20. Управление прибылью предприятия: дивидендная и эмиссионная политика предприятия.
Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что предприятие, в акции которого они вложили свои деньги, работает успешно. Дивидендная политика формируется советом директоров в зависимости от целей акционерного общества, и определяет доли прибыли, которые выплачиваются акционерам в виде дивидендов или остаются в виде нераспределенной прибыли и реинвестируется. Основная трудность при формировании дивидендной политики - найти оптимальные пропорции между потребляемой и капитализируемой частями прибыли. Первая направляется на дивидендные выплаты акционерам, вторая может быть реинвестирована в бизнес. Реинвестирование прибыли – более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования предприятия, расширяющего свою деятельность. Реинвестирование прибыли позволяет избежать дополнительных расходов, которые имеют место при выпуске новых акций. Так как стратегическая задача менеджмента любой компании – максимизация богатства акционеров, то и дивидендная политика должна строиться с учетом интересов последних. Однако было бы заблуждением считать, что наилучшим решением для владельцев акций является выделение на дивидендные выплаты большей части прибыли. Дело в том, что максимизация богатства акционеров предполагает не только увеличение их текущих доходов, но и долгосрочный рост стоимости компании. И здесь нужно вспомнить о том, что нераспределенная прибыль - важнейший источник собственного капитала, который можно вложить в развитие бизнеса. Право на получение дивидендов, т.е. на участие в прибыли компании, - одно из безусловных прав акционеров, но нельзя забывать о том, что акционерное общество не берет на себя никаких обязательств в отношении регулярных выплат своим акционерам, ведь они являются совладельцами компании, а значит, должны принимать на себя риск возможных убытков. Финансирование инвестиционных проектов за счет нераспределенной прибыли может оказаться для акционеров более выгодным, чем получение дивидендов (т.е. фактически «проедание» прибыли). Долю прибыли, направляемую на выплату дивидендов, следует рассматривать через призму жизненного цикла предприятия. Фирмы на стадии зрелости, имеющие устойчивое финансовое положение и крепкие позиции на рынке, не испытывают потребности в значительных капиталовложениях, и поэтому основную часть прибыли могут распределять среди акционеров. Напротив, молодые компании, вступившие в фазу динамичного роста и еще не закрепившиеся на рынке, нуждаются в масштабных инвестициях на расширение и развитие бизнеса. Теории Модильяни – Миллера и М. Гордона С теоретической позиции выбор дивидендной политики предпологает решение двух ключевых вопросов: 1. Влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров? 2. Если да, то какова должна быть оптимальная их величина? Первый подход носит название «Теория начисления дивидендов по остаточному принципу». Его последователи считают, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров, поэтому оптимальная стратегия в дивидендной политике заключается в том, чтобы дивиденды начислялись после того, как проанализированы все возможности для эффективного реинвестирования прибыли. Таким образом, дивиденды выплачиваются только в том случае, если профинансированы за счет прибыли все приемлемые инвестиционные проекты. Если всю прибыль целесообразно использовать для реинвестирования, дивиденды не выплачиваются совсем, но если у предприятия нет приемлемых инвестиционных проектов, прибыль в полном объеме направляется на выплату дивидендов. Оппоненты теории Модильяни – Миллера считают, что дивидендная политика влияет на величину совокупного богатства акционеров. Основным идеологом второго подхода к проблеме выбора дивидендной политики является М. Гордон. Основной его аргумент выражается крылатой фразой «Лучше синица в руке, чем журавль в небе» и состоит в том, что инвесторы, исходя из принципа минимизации риска, всегда предпочитают текущие дивиденды возможным будущим, как и возможному приросту акционерного капитала. Кроме того, текущие дивидендные выплаты уменьшают уровень неопределенности инвесторов относительно выгодности инвестирования в данное предприятие, тем самым их удовлетворяет меньшая норма дохода на инвестированный капитал, что приводит к возрастанию рыночной оценки акционерного капитала. Напротив, если дивиденды не выплачиваются, неопределенность возрастет, возрастет и приемлемая для акционеров норма дохода, что приводит к снижению рыночной оценки акционерного капитала. К факторам, влияющим на дивидендную политику: 1. Ограничения правового характера 2. Ограничения контрактного характера 3. Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью 4. Ограничения в связи с расширением производства 5. Ограничения в связи с интересами акционеров 6. Ограничения рекламно-финансового характера 21. Политика управления текущими активами и текущими пассивами предприятия
Если предприятие не ставит никаких ограничений в наращивании текущих активов, держит значительные денежные средства, имеет значительные запасы сырья и готовой продукции и, стимулируя покупателей, раздувает дебиторскую задолженность - удельный вес текущих активов в общей сумме всех активов высок, а период оборачиваемости оборотных средств длителен, - это признаки агрессивной политики управления текущими активами. Агрессивная политика способна снять с повестки дня вопрос возрастания риска технической неплатежеспособности, но не может обеспечить повышенную экономическую рентабельность активов
Если предприятие всячески сдерживает рост текущих активов, стараясь минимизировать их - удельный вес текущих активов в общей сумме всех активов низок, а период оборачиваемости оборотных средств краток - это признаки консервативной политики управления текущими активами («худо-бедно»). Такую политику предприятия ведут либо в условиях достаточной определенности ситуации, когда объем продаж, сроки поступлений и платежей, необходимый объем запасов и точное время их потребления и т. д. известны заранее, либо при необходимости строжайшей экономии буквально на всем. Консервативная политика управления текущими активами обеспечивает высокую экономическую рентабельность активов, но несет в себе чрезмерный риск возникновения технической неплатежеспособности из-за малейшей заминки или ошибки в расчетах, ведущей к десинхронизации сроков поступлений и выплат предприятия.
Если предприятие придерживается «центристской позиции» - это умеренная политика управления текущими активами. И экономическая рентабельность активов, и риск технической неплатежеспособности, и период оборачиваемости оборотных средств находятся на средних уровнях.
Признаком агрессивной политики управления текущими пассивами служит абсолютное преобладание краткосрочного кредита в общей сумме всех пассивов. При такой политике у предприятия повышается уровень эффекта финансового рычага. Постоянные затраты отягощаются процентами за кредит, увеличивается сила воздействия операционного рычага, но все же в меньшей степени, чем при преимущественном использовании более дорогого долгосрочного кредита, как это обычно бывает в случае выбора консервативной политики управления текущими пассивами. Признаком консервативной политики управления текущими пассивами служит отсутствие или очень низкий удельный вес краткосрочного кредита в общей сумме всех пассивов предприятия. И стабильные, и нестабильные активы при этом финансируются, в основном, за счет постоянных пассивов (собственных средств и долгосрочных кредитов и займов). Признаком умеренной политики управления текущими пассивами служит нейтральный (средний) уровень краткосрочного кредита в общей сумме всех пассивов предприятия.
- Понятие и сущность финансового менеджмента.
- 2. Базовые концепции финансового менеджмента.
- 3.Источники финансирования деятельности предприятия.
- 4. Система финансового менеджмента.
- Рынок капитала (фондовый рынок), участники рынка. Инвестиционные институты.
- Первичные ценные бумаги
- 7. Договорные обязательства
- 8. Производные ценные бумаги.
- 9. Управление собственным капиталом предприятия.
- 10.Управление заемным капиталом предприятия.
- 11. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников.
- 12. Управление привлечением банковского кредита.
- 13. Управление финансовым лизингом.
- 14. Управление облигационным займом.
- 15. Управление привлечением коммерческого кредита.
- 16. Управление внутренней кредиторской задолженностью.
- 17. Управление структурой капитала.
- 18. Управление структурой затрат предприятия и отдельными группами затрат.
- 20. Управление прибылью предприятия: дивидендная и эмиссионная политика предприятия.
- 22. Финансовый цикл предприятия.
- 23. Управление материально-производственными запасами на предприятии.
- 24. Управление дебиторской задолженностью на предприятии.
- 25. Управление денежными средствами предприятия.
- 26. Управление основными фондами на предприятии.
- 27. Управление финансовыми рисками.
- 28. Управление инвестициями.
- 29. Управление финансами в условиях инфляции.
- 30. Внутрифирменное финансовое планирование.
- 31. Финансовый контроль на предприятии.
- Задачи финансового контроля Задачи по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня
- Задачи по обеспечению интересов собственника
- Классификация финансового контроля По субъекту контроля
- Государственный контроль
- По времени проведения
- По направлению
- По срокам выполнения
- По источнику финансирования
- 32. Банкротство предприятий.
- 33. Антикризисное управление
- 34. Финансовый менеджмент малого бизнеса.
- 35. Корпоративная реструктуризация.
- Этапы реструктуризации компании
- Стратегия компании и цели реструктуризации
- Основные риски, связанные с проведением реструктуризации
- 36.Информационные технологии в финансовом менеджменте.