logo search
УМКД НЭ РУСДВК Паша

2.Состав и структура доходов и расходов бюджета в Казахстане

Состав и структура доходов и расходов зависит от направлений осуществляемой бюджетно-налоговой политики страны, на каждом конкретном этапе социально-экономического развития, соответствующих форм и методов формирования доходов и использования расходов.

Структура доходов и расходов, определяется бюджетной классификацией, которая предусматривает их систематизированную группировку и состоит из следующих разделов:

  1. доходы:

- налоговые поступления;

- неналоговые поступления;

- поступления от продажи основного капитала;

- поступления трансфертов;

  1. затраты:

  2. операционное сальдо:

  3. чистое бюджетное кредитование:

- бюджетные кредиты;

- погашение бюджетных кредитов;

  1. сальдо по операциям с финансовыми активами:

- приобретение финансовых активов;

- поступления от продажи финансовых активов государства;

  1. дефицит (профицит) государства;

  2. финансирование дефицита (использование профицита) бюджета;

- поступление займов;

- погашение займов;

- движение остатков бюджетных средств.

В соответствии с Концепцией формирования и использования средств Национального фонда с 2006г. в рамках принятой среднесрочной фискальной политики предусматриваются следующие состав и структура доходов и расходов государственного бюджета

Таблица 12.4. Структура доходов и расходов государственного бюджета в процентах в ВВП

Наименование показателей

2007г.

2008 г.

2009 г.

Ненефтяные доходы

18,2

17,4

16,6

Налоговые поступления

17,2

16,5

16,1

Неналоговые поступления:

0,39

0,34

0,30

Доходы от продажи основного капитала

0,61

0,53

0,20

Расходы

22,1

20,9

19,4

Госуслуги общего характера

1,4

1,2

0,9

Оборона

1,4

1,4

1,3

Общественный порядок,безопасность,правовая.,судебная,уголовно -исполнительская деятельность

2,0

1,9

1,7

Образование

3,6

3,6

3,6

Здравоохранение

2,6

2,7

2,6

Социальная помощь и социальное обеспечение

4,3

4,4

4,4

Жилищно-коммунальное хозяйство

1,2

1,0

0,9

Культура, спорт, туризм, информационное пространство

0,7

0,6

0,6

Сельское,водное, лесное, рыбное хозяйство,особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды, животного мира, земельные отношения

1,0

0,9

0,8

Топливно-энергетический комплекс и недропользование

0,4

0,3

0,2

Промышленность,архитектурная,градостроительная и строительная деятельность транспорт и коммуникации

Прочие

Обслуживание долга

0,0

1,7

1,4

0,4

0,0

1,6

1,0

0,3

0,0

1,6

0,7

0,2

*Источник: по данным Министерства финансов Республики Казахстан.

Структура доходов и расходов государственного бюджета отражает . реформирование бюджетной системы в целях обеспечения оптимального баланса распределения нефтяных поступлений между республиканским бюджетом и Национальным фондом. Доходы государственного бюджета имеют тенденцию своего ежегодного увеличения. Так, в 1995г. доля доходов бюджета к ВВП составляла 21.6%,а в 2005г. уже- 28.2%.Увеличение доли доходов государственного бюджета по отношению к ВВП связано с двумя факторами: во-первых, общим ростом национальной экономики (в среднем ежегодный прирост объема ВВП за этот период составлял около 9%); во-вторых, улучшением налогового администрирования в республике.Основная доля в доходах государственного бюджета приходится на налоговые поступления, которые в 1995 году составили 80,3%, а в 2005 году 95,2%, т.е. их доля возросла на 14,9 процентных пункта, что свидетельствует об устойчивом росте производства, улучшении финансового положения предприятий, активизации инвестиционных процессов.

Действительно, преодоление негативных тенденций кризиса 1998 года, выражавшихся в снижении доходов в реальном исчислении и росте недоимки, потребовало повысить контроль и дисциплину уплаты налогов. Начиная с 1999 года внедрен мониторинг наиболее крупных налогоплательщиков республики. Результатом внедрения мониторинга крупных налогоплательщиков явился рост поступлений налогов от данной категории плательщиков и увеличение их доли в бюджете. Так, доля налогов от крупных налогоплательщиков в объеме доходов бюджета выросла с 33% в 1999 году до 52% в 2005 году.

B составе доходов государственного бюджета Республики Казахстан важно определить соотношение поступлений от предприятий нефтяного и ненефтяного секторов. Это обусловлено тем, что в настоящий момент экономика нашей страны в значительной степени финансируется за счет экспорта нефти и поэтому при осуществлении дальнейшей фискальной политики необходимо стремиться к снижению зависимости доходной части бюджета от резких колебаний мировых цен на нефть. В связи с этим, особый интерес представляет концепция устойчивого ненефтяного дефицита бюджета, который не учитывает поступления нефтяных доходов и, соответственно, не имеет прямой зависимости от ситуации, складывающейся на мировом рынке нефти.

Таблица