39) Экологическая политика государства в условиях рынка.
В основу проведения экологической политики и ее финансирования в большинстве развитых стран был положен принцип нормативного качественного состояния окружающей среды, которое достигается путем установления стандартов на загрязнения различного рода. Нормативное регулирование служит сегодня основным каналом воздействия экологической политики на хозяйственную деятельность, инвестиционную активность, инновационный процесс.
Законодательная деятельность в области охраны окружающей среды получила быстрое распространение. В развитых странах приняты законы и акты, регламентирующие нормы, процедуры природопользования, дающие методические рекомендации, декларирующие природоохранные принципы. В них закреплена роль государства по регулированию природосберегающей деятельности, определены права и обязанности природопользователей. В специальных природоохранных законах вводится система стандартов, инструментов и рычагов регулирования, устанавливаются санкции в отношении нарушителей правовых норм. В России комплексный Закон «Об охране окружающей природной среды» был принят в 1991 г.
Эффективная экологическая политика государства основывается на гибком сочетании макроэкономических мер и мероприятий, имеющих собственно экологическую направленность. Макроэкономические меры - это меры, которые проводятся в рамках всей экономики или на уровне отдельных секторов (народнохозяйственных комплексов).10Они могут не иметь в явном виде экологических целей. Среди таких мероприятий можно выделить структурную перестройку, изменение обменного курса национальной валюты, сокращение дефицита государственного бюджета, финансово-кредитную политику, либерализацию внешней торговли, усиление роли частного сектора, институциональные преобразования, реформы цен и налогообложения в основных секторах экономики, создание условий для иностранных инвестиций и т.д. Все эти мероприятия, механизмы и реформы неизбежно в той или иной степени сказываются на экологической ситуации.
Так, осуществляемый в России переход к рынку предполагает задание жестких экологических рамок для альтернативных вариантов развития. В условиях жесткой конкуренции, массовых банкротств, ужесточения финансовой ситуации для предприятий (вне зависимости от их типа - государственных, кооперативных, акционерных, частных, и от сферы деятельности - промышленность, сельское хозяйство и т.д.) одной из первых жертв борьбы за выживание становится природа. Предприятия стремятся всячески экономить на природоохранных мерах, на приобретении экологического оборудования, так как экологические затраты не увеличивают выпуск основной производственной продукции, кроме того или скрываются выбросы и сбросы загрязняющих веществ, захоронения отходов для того, чтобы избежать платы за них, штрафов и т.д. С учетом отдаленных эколого-экономических последствий недостаточный учет экологических аспектов ведения хозяйства при проведении макроэкономических преобразований может привести к разрушению природной среды, что в конечном счете разрушит и саму экономику, и рынок.
На макроэкономическом уровне государственное регулирование должно носить эколого-сбалансированный характер. Например, суть экологически ориентированного изменения структуры экономики состоит в стабилизации роста и объемов производства природоэксплуатирующих, ресурсодобывающих отраслей при быстром развитии на современной технологической основе всех производств, связанных с преобразованием природного вещества.11Речь идет о глобальном перераспределении трудовых, материальных, финансовых ресурсов в пользу ресурсосберегающих отраслей и видов деятельности. Такая структурная перестройка экономики позволит значительно уменьшить природоемкость производимой продукции и услуг, снизить нагрузку на окружающую среду и сократить общую потребность в природных ресурсах.
Система специальных механизмов и инструментов, непосредственно связанных с охраной окружающей среды и эксплуатацией природных ресурсов, включает мероприятия, имеющие собственно экологическую направленность и ожидаемый экологический эффект. Ее основными элементами являются:12
- непосредственное осуществление государством различных мер природоохранного характера (организация и финансирование соответствующих НИОКР, подготовка специалистов, установка очистительных сооружений и осуществление мероприятий по отдельным объектам, выполнение обязательств в рамках международных программ и организаций);
- контрольно-запретительное регулирование (экологическая экспертиза, экологические нормативы и ограничения, соглашения между государством и корпорациями, государственное инспектирование предприятий, приостановление деятельности, экономические и административные санкции: платежи за загрязнение, штрафы за нарушение природоохранных законов);
- государственное экономическое стимулирование и поддержка природоохранной деятельности частного сектора (косвенные субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, ускоренная амортизация экологически чистой техники, налоговые льготы, создание бюджетных и внебюджетных экологических фондов);
- меры государства, побуждающие природопользователей к охране окружающей среды (побудительные отчисления за загрязнение, купля-продажа прав на загрязнение);
- формирование и реализация экологических программ.
Эти мероприятия нацелены на охрану окружающей среды и улучшение использования природных ресурсов. Данные меры носят в большинстве случаев вспомогательный (компенсирующий) и локальный характер по отношению к макроэкономическим мероприятиям. В случае появления негативных экологических эффектов от проведения «большой» экономической политики, государство бывает вынуждено реализовывать дополнительные экологические программы или мероприятия для стабилизации ухудшающейся экологической ситуации.
- 1) Типы экономических систем и экономические формы собственности
- 2) Формы и методы государственного регулирования экономики
- Инструментарий кредитно-денежной политики. В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:
- Макроэкономическая стабилизация.
- Перераспределение доходов.
- 4) Роль и функции государственного сектора экономики.
- 5) Становление и развитие государственного регулирования экономики.
- 6) Планирование, программирование и прогнозирование, как формы регулирования.
- 7) Методы обоснования плановых решений
- 8) Финансово-экономические средства государственного регулирования.
- 9) Бюджетное регулирование
- 10) Налоги в системе государственного регулирования экономики.
- Экономический смысл снижения налоговых ставок
- 11) Цели в системе государственного регулирования экономики
- 12) Государственное регулирование экономического потенциала.
- 13) Государственное регулирование трудового потенциала.
- 14) Промышленность рф, формы ее территориальной организации. Прогнозирование и планирование промышленного производства.
- 15) Аграрная политика. Прогнозирование апк.
- 16) Государственное регулирование транспортного комплекса.
- 17) Государственное регулирование развития социальной сферы.
- 18) Социальная политика рф. Социальные нормы и нормативы – основа государственного регулирования социального развития.
- 19) Государственное регулирование оплаты труда. Методы планирования и прогнозирования реальных доходов потребления.
- 20) Планирование и прогнозирование промышленности.
- 21 ) Государственное регулирование материального производства. Государственный заказ и порядок его размещения.
- 22) Государственная поддержка апк.
- 23) Методы финансовой поддержки предприятий за счет централизованно распределительных ресурсов. Неуверенна!
- 24) Понятие и виды инвестиций. Источники финансирования инвестиций.
- 25) Методы стимулирования инвестиций. Способы привлечения капитала.
- 26) Структура финансового рынка. Организация рынков кредитов.
- 27) Регулирование валютного рынка.
- 28) Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 29) Основные направления внешнеэкономической политики государства.
- 30) Таможенные пошлины. Нетарифные методы.
- 31) Принципы региональной государственной экономической политики на современном этапе.
- 33) Государственное регулирование развития свободных экономических зон.
- 34) Формы и методы государственного регулирования сэз.
- 36) Сущность отношения собственности, виды собственности.
- 37) Роль малого бизнеса в развитии конкуренции и его государственная поддержка.
- 38) Методы и организация государственного регулирования экономики.
- 39) Экологическая политика государства в условиях рынка.
- 40) Основные задачи государственного регулирования природопользования.
- 41) Методы регулирования природопользования.