеджмента.
- 5. Пользователи финансовой отчетности
- 16. Цели, задачи и этапы управление запасами компании;
- 19. Управление дебиторской задолженностью;
- 20. Понятие и типы кредитной политики
- 21. Управление денежными средствами.
- Денежные активы
- 23. Классификация капитала компании;
- 24. Этапы управления формированием собственным капиталом компании;
- 27. Источники формирования собственного капитала компании
- 33. Формы заемного капитала компании
- 32. Классификация заемных источников формирования капитала компании
- 33. Этапы управления привлечения заемного капитала
- 37.Теории структуры капитала;
- 39. Дивидендная политика компании
- 41. Типы дивидендной политики