17. Управление структурой капитала.
Финансовую основу предприятия представляет сформированный им собственный капитал. Под собственным капиталом понимается общая сумма средств, принадлежащих предприятию на правах собственности и используемых им для формирования активов. Формирование собственного капитала предприятия подчинено двум основным целям: 1. Формированию за счет собственного капитала необходимого объема внеоборотных активов. 2. Формированию за счет собственного капитала определенного объема оборотных активов. Процесс управления собственным капиталом предприятия проходит следующие этапы: 1. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия. 2. Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах. 3. Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников. 4. Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. При изыскании резервов роста собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников следует исходить из необходимости максимизации совокупной их суммы. 5. Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников. 6. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов. Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях: - обеспечении минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов; - обеспечении сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями. Процесс управления привлечением заемных средств предприятием строится по следующим основным этапам. 1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования. Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах. 2. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. 3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. 4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. 5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. Полный срок использования заемных средств представляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода: а) срок полезного использования; б) льготный (грационный) период; в) срок погашения. Срок полезного использования — это период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственной деятельности. Льготный (грационный) период - это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств. Срок погашения — это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. 6. Определение форм привлечения заемных средств. Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности. 7. Определение состава основных кредиторов. Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание. 8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов. 9. Обеспечение эффективного использования кредитов. Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. 10.Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. С целью этого обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.
- Понятие и сущность финансового менеджмента.
- 2. Базовые концепции финансового менеджмента.
- 3.Источники финансирования деятельности предприятия.
- 4. Система финансового менеджмента.
- Рынок капитала (фондовый рынок), участники рынка. Инвестиционные институты.
- Первичные ценные бумаги
- 7. Договорные обязательства
- 8. Производные ценные бумаги.
- 9. Управление собственным капиталом предприятия.
- 10.Управление заемным капиталом предприятия.
- 11. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников.
- 12. Управление привлечением банковского кредита.
- 13. Управление финансовым лизингом.
- 14. Управление облигационным займом.
- 15. Управление привлечением коммерческого кредита.
- 16. Управление внутренней кредиторской задолженностью.
- 17. Управление структурой капитала.
- 18. Управление структурой затрат предприятия и отдельными группами затрат.
- 20. Управление прибылью предприятия: дивидендная и эмиссионная политика предприятия.
- 22. Финансовый цикл предприятия.
- 23. Управление материально-производственными запасами на предприятии.
- 24. Управление дебиторской задолженностью на предприятии.
- 25. Управление денежными средствами предприятия.
- 26. Управление основными фондами на предприятии.
- 27. Управление финансовыми рисками.
- 28. Управление инвестициями.
- 29. Управление финансами в условиях инфляции.
- 30. Внутрифирменное финансовое планирование.
- 31. Финансовый контроль на предприятии.
- Задачи финансового контроля Задачи по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня
- Задачи по обеспечению интересов собственника
- Классификация финансового контроля По субъекту контроля
- Государственный контроль
- По времени проведения
- По направлению
- По срокам выполнения
- По источнику финансирования
- 32. Банкротство предприятий.
- 33. Антикризисное управление
- 34. Финансовый менеджмент малого бизнеса.
- 35. Корпоративная реструктуризация.
- Этапы реструктуризации компании
- Стратегия компании и цели реструктуризации
- Основные риски, связанные с проведением реструктуризации
- 36.Информационные технологии в финансовом менеджменте.